Гимн артистическому... балдежу
В Национальном театре им. И. Франко «прочли» роман Сергея Жадана![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20111005/4179-7-1.jpg)
На прошлой неделе в Киеве состоялась премьера спектакля «Гимн демократической молодежи».
Лет двадцать назад, когда нынешние ведущие актеры франковской сцены были озорными юнцами, их «философские настроения и муки» часто выплескивались в капустниках, театральных поздравлениях и закулисных приколах. Ныне только «периодическая печаль» свидетельствует о соревновательности художественной атмосферы в нашей столице. Вообще, в нашей настоящей жизни самый больший дефицит — это дефицит праздника. Праздника, без которого даже реальный экономический прогресс ничего не стоит. И поэтому, когда современный украинский театр упрекают в гиперразвлекательности, я — с теми, кто не бьется головой о сцену, а улыбкой и юмором крушат унынье. Премьера франковцев вышла веселой и умной. Напомнила постановку Сергея Данченко «За двумя зайцами», в которой он выступил «первопокрывателем» жестокой именной пародии, резкой актуализации смехотворения, неистовства актерской импровизации. Словом, призвал вести артистов «поддавающим» образом, конечно, исключительно в смысле пьянящей радости творчества. И как говорил великий переделкин Игорь Кочевых, «на том и погрешили».
Сейчас возвышенность и ироничность, легкость глубоких размышлений, простота и изысканность существования стали признаками франковского стиля.
Совершенствовать и закалять его на современном литературном материале «мечта в голову стукнула» Юрию Одинокому. Выбрал он написанный в 2006 году роман Сергея Жадана «Гимн демократической молодежи». О результате я сказал бы, что «разведка болью» предъявила интересного «языка». Оказалось, что этих художников отличает собственный невроз любви, и счастье они «поминают» по-разному. Поэтому в спектакле появилась история любви Марты (Ксения Баша) и Сан Саныча (Дмитрий Рыбалевский), написанная Жаданом по Одинокому, потому что для Сергея любовь — это большое недоразумение, а для Юрия — божественное ослепление. Вот и исчезла щемящая история лесбиянки и правильного Сан Саныча, а вместо этого возникло вполне понятное безумие «самоубийцы на табуретке», то есть мопедистки и экс-боксера, который пишет диссертацию «Об особенностях борьбы в период первичного накопления капитала». Подано ее хорошо: при помощи проверенных режиссером приемов — пробежек, драк, объятий, подъемов переворотом и подскоков до самоубийства, которые зрителями воспринимаются благосклонно до слез.
Настоящими «полюсами», а если извините нескромность, скажу, как думаю, «вершинами» актерского осмысления стали образы Валентины Валентиновны (Людмила Смородина) и Славика (Остап Ступка). В пикантной ситуации с борьбой за открытие, функционирование и, наконец, финансовое выживание гей-клуба «Бутерброд» они размыкают «равнобедственный» треугольник нафталинно-взяточно-законной бюрократии, трудолюбивых романтиков и рантье в «малиновых» пиджаках, которые уверены, что карманы решают все. Валентина Валентиновна Людмилы Смородины — «дама с комедией», которая «не ждет манто с неба». Костюм (от берета до босоножек), прическа, грим, такие кислотно-известные интонации, деловая походка руководящей дамы — ну все, все, все — блестящий шарж на чиновничество в «золотой раме» женской доброжелательности, которая не имеет разумных границ. Славик (Остапа Ступки) — уже вторая прекрасная комедийная роль, сделанная вместе с режиссером Юрием Одиноким, но совершенно по-другому. Внешне ничего особенного, но калейдоскоп мнений, пинг-понг идей, разнообразие фантазий делают персонаж нежным, симпатичным, трогательным. Что говорить, если первый же выход актера вызывает улыбку, которую еще много раз сменит неудержимый смех.
Урожай на актерские находки очень богат! И, безусловно, будет расти в цене с каждым спектаклем. Станут компактнее и от этого еще ярче переводчица Зина (Татьяны Жирко-Олексенко), которая жонглирует целомудрием и стервозностью с множеством оттенков; пафосно-подвижническая, с «торс-мажорными обстоятельствами», рулевая концерта (Анастасии Добрыниной), пафосный коньякадзе Николай Сачок (Евгения Шаха), «боксеры за справедливость» и «суперксероксы» во главе с Павлом Пискуном, словом, все, кто готов бороться «за место под спонсором», насколько бы это не превращало человека в посмешище.
Иностранный преподобный Джонсон-и-Джонсон (Алексея Богдановича) — весь в белом в начале и весь в былом в конце, внешним видом, гипнотическими движениями и переведенным словом наивно поучает тех, о ком в конце растерянно провозгласит: «Вы так живете, будто оказываете кому-то услугу». Возможно, мы действительно недостаточно жадны к жизни, своего чураемся и чужому не учимся? И от этого самопознания «пот выступает, как клоуны на арене», а «события разворачиваются вокруг тебя, словно простыни». Последнюю фразу сценограф Виктор Шульга реализовал буквально. На сцене — каркас многоэтажки, составленной из кубиков комнат. Вместо стен на некоторых —занавески-простыни. Конструкция мощная, занимает всю сцену. Все время думаешь, когда она заработает, изменится, наполнится чем-то. А она так и остается долгостроем, который вместо душевного уюта непривычный «бросать деньги на вертеп» Гога Ломая (Олега Стальчука) забивает гипсокартоном. «Деньги-давай-деньги», — такое простое и понятное кредо его жизни.
Клуб для геев «Бутерброд» прогорел... Славик уверен, что спасет его перепрофилированием... в Дом детского творчества «Рушничок». Правда, геи от этого не останутся на улице, и их-то всего двое: Доктор и Буся. Артисты — Тарас Жирко и Олег Терновой вместе с режиссером находят достойный рисунок для героев ситуации. Доктор, который когда-то спас жизнь Марте, представьте себе, несмотря на свою сексуальную ориентацию, бестактные шутки прощает со словами: «Нежность как российская нефть — хватит на всех, но ненадолго». После этого он элегантно подает руку Бусе, который отказывается от нее, раскладывает то ли жезл, то ли указку, которой играл перед этим, до размеров нормальной клюки и ею простукивает себе путь к выходу. Он слепой и готов остаться одиноким в темноте, чтобы из-за нежности к нему никого не оскорбляли.
Премьера франковцев богата эмоциональными красками. Сейчас дело за зрителем. Его реакция отшлифует, утончит, сконцентрирует, выровняет и вознесет до высоты франковского стиля все придуманное с избытком, сыгранное с преувеличением, не прожитое до необходимой глубины. В этом еще одна особенность этого театра — провозглашать демократический, артистический, национальный и академический одновременно гимн сотворчества. Убедитесь в этом, посмотрев спектакль еще с одним составом исполнителей, от которых зритель всегда радушно ожидает именного рисунка роли: Дмитрием Черновым, Татьяной Шляховой, Светланой Прус, Вадимом Поликарповым, Алексеем Зубковым, Ксенией Вертинской, Назаром Заднипровским, Натальей Ярошенко, Алексеем Паламаренко.
Как говорит Сергей Жадан:
«Кожного разу,
коли вони зустрічалися,
коли сварилися
і сперечалися,
все перекочувалося
і не закінчувалось,
і кожного разу
повітря засвічувалось...»
Выпуск газеты №:
№179, (2011)Section
Культура