Перейти к основному содержанию

«И было мне несладко за «I будуть люди»!

Какая же история написания романа, по которому недавно был снят сериал, где показанное является для многих настоящим открытием замалчиваемых страниц украинской прошлого?
08 октября, 16:32

«Сериал «И будут люди» по роману Анатолия Димарова я долго не решалась посмотреть. Больше всего не хотелось разочарований, ведь и книгу читала-перечитывала, и самого писателя знала, общаясь с ним более 10 лет. Поэтому затронутые в романе и фильме темы не раз с ним обсуждались во время моих визитов в Киев, когда старалась не проходить мимо уютной квартиры Димарова на Печерске. «Жалею, что в такое страшное время жил, когда нельзя было правду писать, что был этим волком между красным флажками. Когда Григор Тютюнник сказал, что у нас внутри уже цензор сидит и пока мы его не повесим, настоящими писателями не станем», — об этом ощущении загнанного между красными флажками волка Анатолий Андреевич говорил не раз. Видно, очень больно ему было за пережитое и написанное, но уничтоженное затем бдительными цензорами.

Как известно, первый том романа Анатолия Димарова «І будуть люди» вышел в издательстве «Радянський письменник» еще в 1964 году. В 1982 году автор получил Шевченковскую премию за последнюю, третью часть этого романа, которая называется «Біль і гнів». Когда смотрела сериал, не раз ловила себя на мысли: а как бы воспринимал его автор, по роману которого и создано это кино?.. Ведь он и родился на хуторе под Миргородом, в семье крепкого хозяина, который обрабатывал 100 десятин земли, собственно, как в романе, так и в фильме — много именно автобиографических эпизодов самого Димарова. Мать из семьи священника, окончила до революции епархиальное училище и готовилась стать сельской учительницей. В 20-х годах отец высватал ее и забрал на хутор из Миргорода. В 1929 году Андроника Гарасюту (таким было настоящее имя отца Димарова) раскулачили, и чтобы спасти семью от Сибири, отец отправил жену с двумя маленькими сыновьями с хутора. Ей удалось поменять детям метрики, а фамилию — на свою девичью — Димаровы. И всех своих героев, описанных и показанных теперь в фильме, писатель списывал с натуры, с конкретных людей.

Он показывал мне толстую пачку исписанных ручкой (!) листов, треть романа «І будуть люди», которая не вошла в первое издание произведения, которую он восстанавливал уже через 45 лет (и то не дали все опубликовать). Вспоминал: «И было мне несладко за «І будуть люди»! Тогдашнему генеральному прокурору поступило заявление с требованием судить меня показательным судом за этот роман, а еще меня назвали антисемитом, потому что вывел в романе отрицательного героя, по национальности еврея, хотя был и положительный герой-еврей, я писал о жизни, как она есть» .

Помню, как я впервые собиралась к Димарову, познакомившись с ним через газету «День». 2002-й год, в газете вышел мой текст «Только черные аисты навещают их», о захоронении «лесных хлопцев» близ села Датынь Ратновского района, за которым люди тайком ухаживали все годы. Текст прочитала писательница Мария Матиос, в которой вышла известная «Нація», но еще не была издана «Солодка

Даруся», ее тоже интересовала эта тема, позвонила. Тогда пресса еще опасалась таких тем, но не «День». В разговоре я вспомнила Димарова, книги которого перечитывала, оказалось, он сосед Марии, так мы и познакомились. Помню, как я разыскивала тогда по всем луцким библиотекам книгу «Волинські оповідання» Димарова, потому что это было  еще мноб не читанное, а хотелось — и не нашла. Далее процитирую свое первое интервью с Анатолием Андреевичем («На Волыни я стал украинцем», «День», 26 июня 2003 года):

«— На Волыни вы начались как писатель, ведь и первый сборник назывался «Волинські оповідання»...

— Не хочу их и вспоминать! Поотому что это ложь, причем, знаете, нас так воспитывали, что мы врали и в это верили. Окончилась война, начали организовывать колхозы ... И нашей газете, «Радянській Волині», задача: убеждать людей, что колхозы — это благо (об этом и первые книги Димарова. — Авт.) ... Поехали в Гороховский район, а были уже «битые» собаки, врать научились ... А подписывались в колхоз знаете как? Не в столбик, а по кругу, чтобы нельзя было узнать, кто первым подписался: ночью придут бандеровцы и первого убьют. Представляете, какой несчастный был волынский селянин, которого обложили со всех сторон? Я в романе «І будуть люди» описал все — голодомор и коллективизацию ... Издательство испугалось и отправило на рецензию в Институт истории. И какой-то подлый доктор написал рецензию: «Где Димаров услышал, что в Украине был голод? Почему Димаров пошел против решений партии и правительства, которые правдиво показывали последствия коллективизации, животворной для Украины ?! « И мне — чирик! — самое интересное, страниц триста, о коллективизации и голодоморе ... Вот Жулинский по радио выступает, что первым о голодоморе в Украине в 1982 году написал Барка ... А я слушаю и думаю: чтобы ты был здоров! И я о голоде писал в ... и еще, наверное, при Никите!

— Там были и ваши личные впечатления?

— Я всего и не мог описать, не боялся, просто знал, что не дадут. Но помню, как в эпицентре голодомора, в селе на Полтавщине, над Сулой, где мы жили, до него было 30 учителей, а когда он закончился, 25 учителей уволили, потому что некого было учить. Все вы-ы-мерли! Дети вымерли, и ели детей ...

— А как вас не съели?

— Не съели, потому что слишком худой был! (Смеется). Зато на всю жизнь наелся блинов из листьев акации, которые мама жарила даже без грамма масла ... У меня уже ноги как колоды стали, весь опухший ходил, но кому-то сверху хватило ума, дали указание: всем учителям выдать по два пуда муки. Маму вызвали в район и дали эти два пуда. Несла, прячась по лесам, потому что отобрали бы ... А еще спас нас мешок очисток от картофеля, которые мама и еще одна учительница украли на свиноферме — свиней, видите, кормили, а людям не давали! «...

***

Как Димаров, познавая правду жизни, менялся «из сталиниста в националиста», так и сериал по роману «І будуть люди» должен изменить отношение и понимание к нашей же истории. Кино, как и книга, не только о голодоморе, но и о том, как украинские селяне сопротивлялись новой власти, коллективизации, о селянском волнении, восстании, о закрытии церквей — уверена, большинство до сих пор знает об этом вскользь. И форма подачи удачная — через судьбы людей — об истории государства и народа. И очень бы хотелось, чтобы этот фильм вернул нам и самого Димарова. У него много романов, повестей, рассказов, достойных, чтобы их прочитали.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать