Теперь каждый украинец должен, ложась, в головы класть мешок мыслей об Украине, должен покрываться мыслями об Украине и вставать вместе с солнцем с хлопотами об Украине.
Николай Кулиш, украинский драматург, режиссер, педагог, представитель Расстрелянного Возрождения

Графический мост

Заметки на полях европейской жизни
27 ноября, 2003 - 00:00

Их объединяет то, что они выражены на бумаге. Они — экспонаты международной выставки «Еврографик-2003», которая проходит в галерее «Лавра» до 3 декабря. Каждый из них оформлен в хорошую раму, помещен под антибликовое стекло — и все равно имеет родство с беглой запиской, хранящей горячечный след необходимости что-то зафиксировать на бумаге. Современная графика, пожалуй, самый «мобильный» вид искусства, который наиболее чуток к изменениям в мире.

Автором идеи и главным организатором проекта международной выставки «Еврографик-2003. Мост интеграции европейской культуры» является Витольд Скулич, художник-график, президент Товарищества международного триеннале графики в Кракове. Традиция проведения международных выставок графики началась в Кракове еще в 1966 году. C 1989 года она приобретает цикличность триеннале, которые служили идее европейской интеграции еще в те времена, когда сам этот термин не использовался. В разное время на триеннале участвовали такие прославленные художники, как Г.Мур, М.Марини, Гартунг, Базелиц, Арман, Кошут, Р.Раушенберг, Й.Бойс, Й.Альберс, Э.Шумахер и др.

В этом году большое внимание уделено Восточной Европе, о чем говорит и статистика: выставка в Киеве состоит из 311 работ 228 художников. Из них Западную Европу представляют 56, Центральную — 65, а Восточную — 114 художников. Первыми «Еврографик- 2003» увидела Польша. Далее выставка отправится в Россию (в Москве она начнется 19 марта в Новом Манеже) и в более расширенном варианте будет экспонироваться в Западной Европе, являясь таким образом виртуальным мостом между странами.

Надо сказать, что попасть на триеннале было, с одной стороны, просто, так как к конкурсу допускались любые художники без ограничений и указаний на образование или заслуги. С другой стороны, далеко не каждый желающий был допущен. Так, в этом году в Краков прислали более 3000 работ художники из 74 стран, а в результате международным жюри были отобраны 458 работ художников из 54 стран мира.

Генеральный куратор Витольд Скулич так определил цели и задачи своего проекта: «Графика своими средствами дает ощущение постоянно обновляющейся жизни, воплощает всю изменчивость и постоянство эволюции, отражает современность в любых ее проявлениях. Процессы глобализации коснулись и сферы культуры, поэтому изменился и язык графики. Мир, в котором мы сейчас существуем, создал механизм свободного выбора для художника-графика. Сейчас волна цифрового прилива в графике есть частью глобальных изменений, выходящих далеко за рамки культуры. Этот цифровой всплеск изменил не только вид выставочных залов, он изменил саму систему ценностей. Хотим мы этого или нет, но наши глаза смотрят на мир уже иначе».

Пестрое многообразие заметок о европейской жизни проходит на выставке вереницей черно-белых и цветных оттисков, рукотворных и «нерукотворных» изображений, в которых старинные техники ассимилированы с компьютерной графикой и фотографией. Тематический диапазон просто неограничен: тут и отголоски интеллектуальных дискуссий о клонировании и трансплантации, переживания любви и технократическое отсутствие эмоций, взгляды в прошлое и в будущее человечества, диалоги с великими мастерами прошлого и новые эксперименты с художественными формами.

Некоторую грубоватость линогравюры используют в своих творческих целях Марк Брунер-Местас «Время восхождения трав» (Франция), Марьян Е. Копперуд «Зигзагообразный» (Норвегия), Антье Зиман, «Водный пейзаж» (Германия).

Литография кажется современной в таких работах, как «Заботы города развлечений» Марка Гампсона (Великобритания), «Проба растворения тела» Германа Ноордермеера (Голландия), «Идущие по мосту» Беллы Логачевой (Украина), «Где-то далеко» Тапани Микконен (Финляндия).

Изысканность тонких линий офорта особенно привлекательна для многих графиков: Иштван Мольнер Ищу «Равновесие» (Венгрия), Ольга Никишина «Кадр 2» (Беларусь), Предраг Микалачки «Марионетка» (Сербия и Черногория), Павел Маков «Башня и фонтан» (Украина), Йохн Коен «2/4-01«(Германия), Пауль Кичилов «Битва» (Франция), Софи Гагман «Украденная Улла» (Швеция), Виве Толли «Осуществление желания» (Эстония), Фульвио Томаси «Вход» (Италия).

Техника шелкографии позволяет по- новому интерпретировать такие традиционные виды, как акварель, живопись и другие: Виталий Комар и Александр Меламед «Лампа» (Россия), Джим Паттисон «Контактные пункты» (Великобритания), Александра Прахова «Эмилия», Елена Придувалова «После дождя», Владимир Вештак «О, все ясно!», Андрей Чебыкин «Импровизация» (Украина).

Особое место на выставке занимает компьютерная графика. С ее помощью создают геометризированные композиции: Ирина Вештак-Остроменская «Черные и белые полосы», Николай Гончаров «Город 1» (Украина), Любомир Пжибиль «Морфоматическая сеть» (Чехия), Агнешка Дудка «ГГ-1», Норберт Вешалла «Фантастическая композиция с акцентом», Станислав Валицки «Голова» (Польша).

Компьютер помогает создать новый визуальный мир на основе фотоизображений: Виктор Сидоренко «Жернова времени», Станислав Одягайло «Проходящие сомнения», Елена Голуб «Здравствуй, прабабушка!» (Украина), Олег Кулик «Красная площадь», Валерий и Наталья Черкашины «Нью-Йорк» (Россия), Юри Касс и Уль Маркс «Рукокартины» (Эстония), Ференц Густав Борбели «Тени» (Венгрия), Эта Заремба «Книга», Изабелла Густовська «Игра появлений» (Польша).

Немало листов имеют загадочное объяснение: «смешанная, или авторская техника» — и в них трудно вычленить главенство того или другого инструмента. Так подписаны работы Оксаны Чепелик («Contemporary Mysteries»), Ирины Каленик («Конец столетия»), Ксении Ходаковской («В поисках вчерашнего вечера», Украина), Йоже Цюха («Ритуал-2 — Самурай-4», Словения), Константина Якси («Исчезновение времени», Германия), Игоря Макаревича («Золотой век», Россия).

Международное жюри по отбору лучших работ для награждения учитывало комплекс многих факторов: и техничность исполнения, и звучание современности, и вообще талант, как его только можно представить. К сожалению, не все награжденные работы прибыли на киевскую экспозицию, не попали на нее номинанты Гран-при из Канады и Японии. Но можно было увидеть некоторые, получившие регламентированные награды: Андре Бонжибо «Erotokritos», офорт (Франция); Роберт Брун «Тень 1», меццо-тинто, шелкография (Словакия); Агнеш Хаас «В круге», компьютерная графика (Венгрия). Награду фирмы Karcher Poland Ltd. получил Анатолий Федирко за лист «Зависимость», компьютерная графика (Украина). Награду Deusche Bank PBC S.A. — Эве Каск за лист «Один городок», компьютерная графика (Эстония). Поощрительные премии — Вера Котасова «Атол 4», линогравюра (Чехия), Виола Тич «Клон 1,2», авторская техника (Польша).

Украинское жюри, возглавляемое Виктором Сидоренко, директором Института проблем современного искусства, премировало такие работы своих соотечественников: Катерина Вештак «Зачарованная Десна», компьютерная графика; Олег Дергачев «Большое путешествие», офорт, и Владимир Харченко «Кармен», компьютерная графика.

Однако не все так безоблачно и просто в современном искусстве. В нем проявляются не только новые технологии, но и новые противоречия. Как отметил известный теоретик искусства Франциско Торрес: «Идеологи уже не являются сегодня теми ножницами, которые кроят действительность, предвещая последующие изменения: мир меняло телевидение, затем компьютер, сейчас меняет его Интернет. Все это каким-то способом связано с неясной идеей свободы и демократии, проходящей красной нитью через всю динамику изменений, таинственно контролируемой панацеей под названием рынок».

Задачей организаторов «Еврографик-2003» было также облегчить участь художника в связи с новыми проблематичными условиями. Вот что они отмечают: глобализация также принесла изменчивые неисчислимые волны коммерциализации — формы эксплуатации сферы искусства, не имеющие уже ничего общего с этикой и понятием добра. В Интернете появились предложения печати на заказ, можно заказать тысячи оттисков неограниченным тиражом. Художники предлагают длинные списки своих работ на любую тему. Можно ли еще говорить об индивидуальности художника?

Интернет, который открыл небывалые возможности узнавания мира, позволяет видеть не только залы Лувра или МОМА в Нью-Йорке, но также и очень темные сферы, где искусство поставлено на колени. Указанные моменты определяют новую функцию цикличных международных выставок типа Триеннале и в итоге определяют направленность большинства таких международных выставок, на которые тысячи художников присылают свои работы, несмотря на свои финансовые затраты, на создание и пересылку, несмотря на риск не быть на них представленными. Потому что выставки в области графики дают возможность представить работы, относящиеся к «чистому искусству», и тысячи художников находят здесь исполнение своих творческих идеалов.

Елена ГОЛУБ. Фото Михаила МАРКИВА, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments