Как говорить о смерти?
Лариса Кадырова получила Гран-при на Международном фестивале моноспектаклей Atspindys («Отражение») в ЛитвеВ этом году форум «Atspindys» прошел в одиннадцатый раз. Директор феста Мария Танана сознательно решила проводить мероприятие не в Вильнюсе, где хватает громких художественных событий. Atspindys родился в городе Висагинас, который находится в замечательном уголке литовской природы и известен как «остров мечты» в краю озер. Ныне программа состояла из спектаклей театров Азербайджана, Беларуси, Армении, Украины, Италии, Словакии, Туниса, России и Литвы.
Моноискусство — особый жанр, в котором актер является центром собственной и общей вселенной. Он — единственный в трех ипостасях — играет образ, себя и свое отношение к герою. Голос актера способен перекричать грохот пушек, убедить в справедливости мира, влюбить в искусство! Всегда в моноспектакле в центре внимания — человек, актер скрупулезно исследует природу его поступков, ищет ответы на вечные вопросы бытия.
Так, к эталонным произведениям Шекспира обратились армянский актер Артур Карапетян («Яго») и словак Петер Чижмар («Макбет»). Интересна для моноискусства драматургия С.Беккета. Белорус Григорий Белоцерковский сыграл «Последнюю ленту Креппа», а азербайджанец Шовги Гусейнов — пластичный этюд «Без слов». Известная литовская актриса Бируте Мар представила новую работу «Ангелы Достоевского», в которой пронзительно прожила несколько образов из известных произведений классика. Также дважды прозвучало имя Светланы Алексиевич. Литовка Эгле Шпокайте обратилась к «Чернобыльской молитве», а в спектакле «О Ромео и Джульетте...только звали их Маргарита и Абульфаз» белоруски Елены Дудич поднимается больная тема противостояния азербайджанцев и армян. Ольга Костерина в танц-драме «Солнечное сплетение» пластично создала метафору бытия. Роберт Акопян в «Амок» С.Моэма провел эмоциональное исследование природы страсти. Известный в Литве актер В.Чубенко в спектакле «Крокодил» обратился к творчеству Саши Черного.
Изюминкой Atspindys-2016 стал спектакль «Однажды две ножки...» итальянки Вероники Гонзалес. Она придумала единственный в мире Театр ног. Маски и костюмы одеваются на ноги и возникают живые смешные персонажи, которые выделывают невероятные, как для ног, вещи! Тунисец Мегер Авашри в спектакле «Сизиф» сделал метафорой сложностей жизни длинную доску, с которой ловко упражнялся, создавая из нее крест, стол и даже... жену. Итак, образ человека интерпретировался по-разному, интересно, изобретательно, неожиданно.
Лучшей демонстрацией темы, актерским исполнением, филигранностью и проработкой деталей оказалась робота выдающейся украинской актрисы Ларисы Кадыровой. Спектакль «Не плачте за мною ніколи» (по повести Марии Матиос в постановке Сергея Павлюка) зрители поняли сердцем и живо реагировали на историю, которую рассказывает старая сельская женщина Юстина. Как говорить о смерти? Такой вечный, больной вопрос, которого обычно избегают. А вот весело, откровенно, без всяческих опасений... О смерти — с уважением, но без печали, с пониманием неотвратимости, ведь только благодаря смерти можно понять самое главное о жизни, узнать, каким придешь к последней черте. Зритель переживает эмоциональный шок, потому что предметом в центре сцены под веретой, которую Юстина-Кадырова бережно снимает с него, оказывается самый настоящий... гроб. Это тот последний домик Бабы Юстины, последнее убежище, которое она себе приобрела и который должен стать достойным итогом жизни, кстати, любой.
Лариса Кадырова находит в своем актерском арсенале свежие неожиданные краски. Ее Юстина очень естественна, аккуратно представлена в колорите украинского края. Характерный карпатский говор, природный юмор, склонность к песне, как выражению тонких движений души, умение посмеяться над собой и проявить извечную житейскую мудрость. Такой появляется эта украинка с мягким и сильным характером, которая выводами своих жизненных наблюдений стремилась доказать мысль — каждая прожитая жизнь должна быть достойной смерти, что смерть — не просто конец существования, это точка высшего духовного смысла.
Постановка «Не плачте...» Национального театра им. И. Франко стала фаворитом ХІ Atspindys, а Лариса Кадырова получила Гран-при этого престижного фестиваля.
Выпуск газеты №:
№190-191, (2016)Section
Культура