Перейти к основному содержанию

К каким последствиям может привести бунт?

«Антигона» — взгляд молодежи
15 февраля, 10:21
ГЛАВНЫЕ РОЛИ В «АНТИГОНЕ» ИГРАЮТ МАРИЯ АГАПИТОВА И ИЛЬЯ ПОНОМАРЕНКО. В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ ПОСТАНОВКУ ПОКАЖУТ 17 ФЕВРАЛЯ / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

На «Новой сцене» Национального театра им. Леси Украинки пьесу Жана Ануя  режиссер Олег Никитин поставил со студентами-четверокурсниками Театрального университета (художественным руководителем курса и этой постановки является Михаил Резникович). Спектакль — творческий эксперимент и вызов для молодых артистов, сумеют ли они передать все смыслы и оттенки острейшего конфликта и двух «правд», заложенные драматургом в этом произведении.

Сюжет древнегреческой трагедии Софокла француз  Жан Ануй перенес в годы Второй мировой войны... Выйдя на сцену, молодежь (пока еще участники Хора), выступают обвинителями «системы», погубившей несогласного. Они по-юношески резки  и непримиримы. В прологе каждый из них — Антигона! Студенты во все времена — самые ярые участники революций и первые зачинщики бунтов. Никому из них еще не довелось побывать в шкуре царя Креона. Никто из них еще толком не сталкивался с грузом ответственности за другие жизни. Но в центре сцены — пирамида, ведущая к трону. И восседающий на нем «одинок, как и всякий, взошедший на вершину»...

Илье Пономаренко досталась очень сложная роль — царя, который не жаждал власти. Он взвалил на себя этот крест лишь потому, что племянники — Этеокл и Полиник в борьбе за трон довели город до полной разрухи и убили друг друга... И чтобы навести в государстве хоть какой-то порядок, Креон объявляет одного из погибших братьев героем, а второго же запрещает предавать земле под страхом смертной казни. Пойти против власти ради спасения души Полиника осмелится лишь маленькая Антигона (эту роль очень эмоционально играет Мария Агапитова). Похоронить брата и умереть — вот миссия ее героини.  А миссия Креона — соблюсти закон, выполнить свой же приказ — казнить преступницу, несмотря на родственные связи. В «Антигоне» не на жизнь, а на смерть долг государственный сталкивается с долгом общечеловеческим..

Молчаливая, замкнутая, погруженная в себя Антигона  —  смиренная и покорная року, она не ищет спасения. Беззащитность и хрупкость героини подчеркивается резким контрастом с окружающим ее миром соглашателей и конформистов.   

Тройкой раболепных, беспринципных и угодливых стражников (Глеб Суряга, Никита Стерлик и Дмитрий Симоненко) управляет страх. Спасая собственную шкуру, они готовы «сдать» не только Антигону, но и друг друга. Кормилица (Алина Зевакова) не столько борется за подопечную, сколько боится неодобрения покойной царицы, которое возможно последует на «том» свете. Жених Гемон (Андрей Журавский) хоть и дорожит возлюбленной, но быстро сдается. На фоне бескомпромиссной Антигоны он кажется инфантильным и  бесхребетным. Рассудительная красавица Исмена — сестра героини (Алена Вечирко) отказывается хоронить Полиника, страшась расправы царя, физической боли. И в чем-то  она права: брата не вернуть, так стоит ли жертвовать своей жизнью ради принципа? Здесь впервые голос разума на фоне абстрактного героического пафоса на мгновение покажется не столь уж и эгоистичным... Но еще долго зритель, убаюканный простейшим распределением сил — палачл и жертва — будет искренне негодовать по поводу принципиальности Креона и сочувствовать отчаянности Антигоне. Вплоть до ключевого диалога главных героев.

Одно из важнейших достоинств этой пьесы (как и любого другого классического произведения) — вариативность смыслов. На таком материале особенно четко видно, как много зависит от исполнителей, от того, кто из них окажется более убедительным, кто на зрительском «суде», выступая «адвокатом», сумеет оправдать своего героя.

Персонаж, создаваемый Ильей Пономаренко, не злодей.  Его Креон мудрый, гуманный, совестливый правитель, уверенный в том, что издав закон, он первым обязан его исполнять. Любящий отец и внимательный муж, заботливый дядя... Он по-отечески уговаривает Антигону отступиться от своей затеи, уверяет в бессмысленности  жертвы, и  жаждет ее спасти.

Полиника и Этеокла, о которых лишь упоминается в пьесе, постановщики выводят на сцену. Так наглядно Креон демонстрирует Антигоне мерзкую изнанку политики. Александр Соколенко и Евгений Щербань играют отпетых подонков, для которых нет ничего святого. Они, то дерутся за мяч — здесь символ власти, то отпускают презрительные и циничные реплики, пьют из горла, играют в карты, свистят и бесцеремонно вмешиваются в диалоги, то безмолвно наблюдают за событиями, но самим своим присутствием создают поле драматического напряжения. Этеокл демонстративно-нагло поедает яблоко, наблюдая, как сестра рвет последние связи с жизнью, Полиник сопровождает дерзкими ухмылочками все, что происходит на сцене...

Антигона же лишь исступленно повторяет свое бескомпромиссное «нет», и в какой-то момент ее решительность оборачивается слепым юношеским максимализмом. Она не хочет слышать Креона. Нежелание понимать, неготовность задуматься о последствиях, неспособность просчитать, чем обернется твой героический поступок для других, — подвели Антигону.

В финале Хор уже не столь категоричен. Антигона выполнила свой долг. Но свой долг выполнил и царь. Он не пощадил Антигону, но кого пощадила она? Все осталось, как прежде: Полиник не предан земле, царь продолжает властвовать... Выходит, цена подвига Антигоны — череда бессмысленных смертей?

Спектакль заставляет задуматься о том, что такое долг? Какова сила закона — государственного и нравственного? А также и о том,  к каким последствиям может привести бунт?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать