Игра без музыки,
или Как поссорились генеральный директор и главный дирижер Национального одесского филармонического оркестра
«Одесский американец» — так с легкой руки журналистов стали называть Хобарта Эрла, который 12 лет работает в Украине (с 1992 г. он стал художественным руководителем и главным дирижером Одесского филармонического оркестра — первый иностранец, удостоенный звания «Заслуженный артист Украины»). Благодаря таланту музыканта в профессиональном плане значительно вырос вверенный ему коллектив. Практически в каждом своем интервью господин Эрл подчеркивает, что потенциал у оркестра огромный, но творческому процессу мешает слабый маркетинг. Именно поэтому у одесситов настоящая чехарда с административным руководством. За последние восемь лет поменялись пять директоров оркестра. Из Киева неоднократно приезжали различные комиссии. Не справившихся с поставленными задачами снимали, назначали других, а конфликт все равно не решался. Год назад генеральным директором стал А. Сапсович (в прошлом музыкант и педагог Одесской консерватории), которого направили спасать положение, но общий язык Аркадий Александрович и главный дирижер не нашли. Каждый выдвигает в адрес другого массу претензий. 10 декабря истекает срок контракта Сапсовича — и «группа эрловцев» активизировалась. Вот несколько цитат из письма.
«...Аркадий Александрович не справляется со своими обязанностями ни как административный, ни как художественный руководитель. Что касается организации выездных концертов, то ни один из них не прошел без проблем... Как генеральный директор он не пытается найти альтернативные средства решения финансовых вопросов, за год им не найдено ни копейки спонсорских денег. По-прежнему ничего не делается директором для окончания ремонта офиса по адресу Дерибасовская, 5.
Впереди у оркестра сложный и ответственный сезон, несколько зарубежных поездок. Так как генеральный директор не совсем понимает механизмы жизнедеятельности оркестра, это может привести к очень сложным ситуациям.
Квалификационные и профессиональные возможности г на Сапсовича А.А. как художественного руководителя (Председателя художественного совета) тоже вызывают большие сомнения у представителей художественного совета и оркестра... С начала сезона по сегодняшний день Аркадий Александрович ни разу не пришел увидеться с коллективом. Музыканты видят его исключительно в роли слушателя в зале во время концертов. Про этические качества г-на Сапсовича А.А. художественный совет оркестра уже информировал Вас в письме от 29 июля (регистрационный номер в Министерстве 2/275 от 31.07.03). Оркестру трудно сотрудничать с таким руководителем.
Кроме того, насколько нам стало известно, юристы утверждают, что г-н Сапсович вообще незаконно находится на должности генерального директора Государственного предприятия «Национальный одесский филармонический оркестр», поскольку параллельно является учредителем и руководителем негосударственного коммерческого предприятия ООО «Международная промышленно-коммерческая компания «Аркадия-95», зарегистрированного по адресу пер. Нечипоренко 15/15. Они ссылаются на п. 4 Постановления Кабинета Министров Украины от 3 апреля 1993 г. №245 «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций», согласно которому «не имеют права работать по совместительству также руководители государственных предприятий, учреждений и организаций, их заместители»...
Сложившаяся обстановка сильно мешает творческому процессу. Невозможно полноценно провести художественный совет, так как непонятно, кто же председатель художественного совета, ни провести переаттестацию, так как ситуация двусмысленна. Стиль руководства г-на Сапсовича А.А. — это не вчерашний, а позавчерашний день для оркестра. У оркестра нет не только единства стратегии, но и просто контакта со своим генеральным директором».
Нам удалось связаться с Хобартом ЭРЛОМ по телефону. Он так прокомментировал ситуацию.
— Я за 12 лет работы в вашей стране заметил, что Украина имеет глубокие культурные традиции и большие перспективы в исполнительском мастерстве музыкантов. Но, к сожалению, многие творческие коллективы испытывают огромные проблемы с менеджментом. Слабо развит маркетинг. Это проблема не только нашего оркестра. И как результат данной проблемы — ситуация в нашем коллективе. Я не претендую на должность гендиректора оркестра, а претендую на должность художественного руководителя и главного дирижера коллектива. В конце октября в Министерстве труда Украины я, как иностранец, получил разрешение на трудоустройство. Поэтому разговоры противной стороны, что я «нелегал», не соответствуют действительности.
Для меня важно иметь на посту директора оркестра хорошего менеджера. Как дирижер я должен заниматься творческими вопросами, а не организационными. А ныне приходится выполнять менеджерские функции, так как Сапсович этого не делает. Зато он активно вмешивается в творческий процесс, а это далеко не нормально. Большинство музыкантов подписало письмо против Сапсовича и меня поддерживает. У нас масса планов. Весной оркестр поедет на фестиваль в Будапешт, а потом выступит в Афинах. Надо тщательно подготовиться, а не тратить силы и нервы на борьбу с Сапсовичем. Он нам не помогает, а тормозит процесс.
У Аркадия САПСОВИЧА своя точка зрения на происходящее.
