Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

И содержание победило форму

Как Александр Бабак, Владимир Будников и Влада Ралко переосмыслили учебные студии для художников
05 февраля, 11:24
«КАИН И АВЕЛЬ» АЛЕКСАНДРА БАБАКА — ТАКОЙ СЕБЕ «ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК» В ПОСЛЕДНЕМ ЗАЛЕ ЭКСПОЗИЦИИ. ЭТО — РАБОТА С ОБНАЖЕННОЙ НАТУРОЙ, СОЗДАННАЯ ПО БИБЛЕЙСКОМУ СЮЖЕТУ, АКТУАЛЬНОМУ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

«Сначала думали, что выставляем классиков украинского трансавангарда, но, наверное, показываем классиков украинского трансакадемизма», — улыбается генеральный директор Киевского национального музея русского искусства Юрий Вакуленко, говоря о выставке «Худшкола». Проект на днях представили в музее, это результат работы художников в рамках резиденции «Великий Перевіз».

НАТЮРМОРТЫ ИЗ НЕБЫТИЯ

Во время проекта авторы по-своему интерпретировали учебные студии по главным учебным дисциплинам для художника: натюрморту (Владимир Будников), пластической анатомии (Влада Ралко) и двойной обнаженной натуре (Александр Бабак).

На картинах Владимира Будникова — метафизические фигуры как будто из смога и густого тумана. Натюрморт с черным квадратом, натюрморт с шаром или черным кувшином — объекты проступают из серого фона, кажется, материя медленно густеет, и со временем эти вещи приобретут объем, выйдут из небытия. «Зародыши предметов, которые только пытаются стать совершенными вещами», — описывает эти фигуры Владимир Будников. По сути и сам художник, когда учится, в частности на таких натюрмортах, формирует свою личность.

ОЖИВИТЬ УЧЕБНЫЕ СХЕМЫ

Влада Ралко создала семь картин, которые являются своего рода анатомическими таблицами. Но, как отмечает художница, она откорректировала изображения соответственно совокупности собственных и общественных опытов и знаний о жизни, смерти, стыде, травме, болезни, любви, сексе, войне. «Я нарисовала героев анатомических таблиц, которые поражены тайнами собственного строения», — говорит о своих персонажах Влада Ралко.


«НАТЮРМОРТ С ЧЕРНЫМ КВАДРАТОМ» ВЛАДИМИРА БУДНИКОВА. «ЗАРОДЫШИ ПРЕДМЕТОВ, КОТОРЫЕ ТОЛЬКО ПЫТАЮТСЯ СТАТЬ СОВЕРШЕННЫМИ ВЕЩАМИ»,       — ОПИСЫВАЕТ ФИГУРЫ НА СВОИХ КАРТИНАХ ДЛЯ ПРОЕКТА ХУДОЖНИК

 

Тело мужчины в профиль, видны все его органы: почки, желудок, кишечник, вьется серпантином артерия. Рядом, будто встроенные в организм, разные гаджеты, наушники — приборы, которыми люди так старательно отгораживаются от реальной жизни. Картина называется «Защита». Крепкие ноги, а вместо мускулистого торса — скелет, зачаровано всматривающийся в монитор ноутбука. Наверное, мозг, сердце и другую «начинку» унес информационный поток — картина называется «Новости».

Иногда люди уподобляются героям анатомических таблиц. А Влада Ралко превращает фигуры-схемы в живых людей.

УПРАЖНЕНИЕ С МОРАЛЬЮ

«Восклицательный знак» в последнем зале экспозиции — монументальная картина «Каин и Авель» Александра Бабака. Это работа с двойной обнаженной натурой, созданная по библейскому сюжету, который так любят упоминать сегодня в контексте отношений Украины и России. «Этот сюжет повторяется от первых людей и до сих пор, — отмечает Александр Бабак.  — А двойная обнаженная натура — это задание пятого курса художественной академии. Я учился этому в мастерской Николая Стороженко. Задание с двойной обнаженной натурой было не только для приобретения профессиональных качеств, тогда форма стала наполняться содержанием, моралью».


«МИШЕНЬ» ВЛАДЫ РАЛКО. ГЕРОЕВ АНАТОМИЧЕСКИХ ТАБЛИЦ ХУДОЖНИЦА ПРЕВРАЩАЕТ В ЖИВЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ИСПЫТЫВАЮТ ЯРОСТЬ, БОЛЬ, УДОВОЛЬСТВИЕ

 

На картине Авель лежит поверженный братом — все по библейскому сюжету. Первое убийство человека, первая насильственная смерть. В самой работе содержание раздвигает рамки формы. Условное упражнение становится художественным произведением, наполняется жизнью.

КЛЕТКА, КОТОРАЯ ОСВОБОЖДАЕТ

Еще одна составляющая выставки — книги, анатомический атлас и учебные пособия для художников. По замыслу авторов проекта, книги не только выстраивают исторический контекст, но и служат своего рода комментарием к произведениям художников. Мышцы, схематические фигуры — на таких «сухих» картинках учатся передавать жизнь.

Дополняет проект альбом-каталог, тоже художественное некоторым образом произведение. «Каталог напоминает традиционные учебники, которые издавались в Украине в 1950—1980-е годы, и книги издательства «Мистецтво», очень популярные в то время», — комментирует куратор проекта «Худшкола» Валерий Сахарук.

Таким образом, упражнения, которые обычно делают механически, приобретают смыслы, наполняются историями. Наверное, только так, вкладывая живые чувства и мысли в статическую форму, можно стать мастером — в принципе это касается любой профессии. «Мы начинали свое обучение в очень нежном возрасте, когда не могли понять всю систему, в которой должны были действовать как художники, — рассуждает Влада Ралко.     — Уже позже, когда учились в академии, имели больше времени, чтобы проанализировать, что мы на самом деле делаем. С одной стороны, наша художественная школа очень специфическая, в каком-то смысле она травмировала. С другой стороны, она дала определенные орудия, с которыми мы смогли идти своим путем. Мы были внутри закрытой системы, но эта система давала нам ключ, с которым мы могли выйти наружу и действовать самостоятельно».

Выставка «Худшкола» продлится в Киевском национальном музее русского искусства до 28 февраля.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать