Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Каиново племя

В отечественный прокат наконец-то вышли «Братья. Последняя исповедь»
06 октября, 10:00
ФОТО С САЙТА I3GRANTS.ORG

Напомним,  украинская премьера полнометражного дебютного фильма Виктории Трофименко состоялась год назад на кинофестивале «Молодость». До того картина, снятая еще в 2013 г. по мотивам романа «Шмелиный мед» шведского писателя Торгни Линдгрена, побывала на Московском кинофестивале, где получила приз кинокритиков, а исполнительница роли Писательницы Наталья Половинка — «Серебряного Святого Георгия» за лучшую женскую роль.

В настоящее время украинский прокат ленты, который начался в кинотеатре «Киев» с пресс-конференции и встречи зрителей с творческой группой, охватил 67 кинозалов в 25 городах. Это не так уж  мало, если учесть, что картина попадает в разряд так называемого артхаусного, фестивального кино. Собственно, именно участие «Братьев» во многих международных фестивалях (в трех из них категории «А») закрепили за  лентой репутацию чуть ли не лучшего украинского фильма времен независимости.

Между тем, картина, которая не имеет шансов на широкий зрительский интерес (что с самого начала осознавали продюсеры), вызвала неоднозначную оценку и   среди рецензентов. Отмечая высокую визуальную культуру «Братьев» и хорошие актерские роботы, наиболее придирчивые критики упрекают режиссера, прежде всего, за надуманность и нарочитость символов и метафор, которые, ко всему же, приобрели недобрую репутацию киноштампов. Эти упреки небезосновательны, каждый режиссер, а тем более дебютант, снимая философскую притчу, рискует вызвать обвинения со стороны интеллектуалов в склонности к дидактике, в избыточном, навязчивом символизме и метафоричности, тем более, если символы и метафоры опираются на дискредитированные маскультом этнографическо— религиозные мотивы.  Некоторые кинокритики не простили откровенных  христианских аллюзий и символов даже Андрею Звягинцеву, за что раскритиковали его другой, как по мне прекрасный фильм «Изгнание». Тем более, не могли принять визуальной декларации известных истин со стороны никому до сих пор неизвестной украинской кинодебютантки.

Виктория Трофименко в действительности взялась за очень непростую задачу — историю вражды двух братьев из высокогорного карпатского села (именно туда она перенесла действие романа), вывести на уровень притчи о том раздоре, который господствует между людьми извечно. Режиссер рассказывает, что после одного предпремьерного показа к ней подошла женщина, и вместе со словами благодарности сказала: «Я очень обрадовалась, когда узнала, что в основе фильма не наш, а шведский роман. Оказывается, что вражда между братьями — это не только наш, украинский недостаток, что он присущ и другим народам»... Конечно, нехорошо радоваться тем, что страдаешь не только ты, но и твои соседи, — а вот этот недостаток, похоже, выделяет нас среди других, — но факт остается фактом: братоубийство существует на земле даже не со времен Каина и Авеля, о нем мы читаем и в древнейшем театральном трактате «Натья-шастра», где идет речь о событиях так называемых доисторических времен. Древний миф рассказывает о братоубийственной космической войне, которая велась между девами (полубогами) и асурами (демонами), которые происходили от разных матерей, но от общего отца...

В фильме В.Трофименко ситуация несколько иная. Там одну красавицу Ивгу (Виктория Шостак) вынуждены делить двое мужчин, которых играют: Роман Луцкий — Станислав в молодости и Виктор Демерташ — в старости, Мыкола Береза и Олег Мосийчук     — соответственно, Войтко в молодости и в старости. На воспоминания двух пожилых, тяжелобольных мужчин побуждает Писательница, которая очутилась в удаленном от цивилизации горном селе и из-за снегопада вынуждена провести там несколько дней. Режиссер сразу задает религиозный контекст всей истории — героиня Наталии Половинки приходит в церковь и читает селянам лекцию о святом Христофоре, о котором она пишет книгу. Через притчу о нем в фильм вводится тема жертвы ради служения Богу — красота, которая не оставляла безразличными женщин, мешала Христофору проповедовать, так он попросил у Бога, чтобы тот дал ему собачью голову. Тема эта контрастирует с тем патологическим эгоизмом, который принуждает Станислава и Войтка не просто конкурировать, а всю жизнь воевать друг с другом. Собственно, весь фильм построен на общении Писательницы с обоими братьями, живущими по соседству и которые по очереди рассказывают ей об истории их затяжной войны.

К сожалению, задекларировав философскую тему,  авторы фильма не исследуют глубинные причины противостояния не просто двух людей, а двух типов сознания, божественного и демонического, как эту тему представляют сакральные тексты разных духовных традиций. В картине, при всех намеках на атеизм Войтка, его противостояние с братом носит скорее бытово-психологический характер (например, Станислав имеет более мягкий характер, любит сладкое, тогда как Войтко очень колючий и излишне питается мясными блюдами). Правда, тему фильма скорректировала непровозглашенная война России против Украины. В противостоянии братьев невозможно не увидеть аллюзию на военный конфликт на Донбассе, за что извинялась интеллигентная московская публика. Конечно, Россия, хоть фильм имел успех на ММКФ, его в свой прокат не взяла. Есть надежда, что «Братья» попадут на экраны Казахстана, а также Эстонии и Латвии.  

Несмотря на все просчеты, которые можно объяснить и молодостью, и отсутствием должного человеческого и профессионального опыта режиссера картины, она является достаточно достойной работой, которая, без сомнения, оставит заметный след в истории отечественного кино.

P.S. За первые выходные фильм «Братья. Последняя исповедь» посмотрели свыше 4 000 зрителей. Кассовый сбор составил 185 тысяч гривен.  Абсолютным лидером общенационального проката является город Львов. Второе место — Киев, третье — Ивано-Франковск. Фильм больше всего смотрят в западном регионе (Львов, Ивано-Франковск, Тернополь, Луцк), а также в больших городах (Киев, Одесса, Харьков, Днепропетровск).  Для сравнения, фильм Мирослава Слабошпицкого «Племя» собрал за первые выходные 170 тысяч грн., а украинско-турецкий фильм «Люби меня» Марины Эр Горбач — 120 тыс. грн.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать