Как это выглядит

По интернету уже несколько дней гуляют два фото, объединенные по принципу «было-стало». Снимки сделаны с одного ракурса в одном и том же месте в интерьерах Офиса (Администрации) Президента. На первой фотографии — коридор при предыдущем главе государства, на второй — при нынешнем. На первой стены завешаны огромными, от пола до потолка фотопортретами военных из зоны АТО/ООС. На второй портреты заменены на стандартного размера живопись.
Позавчера на сайте одного из киевских изданий появились собственно репродукции полотен, которыми отныне украшен офис на Банковой.
У каждого публичного факта или события есть свое поле значений. Тем более если встречаются искусство и политика, искусство и власть. То есть это не просто картины, это не просто интерьеры. Это всегда определенная позиция, определенная идеология.
Что имеем здесь?
Я понимаю, что декораторы Офиса вполне могли исходить из лучших побуждений. Ну, или те, кто отдавал им распоряжения, стремились как можно быстрее избавиться от любых напоминаний о проклятом антинародном режиме. Заодно поощрить отечественных художников. Но получается пока что демонстрация равнодушия главы государства к тем, кто сейчас на фронте.
Второй момент тоньше, но не менее характерен.
Сразу замечу: я не сужу сейчас уровень представленных художников и художниц — он по преимуществу на высоте. Здесь другое.
Дело в том, что, судя по репродукциям, все холсты, что сейчас висят на Банковой — фигуративные, то есть с конкретными узнаваемыми видами и образами.
На Западе, к опыту которого любит апеллировать нынешняя «молодая команда», вешать фигуративные полотна в офисах, за очень особыми исключениями, — моветон. В коридорах, в кабинетах всегда висит абстракция. Почему?
Во-первых, «фигуратив» приедается гораздо быстрее абстракции. Вместо комфорта, который должен вносить в интерьеры (не забывайте, что это — не музей, это — рабочее пространство) — становится занозой для глаз.
Во-вторых, фигуративная живопись слишком выпукло передает вкусовые предпочтения хозяина кабинета. А вкусовые предпочтения на таком уровне — это как раз безвкусица. Что-то вроде кабаньих голов или рогов оленя. Непрямое хвастовство статусом, характерное, увы, для коррумпированных деятелей. Визуально «стертая» абстракция таким неприятным символическим шлейфом не отягощена.
Так что получилось как всегда.
Выпуск газеты №:
№150, (2019)Section
Культура