Перейти к основному содержанию

Им просто нужно не мешать!

В Киеве прошел III Фестиваль молодой украинской режиссуры имени Леся Курбаса
15 октября, 10:13
АКТУАЛЬНУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ДРАМАТУРГИЮ НА ФЕСТЕ ПРЕДСТАВИЛ BILYTS ART CENTER ИЗ КИЕВА СПЕКТАКЛЕМ «ВИЙ 2.0» НАТАЛЬИ ВОРОЖБИТ В ПОСТАНОВКЕ МАКСИМА ГОЛЕНКО / ФОТО АНАСТАСИИ КОВАЛЬЧУК

Этот форум — детище молодых театроведов, объединенных в общественную организацию «Театральная платформа». Как и ранее, он проходит без какой-либо государственной поддержки (его проведение стало возможным благодаря Программе «Идея — импульс — инновация» Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины»).

Третий фестиваль стал более масштабным и более мощным: 12 спектаклей, 11 режиссерских имен, 9 театров и творческих групп. Спектаклями или специалистами были представлены шесть  городов: Киев,  Черкассы, Львов, Ивано-Франковск, Днепропетровск и Харьков.

На мероприятии очертились два тематических направления. Первый — связанный с актуальной отечественной драматургией. «Вий 2.0» Натальи Ворожбит в постановке Максима Голенко представил Bilyts Art Center из Киева, «Невынасимые люди» Романа Горбика — также киевский Центр искусств «Новый украинский театр» (режиссер Александра Правосуд), «Семейные сцены» Анны Яблонской — Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра (режиссер Дмитрий Весельский). Два спектакля из семи, запланированных в рамках проекта «Черкасская театральная лаборатория», показал местный областной театр — признанный лидер последних лет по творческим  инициативам подобного рода. Результат совместной работы режиссера и драматурга (формат проекта — создание пьесы и спектакля, так сказать, «с нуля» и «под ключ») представили тандемы Дмитрий Левицкий — Тамара Трунова («Лена») и Кира Малинина — Антон Романов («История о человеке, с которым случилась история»).

Довольно экзотичным гостем фестиваля, хотя и не связанным напрямую с профессиональной режиссурой, стал авторский проект Сашка Брамы «Диплом» — документальный спектакль о системе образования в Украине, созданный в методике «вербатим» и сыгранный студентами-актерами из Львовского университета имени И. Франко. При этом именно фантазийное воплощение на сцене национального характера и национальной мифологии обеспечило успех бесспорных фаворитов фестиваля — спектаклей «Вий 2.0» и «Невынасимые люди».

Второе направление было призвано продемонстрировать навыки и потенциал молодых режиссеров в работе с проверенными, а отчасти уже и классическими пьесами — зарубежного авторства и преимущественно «коммерчески-кассового» характера. После малоформатных спектаклей по современным текстам свою первую работу на большой сцене представил Стас Жирков («Нужны лжецы» по И. Жамиаку в Молодом) — самый молодой главный режиссер в Киеве, который недавно возглавил муниципальный театр «Золоті ворота». Американский киносценарий в жанре некоей мелодрамы с элементами мюзикла и КВН показал Тарас Шевченко (Home, Sweet Home, Днепропетровский театр «Віримо!»).

Впервые в фестивале принял участие Театр русской драмы имени Леси Украинки — в лице Дмитрия Морозова («Женщина и чиновник» по А. Николаи). В этих спектаклях ведущей тенденцией стала попытка (правда, не всегда убедительная) жанрового миксования, «разбавление» драмы комедией, «прививание» серьезного к смешному.

Несколько в стороне в этом смысле стоят спектакли по «высокой» литературе — философская притча «Отель двух миров» Э.-Э. Шмитта (режиссерская работа Ореста Пастуха из Ивано-Франковска) и опыт извечного притяжения-отталкивания между мужчиной и женщиной — «Двое на качелях» У. Гибсона (постановка Андрея Попова, Театр драмы и комедии). Здесь молодые режиссеры показали себя не по годам вдумчивыми и серьезными в отношении к людям, к вопросам жизни и смерти.

Отдельно следует отметить спектакль Александры Сенчук «Не хочу быть собакой» по С. Белову и С. Куваеву — единственного во всей фестивальной программе, направленного на детскую аудиторию, хотя руководство театров часто «переводит» на плечи молодых постановщиков именно спектакли для детей. В данном случае постановка подтвердила свою хорошую репутацию, которую получила после премьеры попаданием в номинацию театральной премии «Киевская пектораль»: спектакль выглядит настолько свежим, как будто вот-вот поставлен, а игровые импровизации исполнителей находили у взрослой фестивальной аудитории не менее живую реакцию, чем у привычной, детской.

Фестиваль  подтвердил, что почти все без исключения молодые режиссеры демонстрируют очень важное качество — вкус к работе с актером, воплощение своих идей, прежде всего, через исполнителей, учет, а не игнорирование их личностей. Актерские работы Олега Телятника и Надежды Корбут из Черкасс, Светланы Дутки и Андрея Луценко из Ивано-Франковска, Виктории Черновой и Сергея Клименко из Днепропетровска, киевлян Елены Завгородней, Сергея Петько, Полины Кино, Владимира Плахова — перечень можно продолжать — стали «изюминками» фестиваля.

В целом же это мероприятие задумывалось и воплощалось как чисто рабочее, а не демонстрационно-презентационное. Никакой раздачи призов, никаких фуршетов: спектакли, их совместное обсуждение специалистами и зрителями, круглый стол в финале, плюс образовательная программа — мастер-класс режиссера Дмитрия Богомазова, лекции театроведов Натали Ермаковой, Майи Гарбузюк и автора этих строк. «Театральная платформа» за время своего недолгого существования уже успела провести ряд мастер-классов зарубежных деятелей театра, но спрос на такие встречи с отечественными специалистами свидетельствует, что эта практика обязательно должна быть продолжена.

Фестиваль в который раз доказал нехитрую истину: «горизонтальные» общественные инициативы сегодня значительно более эффективны громоздких, малоэффективных действий государственных структур. Поэтому нынешний и завтрашний день молодой режиссуры — в руках молодых и инициативных. Которым нужно просто не мешать!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать