Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

История на все времена

Пьесу харьковчанина и автора «Дня» Александра Чепалова ставят в Киеве
27 мая, 09:29
НА РЕПЕТИЦИИ: АЛЕКСАНДР ГАННОЧЕНКО В РОЛИ ГНУСА И МОЛОДАЯ АРТИСТКА ОКСАНА ЖДАНОВА (РОЗА ФРЕЙЛИХ — ЛОЛА) / ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

29 и 30 мая в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра состоится премьера мюзикла «Пой, Лола, пой!» в постановке режиссера Дмитрия Богомазова.

Судя по спектаклям Д. Богомазова нескольких предыдущих сезонов, живая музыка на драматической сцене в последнее время всерьез увлекает режиссера. Роковый «Карнавал плоти» и «Веселье сердечное...» с живым деревенским оркестриком и народными песнями открыли для зрителя вокальные и музыкальные способности трупы Киевского театра драмы и комедии и не остались незамеченными критиками, отметившими спектакли премиями «Киевская пектораль» за лучшее музыкальное решение и лучший спектакль сезона. А жанр предстоящей премьеры — мюзикл — лишь подтверждает, что Дмитрий Богомазов по-прежнему верен своему пристрастию.

Для новой работы режиссер выбрал оригинальный драматургический материал: пьеса Александра Чепалова впервые ставится на сцене и, несомненно, представляет собой удачную идею для мюзикла. История происходит в портовом кабаре, а ее главная героиня — очаровательная певица Лола.

Интересна и предыстория сюжета, и история его персонажей. Пьеса написана по мотивам романа Генриха Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана» и культового фильма 1930-х «Голубой ангел» с Марлен Дитрих в роли Лолы. Примечательно, что само по себе социально-обличительное произведение Г. Манна хоть и стало классикой немецкого реализма, мало известно современным читателям. Но совершенно иначе сложилась судьба литературных героев и его основной сюжетной коллизии. Имя учителя гимназии по прозвищу Гнус — мелкого тирана, человеконенавистника и ограниченного педанта сразу стало нарицательным. А вот история о том, как этот блюститель нравственности попадает в кабаре «Голубой ангел», где встречает местную звезду — певичку Лолу, забывая обо всем на свете, влюбляется как мальчишка и, в результате, женится на ней, — оказалась в определенном смысле универсальной и в разное время вдохновляла различных художников.

Эта история стала основой для двух кинофильмов (уже упомянутый «Голубой ангел» австрийского режиссера Джозефа фон Штернберга и более поздний — «Лола» немецкого режиссера Райнера Вернера Фассбиндера), а выдающийся французский хореограф Ролан Пети поставил балет «Голубой ангел» и сам в возрасте 61 года (!) станцевал в нем главную мужскую роль. Каждый автор по-своему разрабатывал судьбу мезальянса, заново пересочиняя или интерпретируя историю. В пьесе «Пой, Лола, пой!» Александр Чепалов так же предлагает свою версию известного сюжета. По словам драматурга, его произведение, прежде всего, о любви — любви обреченной, дразнящей и мучительной...

Следует отметить, что идея создания пьесы — пример удивительного чутья на сценический материал. И в какой-то мере это закономерно, ведь почти полвека жизни ее автора — Александра Чепалова связано с театром. Он — известный украинский театровед и критик, доктор искусствоведения, профессор, главный редактор журнала «Танец в Украине и мире», автор ряда инсценировок и либретто для музыкального и драматического театра. Более 40 лет А. Чепалов руководит литературной частью Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н. Лысенко.

Накануне премьеры «День» побеседовал с автором пьесы А. Чепаловым.

— Замысел пьесы пришел даже не от книги Генриха Манна, — рассказывает А. ЧЕПАЛОВ. — Сначала я увидел балет Ролана Пети, а потом посмотрел фильм «Голубой ангел», где главную мужскую роль исполнил замечательный немецкий актер Эмиль Яннингс, а главную женскую     — Марлен Дитрих. Если от «ледяной» Дитрих и ее меланхолического пения я был не в восторге, то игра Яннингса потрясала. Когда писал пьесу, у меня перед глазами стоял эпизод с его рыдающим кукареканьем и разрывающимся сердцем. За этим хриплым, отчаянным кукареканьем было не только унижение героя, но и его обреченность, конец дразнящей, мучительной любви и фактически — смерть... Кстати, в романе, фильме, балете и в моей пьесе и эти эпизоды, и концовки — разные. Сейчас даже не могу сказать, какой финал будет в спектакле. Это теперь зависит от режиссера.

Я рад, что пьесу ставят в Театре на левом берегу, и ее «крестным отцом» стал Эдуард Маркович Митницкий, и еще, что за «Лолу» взялся его ученик и один из лучших украинских режиссеров Дмитрий Богомазов. Хорошо зная его театральный стиль и яркие работы, я легко отдал ему пьесу на откуп. Тем более что он покорил меня своим режиссерским замыслом — поставить мюзикл в стиле кабаре.

Практически все артисты в спектакле будут петь и играть на разных инструментах. На сцене будет целый оркестр, кордебалет. И никакой фонограммы, только живая музыка! Мне это очень близко и дорого, потому, что я сам много лет работаю в музыкальном театре.

Мне очень нравится актерское распределение. На роль Гнуса назначены два исполнителя, играющие в очередь. Александр Ганноченко, который покоряет своей эксцентрикой и темпераментом. Он не похож на солидного, одутловатого профессора. Но этот мелкий тиран может и молодиться перед Лолой. А второй — прекрасный актер Анатолий Ященко, который в своих сценических работах достигает больших высот в трагикомическом плане.

В пьесе не меньшее значение имеет главная героиня. Молодая и внешне порочная, она совсем не однозначная и по-своему страдающая натура. Выбор исполнительницы главной женской роли стал для меня большим сюрпризом (думаю, что станет и для зрителей)! Розу Фрейлих (Лолу) репетирует молодая артистка Оксана Жданова. Она только в этом году заканчивает актерский курс в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого у Дмитрия Богомазова, хотя уже сыграла несколько заметных сценических работ в Театре на Левом берегу и главную роль в телесериале «Дворняжка Ляля». Посмотрев сериал о строптивой рыжей цыганке, я понял, что Оксану выбрали не зря. Она — восходящая звезда! К тому же, у Ждановой замечательные вокальные данные.

В пьесе нет второстепенных персонажей. И, судя по назначениям на роли, здесь не должно быть ни одного сбоя. В спектакле заняты опытные актеры: Леся Самаева, Лев Сомов, Андрей Саминин, Михаил Кукуюк, Виктор Жданов, Владимир Горянский, Владимир Заднепровский, а роли юных гимназистов исполняют Александр Комаренко и Александр Пискунов.

Путь пьесы «Лола» на театральную сцену был не простым и довольно долгим. Насколько мне известно, аналогов этому спектаклю в драматическом театре нет, хотя роману Г. Манна в нынешнем году исполняется 105 лет. Однако ждать стоило! Сейчас этот драматургический материал попал в такую живую театральную среду и в руки такого креативного постановщика, что я не сомневаюсь в зрительском успехе спектакля. Премьера — всегда волнующий момент для труппы. И я тоже жду ее с нетерпением. Пой, Лола, пой!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать