Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ирония судьбы

Популярный киноактер Юрий Яковлев отметил день рождения
27 апреля, 00:00
ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ

Оказывается, карьера Яковлева в кино могла бы начаться словами: «Мальчик, хочешь сниматься в кино?». Тогда маленького Юру позвали на киностудию и попросили надкусить яблоко, а потом произнести лишь одно слово: «Кислятина». Но... после проб Яковлева больше не позвали. Так он и не сыграл в фильме «Тимур и его команда»... Трудовой путь Юрия Васильевича начался рано: учился в школе рабочей молодежи и одновременно работал. В годы Второй мировой войны пошел работать в гараж при посольстве США помощником механика, пишут peoples.ru. «Сначала я заправлял машины, потом мне стали доверять мелкий ремонт, потом я уже работал без руководства. В моем распоряжении был джип «Виллис». Это такая маневренная, классная машина. Учиться на ней было очень легко — буквально мизинцем можно крутить руль. И я ездил по Москве на джипе. Можете себе представить? Я был самым счастливым человеком. Подъезжал к вечерней школе на машине, катал друзей и подруг», — вспоминает Яковлев.

Об актерской карьере Юрий вроде бы и не думал, собирался поступать в Институт международных отношений. И вдруг — как знак свыше — появилась мысль о ВГИКе. На вступительных экзаменах вердикт был неутешителен: «некиногеничен», «особых способностей не заметно»... Впрочем, Юрия приняли, но с оговоркой. На первом курсе по актерскому мастерству у Яковлева была двойка. На втором — тройка, но постепенно Юрий доказал, что в выборе профессии не ошибся.

«РОМАН» С РЯЗАНОВЫМ

— С Эльдаром Рязановым меня познакомил Иван Пырьев,— вспоминает Яковлев. — Он начинал съемки фильма «Человек ниоткуда» и приглашал меня на Поражаева. Мне казалось, что роль служебная, да и занятость в Театре им. Вахтангова была огромная, поэтому я отказался. Вдруг звонят с «Мосфильма» и просят приехать для разговора с Пырьевым... Вхожу в огромный кабинет директора «Мосфильма». Где-то в углу маячит стол, около него — Пырьев. Не успев сделать и двух шагов, я замираю на месте, потому что Пырьев бухается на колени и ползет ко мне навстречу, норовя поцеловать мой ботинок. От неловкости я попятился, а он смотрит на меня снизу и так протяжно, по слогам, иезуитски улыбаясь, говорит: «Сни-май- ся у Ря-за-но-ва!». Ну тут уж как откажешься?..

Есть у Эльдара Александровича замечательная черта — верность актерам. Кого он полюбит, тот уж обязательно будет сниматься у него, и не раз.

После «Человека ниоткуда» мы снова встретились на «Гусарской балладе», затем я попал в «Иронию судьбы...», по воле случая, правда. Должен был сниматься Олег Басилашвили, но у него умер отец, приехать он не смог, поэтому Эльдар срочно вызвал меня. Озвучивал закадровый текст в «Берегись автомобиля» и «Стариках-разбойниках». Ну, а дальше большой промежуток времени мы встречались с Эльдаром по случаю, и всегда был разговор о том, что надо бы... хорошо бы... А окончательно затух наш «роман», когда я дважды отказался сниматься: в рязановском «Гараже», потому что не мог по времени, и в «Небесах обетованных», потому что мне не понравился сценарий. Эльдар обиделся и больше никогда ничего не предлагает, хотя всегда трогательно зовет на свои праздники...

О РОЛЯХ

О ленте «Гусарская баллада»:

— Этот фильм идет до сих пор, и многие его любят. И поручик Ржевский стал как бы реальным лицом — о нем есть анекдоты, как о Чапаеве, а, например, в Ржеве даже решили поставить ему памятник, — смеется Яковлев.

О фильме «Ирония судьбы, или С легким паром»:

— Мое отношение к Ипполиту — это из области тщеславия, — признался актер. — Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы — родственные души.

О фильме «Иван Васильевич меняет профессию»:

— Сначала было довольно трудно. Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия, — рассказывает Яковлев. — И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть абсолютно бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во- первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось...

О картине «Кин-дза-дза»:

— Это не комедия и не трагикомедия, и не фантастика в чистом виде, а все вместе, — рассказывает актер. — Роль Би, конечно, у меня была совершенно необычная. Сценарий, к тому же, все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили... С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова «Ку». Коротко и емко».

ПОПУЛЯРНЫЕ ФРАЗЫГЕРОЕВ, СЫГРАННЫЕЯКОВЛЕВЫМ:

— Царь, очень приятно. Царь!

— Танцуют все!

— Бориску на царство?

— Требую продолжения банкета!

— Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите... И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю... — А потрите мне спинку, пожалуйста!

СПРАВКА «Дня»

Юрий Яковлев (1928 г.) родился в Москве. 1948 — 1952 — годы учебы в Театральном училище им. Б. Щукина. После его окончания пришел на работу в Театр им. Е.Вахтангова. О молодом актере заговорили критики и публика после того как увидели Яковлева в острохарактерной роли королевича в сказке С. Маршака «Горя бояться — счастья не видать». Эта работа стала эскизом к спектаклю «Дамы и гусары», который был в репертуаре два десятилетия. В «Пьесе без названия» Чехова актер сыграл одну из своих любимых ролей — Трилецкого.

60—80-е годы — звездные в биографии Яковлева: «Принцесса Турандот», «Насмешливое мое счастье», «На всякого мудреца довольно простоты», «Господа Глембаи», «Анна Каренина», «Без вины виноватые», «Стакан воды», «Три возраста Казановы» (всего на сцене Театра им. Вахтангова актер сыграл более семидесяти ролей). Огромную популярность Яковлеву принес кинематограф. В кино Ю. Яковлев начал сниматься с 1956 года, сыграв роль Чахоткина в фильме «На подмостках сцены». Затем последовала роль поручика Дибича в картине В. Басова «Необыкновенное лето», поручика Ржевского из «Гусарской баллады», Стивы Облонского из экранизации романа Л. Толстого «Анна Каренина», писателя Потапенко из картины «Сюжет для небольшого рассказа», «Иван Васильевич...» из одноименной комедии Л.Гайдая, Ипполит из «Иронии судьбы...», Брюханов из дилогии «Любовь земная» и «Судьба», Девятов из фильма «Мы, нижеподписавшиеся». Но одна роль стоит на вершине кинематографического Олимпа. Ее одной хватило бы, чтобы войти в когорту бессмертных — князь Мышкин из экранизации И. Пырьевым романа Ф. Достоевского «Идиот». Яковлевские вопрошающие, проникающие, прощающие глаза навсегда врезались в память многомиллионных зрителей... Актер снялся также в фильмах: «Человек ниоткуда», «Выстрел», «Крах», «Король- Олень», «Идеальный муж», «Карнавал» и многих других. Яковлев написал книгу «Альбом судьбы моей».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать