Как это было...
Украинская гастроль знаменитого американцаСтены уютного зала Киевской филармонии насквозь пропитаны музыкой. Если бы они могли говорить, не хватило бы и 1001 ночи для удивительных рассказов о потрясающих дирижерах, музыкантах, композиторах, вокалистах. Афиши, анонсирующие концерты, украшали имена мировых и украинских звезд, чье искусство потрясало не одно поколение благодарных слушателей во всех концах света. Концерт Джошуа Белла, по мнению многих ведущих мировых СМИ, скрипача №1 среди молодого поколения, стал суперсобытием для украинских гурманов от музыки.
Этот концерт стал возможен не только благодаря самому музыканту, время которого расписано на годы вперед, не только Посольству США в Украине и личному участию в организации гастролей господина Посла — Джеффри Пайетта — всех их, как и многочисленных меценатов, «подставивших плечи» этой идее, «заразила» своим энтузиазмом молодой дирижер Татьяна Калиниченко. New Era Orchetstra, основателем и арт-директором которого она является, с 2007 года не только популяризирует в Украине академическую музыку, часто мало известную или забытую, но и активно интегрирует нашу страну в международное музыкальное пространство.
И на этот раз программа концерта была собрана из произведений композиторов разного времени, разных направлений и разной степени известности — от Норберта Бургмюлера, Карла Вебера и Камиля Сен-Санса до Николая Римского-Корсакова и Петра Чайковского.
Именно скрипичный концерт последнего заиграл новыми гранями в исполнении Джошуа Белла. Тому «виной» — виртуозное владение техникой, глубокое погружение в смысловые полутона произведения, необыкновенное обаяние исполнителя и его потрясающий инструмент, которым Джошуа очень дорожит и гордится — скрипка Страдивари.
— Эта скрипка, — говорит музыкант о своем инструменте, — особенная во многих отношениях. Меня охватывает трепет, когда думаю, сколько удивительных людей держали ее в руках и сколько ее слышали. Когда играю в Израиле с их филармоническим оркестром, меня всегда пронизывает мысль о том, сколько сейчас в зале прямых потомков тех музыкантов, которых Губерман спас от верной смерти в газовых камерах, собирая деньги на концертах, где он выступал с тем же инструментом, что сейчас у меня в руках. Каждый день... Кто знает, сколько еще приключений выпадет этой скрипке в будущем? Люди несомненно будут восхищаться ее звуками много лет спустя после меня. Но пока я здесь, сейчас, считаю, что мне немыслимо повезло быть ее хранителем. И еще — я счастлив сегодня впервые быть в Украине и дарить музыку вам.
Это был незабываемый вечер. Остается добавить, что ему предшествовали 2,5 года сложнейших переговоров, увенчавшихся успехом благодаря частной инициативе.
Выпуск газеты №:
№214, (2015)Section
Культура