Избранные временем и... студией «Контакт»
Плакать над культурой мы уже научились. Помогать ей — еще нет![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990427/476-7-1.jpg)
Помню свое первое впечатление от знакомства с этим проектом. Наверное, это чувство насыщения. Ну когда тебя долго держат на голодном пайке, а тут в одночасье наступает изобилие. Да не простое — деликатесное. Мы так соскучились по документальному кино (впрочем, думаю, молодые люди даже не успели почувствовать вкуса к нему), что обойма из шести картин, которой разразилась киностудия «Контакт», радовала самим фактом своего появления.
После первых восторгов захотелось повнимательней приглядеться: что же нам предложили? Сегодня эти фильмы видели, наверное, все. Каждый из них по нескольку раз был показан по УТ-1. И, наверное, также все согласятся, что каждый из них — «Думи мої...», картина Николая Мащенко, посвященная Борису Гмыре, «Две жизни Соломии» Владлена Кузнецова и Александра Фролова, «Лесь Курбас. Между двумя выстрелами» Владимира Хмельницкого, его же «Борис Мозолевский. Скифская баллада», «Серж Лифарь в Киеве» Владлена Кузнецова и Светланы Ильинской и, наконец, фильм, рассказывающий о скульпторе Александре Архипенко «Творец с божьей искрой» Дмитрия Горбачева, Сергея Тримбача и Николая Мащенко — высокопрофессиональное кино, сделанное стильно и со вкусом. Конечно, собранные вместе, они производят впечатление неоднозначное, может, неровное. Это уже зависит от того, насколько вам близка творческая манера и стилистика того или иного художника. Но то, что все они безусловно яркие и оригинальные индивидуальности — очевидно. Умение собирать блестящие команды настоящих профи — одно из неоспоримых достоинств «Контакта».
Но я о другом. Собственно о фильмах. Ведь они, по сути, возвращают из небытия нашей памяти людей, чей вклад в отечественную и мировую культуру трудно переоценить. Людей, с которыми родное Отечество обходилось зачастую пренебрежительно равнодушно, а то и попросту уничтожало, дабы вредные их мысли на умы советских граждан не очень-то влияли. Вот и Отечество уже стало совсем другим, и граждане в общем-то тоже, а поди ж ты — именно тех самых «вредных мыслей» дефицит ощущается как никогда остро... Напомнить об этом, рассказать об этих людях, «Избранных временем» — и была цель «Контакта».
Я к подобным проектам отношусь, честно говоря, довольно настороженно. Ведь в определенной мере они несут просветительскую функцию. И здесь очень легко сбиться то ли на банальный пересказ биографий, то ли на этакий менторский, поучающий тон. В цикле «Избранные временем» этого, к счастью, удалось избежать. Более того, каждая из картин решалась творчески изобретательно. Например, фильм об Александре Архипенко, который 41 год прожил в Америке, Николай Мащенко выстроил в репортажно-детективной манере: поиски следов художника у нас и за океаном. А вот Александр Фролов, рассказывая о Соломии Крушельницкой (уж ее- то мы, кажется, знаем, благодаря тому же кино, по крайней мере), акцент сделал на ее «вторую» жизнь. Не первую — полную музыки, обожания и триумфа, которая протекала в основном за рубежом. А поведал, сдержанно и без надрыва, о возвращении певицы на родину в 39-м, откуда ее уже никогда и никуда не выпускали. Да еще безбожно обобрали. И в прямом смысле, прибрав к рукам имущество Крушельницкой в Италии, и — в переносном, отлучив от сцены, от учеников, расчетливо предав ее безвестности.
Цикл «Избранные временем» — и это, наверное, главное потрясение от увиденного — напоминает нам не очень-то приятную истину: степень нашего незнания не такой уж давней собственной истории — огромна. А кому, скажите на милость, это приятно осознавать. Не знаем — и ладно. Что, у нас в суете дней других проблем мало? Ну вот хотя бы — где деньги взять? Для кино она сегодня особенно остро стоит.
— А мы ведь с этого и начинали, — рассказывает директор «Контакта» и автор идеи проекта Лариса Роднянская. — Наша студия и создавалась во многом для того, чтобы режиссеров, сценаристов, операторов высочайшего класса, с развалом больших студий оставшихся без работы, этой самой работой обеспечить. Ну хотя бы, как говорится, заказным кино. Приходилось искать деньги, добывать заказы. Мы делали фильмы и о таможенниках, о сельском хозяйстве, боролись со СПИДом и холерой, рассказывали о трагической судьбе Чернобыля и чернобыльцах... О чем только не делали, короче. Но в какой-то момент поняли: душа хочет большего. Так появилась идея цикла. А когда стали его конкретизировать, то в нашем списке оказалось около ста имен. И за каждым — такая судьба, что просто дух захватывает. Конечно, не будь поддержки НТКУ и «1 + 1» ничего бы нам реализовать не удалось. Мы мечтаем до конца столетия снять тридцать картин.
— Но теперь-то, когда проект приобрел известность, принят зрителями и оценен профессионалами, проблема найти на него деньги не будет стоять столь остро, как раньше?
— Ничуть не бывало. У нас сегодня очень модно говорить о любви к украинской культуре. Многие банкиры, предприниматели даже фонды создают в поддержку культуры. Но куда и к кому мне не доводилось обращаться, всегда один и тот же ответ, вежливый и холодный: мы можем посетовать с вами по поводу судьбы украинского кинематографа, мы даже можем поплакать вместе с вами, но денег нет. А ведь наши картины стоят копейки и, когда нам удается раздобыть 20—30 тысяч гривен, из которых половина уходит на налоги, на тридцатиминутный фильм, мы счастливы безмерно. Ведь «Избранные временем», скажу без ложной скромности, это не частное дело «Контакта». Ну не можем мы построить новое полноценное здоровое государство, которое не помнит и не хочет помнить своего прошлого, которое забывает людей, по сути определяющих духовное здоровье нации. Ведь составленный нами список, может, и не претендует на всеобъемлющую широту, но это тот минимум имен, который, на мой взгляд, должен знать каждый культурный человек.
Три новые картины цикла, которые показал «Контакт» в Доме кинематографистов, это очень сильное зрелище, с огромным эмоциональным посылом авторов. Особенно я бы выделила «Честь и благодарность» (автор сценария и режиссер Александр Фролов, оператор Эдуард Тимлик) — это приятное, очень лирическое (но без восторженного сюсюкания) повествование о знаменитой львовской семье истинных интеллигентов, музыкантов, собирателях фольклора Колесс. Фильм Николая Мащенко «Экспертиза: казнь сумасшествием» смотреть тяжело, временами — жутковато. Он о «мятежном» генерале Петре Григоренко, которого власть пыталась погрузить в сумрак сумасшествия. Страшно еще и потому, что совсем ведь недавно все это было с ним. Да и с нами.
И третья картина — «Дома и химеры Владислава Городецкого» (автор сценария и режиссер Владимир Хмельницкий). Это очень поучительное зрелище для наших новых капиталистов. Ведь они оказались сегодня в условиях, чем-то схожих с теми, в которых находились их предшественники в начале века. Поучиться не только деловой хватке и стремительности, но и умению, памятуя о собственной выгоде, не забывать и об общественном благе.
Была показана и еще одна картина, которая несколько не вписывается в проект «Избранные временем». Это фильм «Николай Мащенко. Незавершенный портрет...» Сценарий Станислава Чернилевского и, что было неожиданно, режиссерский дебют Ларисы Роднянской.
— Безвестность — это, наверное, одно из самых страшных состояний для художника, — убеждена Лариса Роднянская. Почти все герои «Избранных временем» его в той или иной мере испытали. Ну, а разве творцы, живущие сегодня рядом с нами, не знают, что это такое. Еще как знают. У нас же как испокон веков водится: хвалу и почет воздавать после смерти. Я с этим не хочу и не могу смириться. Так родился новый цикл «Наши современники», хотя и логически, и концептуально он, на мой взгляд, вполне вписывается в наш проект. Первой в этом цикле стала картина «Ваш выход, маэстро», посвященная Анатолию Соловьяненко. Мы очень гордимся этой работой. Пять лет о нем не вспоминали, не приглашали, не звучал его божественный голос. Николай Мащенко и фильм о певце снял в жанре, если можно так сказать, реквиема с надеждой. Показали (и не раз) картину по ТВ и, представьте, спохватились, вспомнили. На «Человеке года» Анатолий Соловьяненко стал лауреатом.
Николай Мащенко — замечательный мастер, интересный режиссер и тонкий человек, который подошел к 70-летнему рубежу. Вот у меня и появилась потребность рассказать о нем так, как я его вижу и воспринимаю. Впрочем, фильм называется «Незаконченный портрет». Может, кто-то захочет вернуться к этой личности вновь...