И что же это за народ, когда о своей пользе не заботится и очевидной опасности не предотвращает?
Иван Мазепа, украинский государственный деятель, гетман Левобережной Украины, гетман Войска Запорожского обеих берегов Днепра

Главный герой – театр

В Национальной опере представили обновленную версию балета «Буратино» на музыку известного киевского композитора Юрия Шевченко
13 июня, 2018 - 11:29

Напомним, впервые десять лет назад в театральной афише появился балет «Буратино», нынешний cпектакль стал более динамичным, и его очень тепло воспринимают зрители.

      Основная канва осталась – Буратино – ребенок театра (по воле балетмейстера-постановщика Виктора Литвинова) он «рождается» в ремонтной мастерской Карабаса-Барабаса, где работает старый Папа Карло (до «пенсии» он был скрипачом в оркестре, потому что с этим инструментом он не расстается, а его волшебными звуками творит настоящие чудеса). Именно в театральной мастерской происходит встреча Буратино с Мальвиной – сломанной куклой, которую загоняли неугомонные Лиса Алиса и Кот Базилио, «служащие» здесь надзирателями.

      Родителям, очевидно, следует, прочитав либретто, подготовить малышей, что в спектакле они не увидят Тортилу, Дуремара, Сверчка, даже грустного Пьеро. Зато им представляется возможность вместе с самыми динамичными персонажами заглянуть за кулисы театра, куда во время постоянных гонок с преследователями попадают герои спектакля: в костюмерную, в балетный репетиционный зал, где происходит традиционный урок у станка. Даже знаменитая таверна «Три пескаря» курьезным образом напоминает… закулисный буфет, куда загримированные артисты забегают на быстрый перекус во время антракта в сценических костюмах. Действительно – чисто театральная суматоха!

Среди исполнителей на премьере были артисты, танцевавшие в предыдущей постановке, так и новички. Буратино – странного деревянного человечка, наделенного человеческим сердцем, впервые сыграл блестящий и высокотехнический солист киевского балета Виталий Нетруненко. Спектакль для детей не предусматривает облегченный исполнительский уровень: наоборот, артистам придется делать такие сложные танцевально-акробатические действия, что дух захватывает. При этом артист еще и должен создать образ, вызвать сочувствие, запомниться. Все это – и сногсшибательные прыжки с пируэтами, и красноречивые искренние жесты и мимику, а также большую чуткость и партнерскую надежность в дуэтах с Мальвиной – демонстрировал Виталий. Действительно, создалось впечатление, что именно благодаря энтузиазму его героя сломанная кукла превратилась в волшебную артистку. Ее, тоже впервые, танцевала утонченная и на удивление трогательная Юлия Кулик. По замыслу хореографа, Мальвина – не манерная кукла, а хрупкая и безотказно работящая артистка, которую соратники эксплуататора Карабаса довели до полного упадка сил. Абсолютно разная пластика – механистическая и «живая», продемонстрированные Юлией Кулик, создали то самое настоящее чудо, которого все ждут в детстве, – когда куклы оживают. Характерные сцены меняются танцевальными, непринужденно приобретая черты чистой классики – именно эта магия и призвана для того, чтобы подготовить маленького зрителя к восприятию более «взрослых» форм балета. Даже такая характерная партия, как пудель Артемон, наполнена не только ожидаемой имитацией животных движений, но и выразительной танцевальностью. Мария Ткаленко перенесла этот трогательный образ верного друга из первой постановки, где она была практически неизменной исполнительницей.

Смешные образы проходимцев Алисы и Базилио создали  харизматичная Татьяна Андреева, которой нужно было лишь вспомнить все, что она с успехом делала и раньше, и талантливый дебютант Владимир Кутузов. Сложная задача четко синхронизированных действий при стилизованном хаосе, которые их герои создают, была артистами исполнена и вознаграждена аплодисментами и смехом, особенно сногсшибательный дуэт на костылях. Создавать суматоху им помогали так называемые «коты драные» (дополнительная порция юмора от Виктора Литвинова!), которых танцевали яркие представители комедийного амплуа Роман Завгородний и Никита Соколов.

Папа Карло (Алексей Коваленко) и Карабас-Барабас (Руслан Авраменко) – две противоположных доминанты спектакля, умноженные на юмор. Замечтавшийся отшельник, которого вдруг захватили родительские чувства и закрутили в водоворот событий, и самонадеянный непримиримый сатрап, которого в финале поражает стрела Амура. Уступчивым и терпимым этого диктатора делает неожиданная влюбленность в Хозяйку таверны, которую танцует Ирина Борисова, в предыдущей версии игравшая лишь Официантку. Но она не просто получила «повышение», ей пришлось из двух образов создать один, что она и сделала со всей ловкостью и шармом: обслужила завсегдатаев-разбойников (Алексей Потемкин и Владислав Ромащенко), еще и сплясав с каждым из них, спрятала беглецов, оказала первую помощь Алисе и Базилио, которые в конечном итоге таки покалечили друг друга, и… пленила сердце Карабаса.

Действие сопровождается на удивление образной музыкой Юрия Шевченко, которую с явным удовлетворением и рвением исполняют артисты Симфонического оркестра под управлением Германа Макаренко. И все это происходит в ярких декорациях и красноречивых костюмах, созданных Наталией Кучерей.

Нашлось место и волшебному ключику – здесь он музыкальный, скрипичный, – которым в финале Папа Карло отворяет двери «Театра Мечты», где господствует гармония, свет и добро.

Лариса ТАРАСЕНКО. Фото Олександра ПУТРОВА
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