— Украина сегодняшнего дня и Украина 12-летней давности, времени, когда Эрл стал дирижером оркестра, — это разные страны. Сегодня мы стремимся жить и работать в правовом государстве, где соблюдение законов является обязательным для всех. И Хобарт Эрл не исключение. Чтобы работать в Украине, он как минимум должен подписать контракт. Документ, в котором будет четко оговорено, что он делает, когда и сколько за это получает. Но проблема состоит в том, что такого контракта между Хобартом Эрлом и Национальным одесским филармоническим оркестром не существует и никогда не существовало. Отсюда все беды.
Художественный руководитель должен постоянно присутствовать на репетициях оркестра, в том числе тех, которые проводят другие дирижеры, а также на его концертах. В конце концов, оркестр должен оправдывать свое название. Если мы именуемся национальным — значит, три- пять программ мы должны посвятить национальной музыке. По нормативам министерства оркестр должен давать не менее 60 концертов в год. А в планах сегодняшнего главного дирижера Хобарта Эрла только 21 концерт. А кто проведет остальные? Вероятно, нам необходим второй дирижер. Если бы Хобарт мог быть дирижером и художественным руководителем оркестра — это был бы идеальный вариант. Но ведь он по полгода не бывает в Украине. Нельзя же быть руководителем по переписке».
На вопрос, как, на его взгляд, может дальше развиваться ситуация в оркестре, А. Сапсович ответил: «Есть два варианта, оба оптимистические. Первый — со мной не продлевают контракта, и я ухожу. Но придет другой директор, и он будет задавать те же вопросы. Так что ничего не изменится. Второй — мне продлят контракт. И Хобарт поймет, что нам нужно искать новые формы работы, сотрудничества. Хобарт, несомненно, человек талантливый, фигура знаковая для многих одесситов. Поэтому я искренне надеюсь, что нам удастся найти общий язык».
— Я в курсе конфликта, сам несколько раз выезжал в Одессу, чтобы на месте разобраться в ситуации, — сказал заместитель министра Министерства культуры и искусств Василий РОМАНЧИШИН . — Мы ценим Хобарта Эрла как музыканта, опытного дирижера. Оркестр под его управлением отличается высоким качеством звучания. Никто не имеет права ему мешать выполнять свои обязанности. Ни Минкульт, ни областная, ни городская власти не ставят вопрос о расставании с дирижером. Мне кажется, письмо против Сапсовича вызвано тревогой группы музыкантов о дальнейшей судьбе Эрла. Хобарт сейчас находится в Америке. По украинскому законодательству, как сотрудник оркестра, он, получая зарплату, должен ежедневно ходить на работу. Например, о том, что Эрл в США, я узнал от него, беседуя по телефону. Согласитесь, свое отсутствие надо оформлять документально, согласовывая индивидуальные планы с коллективом, вышестоящей организацией. Я понимаю, что Хобарт Эрл — творческая личность, но он ведь еще возглавляет коллектив, и на нем, как на руководителе, лежат определенные обязанности. Дирижер же считает, что может на два-три месяца уехать и поработать за рубежом. Хобарт до сих пор не оформил (в надлежащей форме) документы. Нужно нормализовать этот вопрос в юридическом плане, подписать контракт, в котором оговорить права и обязанности как работодателя, так и наемного сотрудника.
Что же касается Аркадия Сапсовича, то он настоящий профессионал. Факты, указанные в письме, требуют тщательной проверки. Я считаю, что в послании есть доля субъективности. Есть определенная позиция губернатора Одесской области, мэра города и начальника управления культуры, которые знают ситуацию изнутри. Никто из одесситов против Сапсовича не высказался. Мне кажется, конфликт Эрл — Сапсович не творческий, а, скорее, личностный. То, что он вышел на широкое обсуждение общественности, не делает чести ни тому, ни другому. Контракт с гендиректором должен подписать министр культуры и искусств, потому что оркестр является национальным творческим коллективом. Действительно, часть музыкантов поддерживает Сапсовича, а часть — против него. В декабре мы выскажем свое официальное мнение по этому вопросу. Последнее слово за министром Ю. Богуцким. Я, например, не вижу причин для неподписания контракта с Сапсовичем. Как руководитель он себя хорошо проявил, выполняя все обязанности в рамках тех полномочий, которые на него были возложены. Моя позиция такая: если коллективу нужен Сапсович — значит, он должен там работать, а если нужен Эрл, который немало сделал для становления оркестра, то пусть он трудится. Министерство попытается сделать так, чтобы сотрудничество обоих вошло в нормальные рамки. А если не получится примирения, то придется прибегать к «хирургическим» методам, но мне очень не хотелось бы доводить ситуацию до этого. Пока Эрл находится в Америке, игра идет в одни ворота. В январе он вернется, будем разбираться, распределим функции главного дирижера и гендиректора: кто и чем должен заниматься.
Поэтому пока мы поставим многоточие, но обещаем обязательно проинформировать читателей «Дня» о том, чем закончится эта немузыкальная история.
Выпуск газеты №:
№210, (2003)Section
Культура