Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Исповеди террориста и телешоу

«Летучий Голландец» — режиссерский дебют Алексея Кителя на франковской сцене
05 февраля, 11:07
СЛЕДУЮЩИЙ ПОКАЗ «ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА» СОСТОИТСЯ 20 ФЕВРАЛЯ. НА ФОТО — ДМИТРИЙ ЧЕРНОВ И ВАДИМ ПОЛИКАРПОВ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИТЧАСТЬЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ИМ. ИВАНА ФРАНКО

Последняя премьера Национального театра им. Ивана Франко на Камерной сцене — «Летучий Голландец» по мотивам романа «Уцелевший»  американца украинского происхождения Чака Палагнюка (Паланыка) — вызвала резонанс у критиков. Это режиссерский дебют Алексея Кителя, он же автор идеи и сценограф. Оригинальную  адаптацию прозы осуществил молодой драматург Павел Арье, а украинскую версию — Неда Неждана.

Всех героев играют четыре актера, особенно сложные партитуры у исполнителя главной роли (Каспар Хейнза) Дмитрия Чернова и Вадима Поликарпова, который воплощает всех других персонажей и особенный в каждой  маске (Адам Хейнз, Ведущий, Пилот, Полицейский).  Их органично дополняют женщины — Анна Топчий (любимая Ида Холлис) и Анастасия Добрынина (психолог Элис Мирекл) — совсем разные по манере и стилю игры.

Действо сочетает в себе театр и видео на экране, которое иногда иллюстрирует, но по большей части предлагает  интересные визуальные ассоциации. Само театральное действо тоже создает разные реальности.

Первая — салон самолета, которого ожидает катастрофа, а «пассажиры» слушают историю из «черного ящика» (в действительности это пуля, которая висит на сцене) — исповедь террориста. Особенность  игровой ситуации в том, что в этот «Летучий Голландец»  приглашают зрителей. И даже странные кресла на сцене напоминают в то же время и транспортные сидения, и своеобразные коконы, в которые прячутся герои. Но эти укрытия не самообман ли? Ведь в нашем мире, где война захватывает все больше территорий, а теракты распространяются еще с большей скоростью, увеличиваются шансы оказаться в роли убитого «просто так».

Вторая игра действа — более привычная для зрителей — арена телешоу. Здесь главный герой выступает в роли гостя — «последнего уцелевшего» из коммуны религиозных фанатиков, которые совершили массовые самоубийства. Арена, которая потом превращается в своеобразную «дыбу» для героя. Игры постоянно меняются, и в какой роли может оказаться зритель — вне экрана или в эпицентре катастрофы — неизвестно.

Наверное, главный вопрос спектакля — «Почему?» Почему обычные спокойные люди начинают убивать — не по причине личной мести, не ради выживания или денег, а просто так? Казалось бы, психология фанатиков-сектантов — слишком экзотичный случай. Но если углубиться, открываем механизмы, которые объединяют ее с нашей ситуацией террористической войны. Два брата — Адам и Каспар — два взгляда на свободу. Адам воспринимает это закрытое пространство коммуны как мир рабства, манипулированного священниками, и разрушает его. Каспар — как утраченный рай, где все было понятно и гармонично, где у него была своя миссия. Теперь «на свободе» он, по сути, — никто, униженный уборщик, и, возможно, потому начинает мстить этому миру за разрушенный рай и уничтоженные иллюзии. Убивать «просто так». Ведь здесь он опять обретает миссию — тайного вершителя судеб, посягая даже на роль Бога.

Не напоминает ли нам этот мир маленькой коммуны систему «совка»? Не подобная ли психология двигает террористами? В конечном итоге, не эти ли «струны души» в настоящее время используют в жестокой какофонии войны идеологи «Новороссии»? Спектакль не дает ответов на эти вопросы, но заставляет зрителей  задуматься. И не только нас. Еще совсем недавно парижане спокойно смотрели на акции украинцев диаспоры или сирийских беженцев... Но после терактов во Франции их ощущение мира, очевидно, очень  изменилось.

В финале постановки — схематические движения стюардесс, которые показывают, что делать во время аварии, превращены режиссером в своеобразный шаманский танец заклинания от несчастья. Ритуал, который в действительности почти никогда не спасает, но механически повторяется каждый раз. Как уберечься от катастрофы? Щемящий вопрос, который зависает после спектакля.  Может, все мы пассажиры «Летучего Голландца», который направляется в тревожное будущее?..

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать