«Интеркукла-2013»: от этнотрадиций к шоу
По улицам Ужгорода карнавальным шествием прошли любимые герои сказок
Напомним, впервые на театральной карте Украины Международный фестиваль театров кукол «Интеркукла» появился в 1990 году. Его организационная группа во главе с автором идеи и директором Закарпатского театра кукол «Бавка» Александром Туряницей, приложила усилия, чтобы в Ужгороде (на базе театра) проходил форум кукольников.
В Ужгород приглашались театры из разных уголков мира, завязывались творческие отношения, иностранцы смотрели украинские спектакли, наши театральные коллективы приглашали на международные фестивали в другие страны. Так росла слава украинских кукольников, потому что часто они привозили солидные награды, завоеванные на известных фестивалях.
В последнее время Ужгородский театр кукол «Бавка» переживал проблемные моменты в связи с проведением фестиваля. Конечно, финансовые. Не было должной поддержки Министерства культуры Украины. Проведение «Интеркуклы-2013» было под вопросом. И только участие в его подготовке органов областного Закарпатского совета и госадминистрации, управления культуры позволило в четырнадцатый раз сделать театральный праздник для ужгородских малышей и их родителей.
Участие приняли театры Украины, Болгарии и Словакии. В спектре представленных спектаклей были разнообразные «цвета» — традиционный кукольный спектакль, экспериментальные поиски в сосуществовании куклы и актера, шаги на пути создания новых форм и стилей. Так, хозяева «Интеркуклы» — Ужгородский театр «Бавка» в спектакле «Цирк Ивана Силы» А. Гавроша (режиссер Н. Орешникова) предложил первый закарпатский мюзикл с куклами, рассказав удивительную историю самого сильного мужчины ХХ столетия Ивана Фирцака. Активно используя живой актерский план и возможности циркового искусства, ужгородцы создали настоящее цирковое шоу — яркое, зрелищное и музыкальное.
О цирковом жанре шла речь и в спектакле «Цирк шардам» Херсонского театра кукол (режиссер Д. Драпиковский). Он и в самом деле напоминал манежное действо. В ряду смешных выступлений, персонажи — вырезанные из тростника куклы, веселили зрителей под юмористические комментарии остроумного конферансье.
Замечательную и нежную историю о самой маленькой девочке в мире — Дюймовочке рассказали актеры Киевского муниципального театра кукол (режиссер М. Урицкий). Сценография и куклы
В. Задорожной свидетельствовали о неограниченных возможностях кукольного искусства. Фантазия художника подарила детям представителей лягушачьего болота с неожиданным внешним видом — зажиточного Крота, Полевую Мышь и миниатюрную Дюймовочку, которая стремилась найти свое счастье.
Оригинально трактовал известную сказку «Спящая красавица» Государственный театр кукол Г. Митева из болгарского города Ямбол. Актеры забавно готовилась к столетнему сну, даже играли в пижамах. Они словно превратились в своих персонажей, когда взяли в руки кукол-марионеток, сделанных в интересной манере плоской фигуры. Декорации же напоминали теплое и уютное одеяло, под которым можно спать хоть сто лет! Но все закончилось благополучно, эти годы пролетели как час, и спящая принцесса дождалась того, кто ее разбудил.
Возможную лишь в сказке ситуацию выдумали в спектакле «Тук-тук! Кто там?» (режиссер А. Борсук) Криворожского театра кукол. Своеобразно трактуя известный сюжет о волке и семи козлятах, здесь сделали Волка хорошим, а в финале даже женили его на Маме-Козе. Вот такая любовь!
В жанре народной сказки, в украинских визуальных традициях решили поставить спектакль «Кривенька качечка» (режиссер В. Лисовый) Тернопольского театра актера и куклы. На ширме, которая состояла из нескольких уровней, на самом верхнем под веселую музыкальную увертюру начинают свое шествие четверо музыкантов. Они спускаются ниже, становятся больше, еще больше, и вот уже актеры в тех образах и с такими же инструментами появляются из-за ширмы и начинают сказку. Органическое и убедительное сочетания актерского исполнения и манипуляций с куклами делают чрезвычайно оригинальным момент перемены местами актера и его кукольного персонажа. В спектакле задействовано интерактивное общение с детской аудиторией. Нужно было видеть довольных малышей, которым повезло выйти на сцену и покормить кукольную буренку, свинку, курочку. Впечатлений хватит надолго!
В спектакле «Окассен и Николетт» И. Согела (режиссер К. Брожек) словацкого Театра кукол из Кошице актеры тоже на глазах зрителей превращаются у своих персонажей. Выразительные куклы-марионетки, со значительными возможностями характерных движений, рассказывают историю любви принца Окассена и красавицы Николетт, которую отец принца купил у купцов-сарацинов и привез в свой замок во Франции. Перепев средневекового рыцарского романа актеры разыгрывают по принципам драматического исполнения. В их высоком мастерстве соединен талант драматических актеров с виртуозными возможностями кукловодов. Мгновенные перевоплощения, иронические комментарии, органика взаимодействия друг с другом делают спектакль динамическим, эмоциональным. От слаженности всех его составляющих возникало ощущение целостности и убедительности замысла, понятного несмотря на словацкий язык. Восхищение увиденным слышалось в бурных аплодисментах детворы!
В настоящее время в Украине едва ли не наибольшее количество художественных форумов именно в отрасли кукольного театра. Каждая область имеет свой кукольный фестиваль. В художественном развитии они идут вперед самобытными путями, положительно и конструктивно выполняя свои творческие задачи и имея собственные приоритеты. В перечне украинских фестивалей ужгородская «Интеркукла» выделяется особым кукольным образом!
Выпуск газеты №:
№188, (2013)Section
Культура