Города, герои и воспоминания художника Самуила Каплана
Самуил Каплан — мастер портрета. Легкий карандашный набросок, монументальная гравюра, красочная и сочная живопись — характер модели в любом случае оказывается постигнутым и очерченным. Нежной теплоты и любви исполнены «Портрет матери», многочисленные портреты жены Софьи. Целая новелла развертывается в графическом «Портрете хирурга Амосова». Особое место занимает работа «Памяти художника», посвященная Михаилу Вайнштейну. Самого художника на этом удивительном портрете нет — только его палитра и кисти, выключенная электрическая плитка и остановившиеся часы, и еще — пустые рамы, за которыми открывается огромный, странно притихший город.
Свой Город Самуил Каплан впервые увидел в 1937 году. В Киеве происходит действие едва ли не самой светлой работы художника, посвященной детству, — «В подъезде». Лестничная клетка, залитая электрическим светом, превращена Самуилом Капланом в золотую волшебную шкатулку, где можно пускать мыльные пузыри или, поднявшись на пролет, очутиться в загадочном и захватывающем мире. Порой кажется, что Киев и детство слились для Самуила Каплана воедино.
С 1945 года, после возвращения из эвакуации, Самуил Каплан учился в киевской Республиканской средней художественной школе. Первая персональная выставка Самуила Каплана (в 1957 году), которая называлась «Солдатские будни», состоялась в Киевском государственном художественном институте и вызвала одобрительные отзывы К. Д. Трохименко и С. А. Григорьева — авторитетнейших художников в украинском искусстве того времени. Между тем, Самуилу Каплану еще предстояло стать студентом Художественного института, где его преподавателями были А. С. Пащенко и В. С. Болдырев.
Количество выставок, в которых принимал участие художник, огромно. Только перечисление названий стран, в которых (на групповых выставках) экспонировались живопись и графика Самуила Каплана, занимает шесть строчек.
Официальное признание оказалось делом необязательным — художника знали и любили. Одну из его киевских персональных выставок (1973 год), которая длилась традиционные две недели, посетили не вполне традиционные девять тысяч человек. А наиболее полная выставка живописи и графики Самуила Каплана состоялась снова в Киеве, в 1987 году. Произведения художника хранятся более чем в 20 музеях Украины, а также за рубежом.
Для большинства посетителей выставок Самуил Каплан был прежде всего Художником Киева. Павло Загребельный, сделав его героем своего романа «Южный комфорт», даже написал о нем: «Художник жил в Киеве и писал только Киев».
Самуил Каплан всегда избирал только свои, никого доселе не привлекавшие городские сюжеты. Он писал всегда с натуры, окруженный восхищенными, не привыкшими видеть на своих обыденных улицах художников, обитателями Соломенки и Борщаговки. Он становился героем забавных фотоновелл, на одной из которых — «Первые критики» — его картина привлекала внимание милиционера и даже пассажиров проезжающего мимо троллейбуса... Он сотворил свою сказку — свой Город, который подарил счастливым влюбленным и бесчисленным кошкам. Кошки, от ликующих «мартовских» до булгаковского кота Бегемота включительно, — еще один узнаваемый «автограф» художника. На едва ли не самой знаменитой картине Самуила Каплана «Март — апрель» их целых 14.
Многие картины Самуила Каплана посвящены киевскому Подолу. Их отличает теплый, мягкий юмор и чуть заметная тень грусти. «Радостный май на Подоле» или «Рудик» кажутся иллюстрациями к произведениям Шолом- Алейхема.
В 1991 году художник выехал в США. Так в его жизнь вошел еще один Город — Нью- Йорк. В нем меньше сказочного и больше фантастического. Ритм жизни иной, краски ярче, резче, но, быть может, беднее на оттенки и полутона. На смену праздникам Киева приходят будни Нью-Йорка. Они энергичны и странны. Они иные.
Среди заокеанских работ Самуила Каплана немало картин-воспоминаний. Цикл зарисовок, выполненных в американских синагогах, полон точных и глубоких наблюдений. Художник продолжает видеть, вспоминать. И творить.