Перейти к основному содержанию

«Индустрий академической музыки в Украине нет»

Мирослав Скорик о творческой «кухне», гранд-турне по Украине и выступлениях за рубежом
20 июня, 18:50
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Композитор и педагог, теоретик и практик, в прошлом — художественный руководитель Национальной оперы Украины, собой олицетворяет опыт, такой себе фьюжн консервативных жизненных принципов с демократическими взглядами на музыку. В деталях Мирослав Скорик знает, как продуцируется европейская по содержанию и национальная по духу культура, потому что может представить собственные достижения:  оперу «Моисей» (2001), созданную по мотивам бессмертной поэмы Ивана Франко и спонсируемую Ватиканом при личном благословении Папы Римского Иоанна Павла ІІ,  балет «Возвращение Баттерфляй» (2010), построенный на фактах из жизни Соломии Крушельницкой, которая является близкой родственницей композитора, спортивно-музыкальную оперетту «0:0 в нашу пользу» (1969), а еще — кантаты для хора и симфонического оркестра, симфонические поэмы, концерты для большого симфонического оркестра и концерты для инструментов соло с оркестром, произведения для камерного оркестра, камерно инструментальные и  фортепианные произведения. Молчу о «Карпатском концерте» для оркестра (1972), что с огромным успехом исполнялся по обе стороны Атлантики и  духовный гимн Украины — «Мелодия» ля-минор, написанный для фильма «Высокий перевал» (1981) кинорежиссера Владимира Денисенко. Или: два виолончельных концерта, которые сейчас в мире немногие, вообще, способный написать. Каждое из перечисленных произведений — ориентир в национальный культуре.

«ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО, КАК И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ СЕРЬЕЗНОЙ МУЗЫКИ, ТЯЖЕЛАЯ ЕЖЕДНЕВНАЯ РАБОТА»

— Говорят, сейчас Мирослав Скорик пишет музыку, когда в этом есть потребность. Так ли это?

— И да, и нет. Не может быть у композитора одной модели. Потому что когда есть потребность автор должен сесть и написать, а когда нет заказа, может... и не писать.

— Какому-то одному из двух вариантов вы отдаете предпочтение?

— Если бы... Конечно, хотелось бы писать музыку, когда есть потребность и вдохновение, но это не всегда совпадает. Быть полностью свободным от заказчика — я не имею такой возможности.

— Хорошо, что появилось национальное концертное агентство «UKR Artists» (основатель Александр Пириев), которое в 2016 году положило начало путешествующему фестивалю украинской музыки  «Три «С»: Скорик-Станкович-Сильвестров». Достаточно ли этого для Украины?

— Вероятно, что нет. Серьезной музыкой должны были бы заниматься десятка два подобных концертных агентства, тогда, может, и дело какое-то было. Нам есть, что показать  дома и за рубежом.

— Как вы считаете, почему не появляются другие промоторы академической музыки?

— Просветительство, как и популяризация серьезной музыки, — тяжелая ежедневная работа. Обратите внимание, сколько продюсеров и концертных агентств в Украине продвигают к слушателю эстрадную музыку. Море. Поэтому и поп-культура поставлена на коммерческие рельсы, а вот индустрии академической музыки в Украине нет.

— Действует финансовая модель «легкая музыка — быстрые деньги». Похоже на такой себе кредитный союз типа «утром вкус — вечером шлягер».

— Никого не хочу обижать, но в основном на радио звучат песни, которые не имеют никакой художественной ценности.

— Когда я жил некоторое время в Канаде, то обратил внимание на одну странную вещь в FM-диапазоне Торонто. Нет, не на то, что станций сотня или больше, а на то, что самым популярным радио была «Классика», где реклама отсутствует, даже выпуски новостей. Говорили, что международные бренды типа автопроизводителей или «Кока-кола» тихо платят спонсорские пакеты, чтобы их коммерческие споты, даже имиджевые...  не звучали на волне.

— Вот вам, разница в отношении к серьезной музыке. Почему бы не позаимствовать такой прекрасный опыт?

— За полвека профессиональной карьеры вы накопили энциклопедический опыт в национальной музыке? Чего и до сих пор не успели сделать?

— Об этом ежедневно думаю, но не скажу.

— Подходит к концу масштабный международный проект «Год музыки Мирослава Скорика», который начался в июле в 2018 года...

— В прошлом году концертное агентство «UKR Artists» во главе с продюсером Александром Пириевым положило начало международному проекту «Год музыки Мирослава Скорика».13 июля прошлого года, на мой 80-й день рождения трупа Львовской оперы показала мой балет  «Возвращение Баттерфляй», что воспроизводил реальные факты из жизни непревзойденной оперной певицы Соломии Крушельницкой.

ВАРИАЦИИ НА...

— Пан Мирослав, какие еще состоялись художественные события?

— На протяжении Года музыки планировалось провести 80 разных по своей форме и наполнением художественными событиями, среди которых не только концерты. Что-то удалось воплотить, что-то — не сразу. Но эти мероприятия, в частности из-за насыщенности, обязательно состоятся позднее. Хотя, по-видимому, главное — это то, что кроме концертов в Украине я имел возможность услышать  две свои мировые премьеры в странах Западной Европы. А среди мероприятий в Украине с чрезвычайной приятностью вспоминаю концерт, который состоялся 19 сентября 2018 года во Львовской филармонии. В рамках серии моих авторских вечеров тогдашний Президент Украины во время концерта на сцене областной филармонии официально предоставил статус Национального этому заведению.

— Можете объяснить, а почему концертное агентство «UKR Artists» юбилейный проект назвало международным?

— Потому что творческие мероприятия проходили и за пределами Украины, в частности в Швеции в ноябре 2018 года и в Австрии в апреле 2019-го. Было приятно, что, например, именно в Стокгольме на сцене знаменитого зала «Konserthuset» прозвучала мировая премьера моего произведения «Вариации на шведскую тему», а в не менее титулованном зале Моцарта — венском центре классической музыки «Konzerthaust» состоялась мировая премьера вокального цикла «К Музе».

— Что следует считать главной из нынешних художественных акций в рамках международного проекта «Год музыки Мирослава Скорика»?

— Мне запомнился «Парад Концертов» на сцене нового Большого зала Харьковской областной филармонии, которая является самой старой в Украине. Тогда, 27 апреля наряду с широко известным Карпатским каприсом и Вторым  виолончельным, что впервые прозвучал в программе национального проекта «ТРИ С», состоялась мировая премьера Десятого скрипичного концерта; солист заслуженный артист Украины Марко Комонько. Его вживую транслировало из Харькова на весь мир радио «Культура».

— Вы видели какие-то из тех концертов?

— Я принимал в них участие. Почти во всех. В основном — как дирижер, но иногда и как пианист. В некоторых городах программа повторялась, а в других — была другой. Национального турне симфонических концертов у нас еще не было. Даже концертные площадки использовались  разные — от оперы до филармонии.

— В разгаре гастрольный тур «Мирослав Скорик в стиле джаз», который стартовал в феврале прошлого года. Где и как вы успели выступить? В каком составе? К сожалению, не попал 10 мая в Киев в Национальную музыкальную академию.

— Основной отрезок тура «Мирослав Скорик в стиле джаз» длился с февраля до мая с исключительным концертом в октябре 2018-го года.  Мы выступили во многих городах Украины, минимум в десяти:  Львов, Луцк, Черновцы, Ивано-Франковск, Калуш, Ривне, Ужгород, Тернополь, Хмельницкий. Потом... Ну, откуда наш премьер-министр?

— Винница.

— Точно, Винница! Дальше — Одесса, Нежин, Киев, Харьков. Везде было хорошо. Оказывается, везде джазовая публика есть, и по живым концертам она соскучилась. Поэтому я стремился, при первой возможности, приезжать лично на концерты авторской джазовой  музыки. Иногда я также выступал в качестве дирижера. Концерты проходили при участии фортепианного дуэта из Львова в составе Мирослава Драгана и Оксаны Рапиты, а также киевского виолончелиста Александра Пириева.

— И нигде неожиданностей не возникало?

— Как это? Были. Во время тура появился 16-трековый компакт-диск «Мирослав Скорик в стиле джаз». Его презентация проходила именно во время аншлаговых концертов в формате автографичных сессий. Столько подписей одновременно я отродясь не ставил.

— Каким видите современного слушателя — украинского и зарубежного: в чем различия?

— Все зависит от жанра. Если это поп-музыка, кажется, ни в чем. Если серьезная музыка, здесь другая картина. В области классики западный слушатель  больше образован, опытнее, чем украинец.

— С чем это связано?

— Все начинается с эстетического воспитания. Западный слушатель лучше, естественнее воспринимает академическую музыку. Ведь в Западной Европе и Северной Америке ее преподавание начинается с первого класса и продолжается до седьмого класса включительно. Там музыка является обязательным предметом. И все преподается на очень высоком уровне. Детей не только учат петь, а с малых лет привлекают в хоры, дают нотную грамоту. То есть у западного слушателя музыкальная подготовка значительно  выше. Отсюда и в поп-культуре у них звезд больше.

— Но сейчас в музыкальных конкурсах доминирует другая тенденция: азиаты — китайцы и японцы — всех западных конкурсантов легко опережают. Здесь, пан Мирослав, в чем загадка?

— Они поняли и использовали нашу систему образования, то есть прежнюю основательную систему музыкального образования, что когда-то  бытовало на поприщах Советского Союза. Однако... Когда подход к исполнительскому мастерству ими был усвоен, результатов на конкурсах это никаких им не дало.

— Почему?

— Потому что мы им другой секрет не раскрыли: кроме технического мастерства, в музыку исполнитель должен вкладывать душу. Тогда азиаты пошли дальше, они пригласили в свои страны тех европейских педагогов, которые умели не только техническое мастерство воспитанникам поставить, но и научить, как раскрывать душу перед аудиторией.

— Вам не предлагали ехать в Пекин или Токио?

— Что-то такое было, но у меня в Украине куча незаконченных дел. Публика посещает оперу, в филармонии бывают аншлаги. Смотрю даже по собственным концертам: людей немало, много молодежи.

— Хотелось бы больше?

— Каждому композитору хотелось бы больше, я  не исключение...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать