Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Искусство большого стиля

Вчера франковцы закрыли свой 90-й сезон
29 июня, 19:41
ФРАНКОВСКИЙ «ХИТ» — СПЕКТАКЛЬ «ТЕВЬЕ-ТЕВЕЛЬ»: ПЕРЧИК — ЯРОСЛАВ ГУРЕВИЧ И ТЕВЕЛЬ — БОГДАН СТУПКА, КОТОРЫЙ ПОКАЖУТ НА ГАСТРОЛЯХ В ХЕРСОНЕ / ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА ИМЕНИ ИВАНА ФРАНКО

Творческое лицо коллектива Национального академического драматического театра имени Ивана Франко лишь частично определяется художественными качествами премьер текущего года. Ведь, кроме них, существует так называемый действующий репертуар, в который входит, помимо «свежих» спектаклей, еще список постановок прошлых сезонов. В настоящее время в афише франковцев свыше 30 спектаклей прошлых лет. Время отсеивает что-то второстепенное, а лучшее продолжает питать сцену, и достаточно часто случается, что спрос на «прошлые» спектакли оказывается большим, чем заинтересованность новыми работами. Относительно количества премьер в сезоне, то это зависит от многих факторов — категории и жанра театра, количества жителей города, в котором он работает, неотложных заданий коллективу и тому подобное. Так, за один только 1920 год (время основания театра в Виннице) вышло свыше двадцати (!) постановок — премьеры тогда появлялись еженедельно!

А вот в 1944-м, когда франковцы вернулись в Киев из эвакуации, афиша уведомляла лишь об одном новом спектакле — «Хрещатий яр» Л. Дмитерка. Но тогда в действующем репертуаре были и довоенные постановки, и те, что театр подготовил во время эвакуации. В конечном итоге, малое количество премьер не значит, что сезон неудачный. Можно вспомнить, что 4 ноября 1997 года вышел в сущности один спектакль (но какой!) — «Король Лир» в постановке С. Данченко, что вошло в «золотой художественный фонд». Вообще же, в советское время существовала плановая норма постановок на театральный год. За нарушение нормативов театры несли ответственность перед Министерством культуры, а теперь все решают собственные планы и вариации художников.

КОЕ-ЧТО ИЗ ИСТОРИИ: В ПОЗЕ ШВЕЙКА

27 марта на праздновании 90-летия Театра им. И.Франко кто-то из гостей остроумно сказал: «Вам, без капли, — сто лет!» Хотя «капля» длиной в десятилетие — для искусства путь достаточно долгий и непредвиденный; согласимся, уже сегодня существует ощущение цельной «вековой» картины бытия главной драматической сцены Украины.

Горький парадокс истории Украины и ее искусства: после революции, завоевав право на самоопределение, народ должен был стесняться стремления к свободе. Смертоносное лезвие слова «националист» нацеливалось на горло непокорных. Жертвами пали наилучшие, и среди них незаменимые — Лесь Курбас, Мыкола Кулиш...

Театру им. И. Франко долгое время пришлось существовать «в позе Швейка», который, вытянувшись, отдает начальству честь. Однако в то же время в его глазах весело искрится неповиновение! Хотя не до веселья было Гнату Петровичу Юре, который по велению судьбы 44 года стоял у руля театра. Но вдохновлялся он секретом настоящего искусства, которое всегда находит возможность обойти цензуру и сказать, хотя бы завуалировано, правду о времени. Действительно, десятилетиями действовали на нашей сцене борцы-большевики, на ковровых кремлевских дорожках Ленин и Сталин решали проблемы построения социализма и коммунизма. Но в середине 30-х годов (разгул кровавого тоталитаризма) — эта же сцена сказала свое слово о тиранах-властелинах, об угнетаемом народе, который «молчит», в спектаклях «Борис Годунов» А. Пушкина и «Дон Карлос» Ф. Шиллера.

Историческую миссию Гната Юры точно определила театровед Наталия Чечель: «Если серьезно задуматься над тем, что формировало Юру-мастера, то можно понять одержимость Гната Юры идеей создания народного художественного общедоступного театра. С течением времени эта идея эволюционировала и воплотилась в творчестве Юры в разных художественных формах. Именно она обусловила демократизм, социальную остроту, героику, романтичные мятежные мотивы, гражданский и публицистический пафос, трагедийные и комедийные интонации, игровое естество, оптимизм сценических творений Гната Юры, его склонность к открытому общению со зрителем, к многочисленным массовкам и, главное, определила репертуарную политику, которая основывалась прежде всего на классике».

ДАНЧЕНКО: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ

В послевоенный период франковцы длительное время (1950—1970 гг.) переживали творческий кризис, вызванный прежде всего антихудожественной, догматичной природой соцреализма. Искусству театра было трудно дышать в рамках отведенной ему функции идеологического оружия партии. И хотя на ликвидацию подобного положения к руководству театра приглашались способные и энергичные режиссеры, беда не исчезала — театр терял доверие зрителей. Обновление началось с приходом к художественному руководству Сергея Данченко, программу которого лаконично можно определить, как возвращение к человеку, к его экзистенциальным проблемам. Сегодня с высоты минувшего времени рельефно вырисовывается нерядовой, богатый и на удивление современный художественный ландшафт этого режиссера.

«Искусство Национального театра — это искусство великого стиля, — подчеркивал С. Данченко. — Так исторически сложилось, таким этот театр хотела видеть нация. Это выверенность и качество стилевых проявлений, очистки от всего неосновного, случайного. Но это также отсутствие стилевого экстремизма, стилевых крайностей, стилевых взрывов.

Театр не имеет права отбрасывать ничего из созданного культурой прошлого, в том числе и того, что рождено на его сцене. Он должен, не выпуская из поля зрения культуру прошлого, постоянно соотносить с ней свое искусство, свое творчество».

Разве не является подтверждением этого тезиса «иннаугурационная» постановка С. Данченко на франковской сцене 4 мая 1979 года «Украденного счастья» И. Франко? После первого воплощения этого произведения Г. Юрой до войны, в состязании с его славой, через четыре десятилетия появился шедевр Данченко. Он стал образцом современного уровня искусства франковцев, психологической, человекопознавательной правды. Зрители приветствовали новое театральное мышление национальной сцены — без социологической дидактики и заглядывания в глаза власти.

Богдан Ступка, актерское творчество которого приобрело нерядовое значение в истории современного национального искусства, писал о Сергее Владимировиче после его кончины: «Как-то у меня спросили, какие украинские режиссеры определили ХХ век? Тогда говорил и сейчас повторю: Курбас в 20-х и Данченко в 70—90-х. Когда-то я нашел своего режиссера в лице Данченко, и с ним мы шли и искали вместе. Он стал моим проводником в творчестве на протяжении всей жизни, увидел и раскрыл во мне то, что, возможно, и сам я не осознавал».

В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ

Именно Богдан Сильвестрович должен был продолжить дело художественного руководства театром. И не потому, что формально не существовало вообще никакой режиссерской кандидатуры на эту должность, а из-за того, что коллектив хотел и дальше работать по программе, начертанной Данченко. А между Данченко и Ступкой, хоть они были художниками разных (но родственных) театральных профессий, издавна стоял условный знак уравнения — по таланту, плодотворности сотрудничества, синхронности эстетичного мышления, гражданской позиции. Ступка хорошо знал, к чему в искусстве стремился художественный руководитель — его учитель. Как актер экстра-класса обеспечивал в его постановках наивысшие исполнительские высоты. Поддерживал смелость мэтра, когда нужно было идти неисхоженными дорогами. Поэтому с 2001 года судьба приказала Богдану Ступке раскрыть в себе еще раз «то, что и сам не осознавал». Он взял на себя эту обязанность.

Начало ІІІ тысячелетия — это время и полет деятельности Ступки как художественного руководителя. Первая его акция была неожиданной: в фойе второго этажа от буфета освобождается комната и в ней устраивается впервые за историю коллектива малая сцена, которая называется «Театр в фойе». Открылся он 19 января 2002 года — к Крещению — спектаклем «Увертюра к свиданию» по Франко, и был освящен по церковным правилам. В практике театра подобное случилось впервые, и это дало повод шутить на тему, что с тех пор «окропленному» театру сам Бог помогает.

Сомневаться не приходится. В настоящее время афиша «Театра в фойе» насчитывает свыше десяти спектаклей. Среди авторов — Франко, Стринберг, Леся Украинка, Кониский, Довженко, Байрон, Маркес, Павич, Хшановский, Запольская, Гришковец, Казанчян, Залите, Стефаник... На этой сцене есть возможность экспериментировать, отрабатывать «технику театральной правды» в условиях максимальной близости к зрителю.

А на главном плацдарме — большая сцена, которая тоже за десятилетие увидела много нового и необычного. Прежде всего, ускорила переход актеров из рук одного режиссера в руки другого. А их количество (штатные и приглашенные) достигло — 24 профессионалов! Подобная множественность создала атмосферу творческого соревнования между режиссерами, подчеркнула для зрителей их непохожие стилевые воплощения, а актерам подарила встречи с интересными творческими личностями постановщиков.

На этом пути пролег успех спектаклей, которым суждено было войти в лоно юбилейного 90-го сезона. Это доверху наполненные трагедийными эмоциями «Отелло» В. Шекспира (режиссер Виталий Малахов) и «Кин IV» Г. Горина (режиссер Анатолий Хостикоев); по-философски многозначительный «Царь Эдип» Софокла (режиссер Роберт Стуруа); жанрово красочные работы режиссера Игоря Афанасьева «Ревизор» по Н. Гоголю и мюзикл «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит» Ю. Рыбчинского, В. Васалатий; увиденная сегодняшними глазами «Свадьба Фигаро» П. Бомарше (режиссер Юрий Одинокий); модерные музыкально-пластичные формы режиссера Александра Билозуба в спектаклях «Соло-мия», «Два цветка цвета индиго», «Амаркорд... Я вспоминаю». Свежее прочтение «Наталки Полтавки» И. Котляревского предложил режиссер Александр Ануров; оригинальное театральное мышление демонстрирует режиссер Андрей Приходько в постановках «Шякунтали» (индийская мистерия по мотивам Магабгарати и произведений Калидаси), а также «Легенды о Фаусте» К. Марло, Гейсельбрехта; заинтересованность давней мировой историей проявляет Юрий Кочевенко, в частности, в постановке «Виват, королева!» Р. Болта. Режиссура Валентина Козьменко-Дединде расставляет ностальгические, деликатно комедийные акценты в гоголевской «Свадьбе». Драматург украинской диаспоры Ирена Коваль и режиссер Станислав Мойсеев подарили театру интересную сценическую биографию писателя Л. Толстого в спектакле «Лев і Левиця»; влечение зрителей к украинскому классическому репертуару мы еще раз почувствовали по темпераментной реакции зрителей во время спектаклей «Кайдашева сім’я» И. Нечуя-Левицкого (режиссер Петр Ильченко) и «У неділю рано зілля копала» О. Кобылянской (режиссер Дмитрий Чирипюк)... В общем, активность режиссуры не притесняет инициативу исполнителей, везде на первом плане актеры.

Жаль, что раньше, чем можно было думать, ушли из афиши интересные режиссерские произведения Андрея Жолдака-Тобилевича, Григория Гладий, Юрия Одинокого, Владимира Кучинского — «Три сестры» по А. Чехову, «Кармен» П. Мериме, «Истерия» Т. Джонсона, «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Посреди рая на площади...» Клима. Сегодня театр, к сожалению, лишен возможности хранить массивные декорации такого широкого по количеству действующего репертуара, поэтому когда идет речь о «списании спектаклей», рука просто не поднимается на незабываемое...

ЮБИЛЕЙНАЯ ЖАТВА

На праздничном вечере, посвященному 90-летию театра, который состоялся в Международный день театра, через зал на сцену под бодрую музыку прошли в костюмах лицедеев актеры-франковцы. Это воспринялось как символ живого игрового настроения коллектива, пульсирующего творческого непокоя, уверенного шага в будущее.

Юбилей, в сущности, получился двойным: праздновали 90-летие театра и одновременно отмечали десятилетие его жизни в третьем тысячелетии под художественным руководством Богдана Ступки. Достижения этого периода: труппа значительно помолодела, в ведущих ролях рядом с корифеями все чаще можно увидеть молодые таланты. Репертуар и его образное воплощение тяготеет к европейским образцам. Большинство приглашенных режиссеров работает в других странах прежнего СССР и мира — России, Грузии, Армении, Прибалтике, Канаде, США, Словакии, Польше, Германии. Они много знают о настоящем мирового искусства.

В канун празднования франковцы сдали нелегкий экзамен (в феврале состоялись гастроли в Санкт-Петербурге ) — играли на сцене легендарного Большого драматического театра. Показали пять спектаклей: «Тевье-Тевель», «Кайдашева семья», «Легенда о Фаусте», «Швейк» и «Свадьба». Все вечера прошли с аншлагами. А круглый стол, устроенный в финале выступлений критикой, приобрел какое-то необычное в таких случаях апофеозное звучание. Восторг можно обобщить так: во время повсеместной профанации искусства, торжества муляжных маскультовых образцов, а также нахальства «королевы времени» — антрепризы, — первая сцена Украины (Театр им. И. Франко) показала живое, «наивное» в своей девственной народной природе и в то же время поражающее современное искусство. Каждый постановщик — индивидуальность, которая фантазирует на свой художественный лад, каждый актер — мастер импровизированных сценических характеров. Ощущения музыки, пластики как родной стихии. Было дружественное прощание, договоренность приехать снова этой осенью в российскую северную столицу.

В этом сезоне выступали в Харькове и Одессе («Лев і Левиця»), Виннице («Кайдашева сім’я»), Днепропетровске («Тевье-Тевель»), Мюнхене и Париже («На поле крови» Леси Украинки).

Кстати, последний спектакль, рожденный на сцене «Театра в фойе», был показан 7 июня в Севастополе на фестивале «Боспорские Агоны», он был отмечен двумя наградами — за лучший камерный спектакль (режиссер Юрий Розстальной, актеры Остап Ступка и Дмитрий Рибалевский) и за лучшую мужскую роль (О. Ступка — Иуда). Этот же спектакль на фестивале «Хороший театр» в Энергодаре увенчан призом «За лучший мастер-класс».

Победу принес показ спектакля «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит» на фестивале «Мельпомена Таврии» в Херсоне: композитор Виктория Васалатий получила приз в номинации «За лучшее музыкальное решение». А исполнительница главной роли Татьяна Михина — приз «За лучшую женскую роль».

Есть определенное сходство в жизни театра — между началом 1920-х годов и настоящим. Тогда, при дефиците современных пьес, героев сцены, рожденных в кровавые годы гражданской войны, чаще звали не Иванами и Наталками, а именами причудливыми — как Фигаро, Мирандолина. Однако зритель безошибочно узнавал в них себя — свое желание быть свободными и счастливыми.

И сегодня на нашу сцену в главной премьере сезона — шекспировской «Буре» — также вышел герой со странным именем Просперо. Хотя миновало четыре века, как он родился из-под пера гениального драматурга, все, о чем он скорбит, является нашей тоской и беспокойством: как преумножить в жизни добро и как укротить зло...

В Украине «Буря» ставится впервые. Эта постановка стала образцом монолитного, во всех компонентах выразительного авторского театра. Режиссер Сергей Маслобойщиков (ему принадлежит также сценография и музыкальное решение пьесы) чутко обнаруживает точки соприкосновения классического произведения с проблемами настоящего. Посмотрев премьеру, мысленно вспоминаешь сценическое произведение Сергея Данченко — отчаянно смелого и исповедального «Мерлина» по произведениям современных немецких драматургов Т. Дорста и У. Эллер. Сергей Владимирович, после десятилетий господства фальшивой социальной мифологии в советском искусстве, своей постановкой скептически воскликнул: «Хватит художественных мифов об уничтожении зла, о перестройке человека! Не пора ли оставить поиски сценой святого Грааля!?» То было закономерное «постсоветское» настроение.

Спектакль Маслобойщикова — «дитя» другого времени, которое на своей волне еще не убило народного доверия, — тоже не мажорное, как, кстати, и произведение Шекспира. Но в своей последней при жизни пьесе большой английский гуманист и философ не оставляет читателя и театрального зрителя хотя бы без дымки светлого взгляда на течение жизни. Свою сценическую версию «Бури» режиссер не даром создал как трагикомедию. Поэтому имеем как подлинно шутливую, так и утешительную формулу: «Миф умер! Да здравствует миф!»

Классике спасибо. Но когда же, наконец, появится в Украине современный драматург с масштабом таланта Мыколы Кулиша? Что дальше? Недавно Богдан Ступка обеспокоено говорил, что пришло время вспомнить о тех пьесах Ивана Франко, к которым мы никогда (за 90 лет!) не обращались. Национальные театры мира, как правило, дают исчерпывающее сценическое прочтение драматургии своих патронов, даже пьес, которые существуют в черновиках. Можно верить, что зрители в конечном итоге встретятся с героями комедий «Горобына», «Учитель», четырех одноактных пьес — «Будка №27» (первая драма-новелла в украинской драматургии), «Каменная душа», «Мастер Чирняк», «Последний крейцер» (первая философская драма в украинской драматургии), масштабной историко-романтичной драмы «Сон князя Святослава» и др.

Убежден, что художественный руководитель, который как актер в роли Мыколы Задорожнего вместе с ансамблем, подобранным Сергеем Данченко, дал долгую и полностью современную сценическую жизнь «Украденному счастью», сделает все, чтобы состоялась не одна встреча с Франко — нашим современником. Это все в ожидании современного материала.

В сентябре, в начале 91-го сезона, состоится премьера «Грек Зорба», которую ставит режиссер Виталий Малахов по произведению греческого писателя Никоса Казандзакиса. В ней один из героев говорит: «Что это за таинственная нестерпимая боль, имя которой Жизнь? Люди встречаются и расстаются, словно листья, гонимые ветром, и зря взгляд пытается удержать в памяти лицо, тело, жесты родного тебе человека...» Не правда ли, наш театр еще никогда настолько не приближался к философской мудрости человеческого бытия, как в начале этого напряженного и тревожного третьего тысячелетия!

P.S. С 6 по 17 июля франковцы выступят в Херсоне. На гастролях покажут аншлаговые работы: «Кайдашева семья», «Легенда о Фаусте», «Тевье-Тевель», «Свадьба», «Наталка Полтавка» и «Пигмалион».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать