Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как избавиться от своего внутреннего «мусора»

В репертуаре львовского Первого украинского театра для детей и юношества появилась уже третья постановка по пьесе Татьяны Иващенко
22 января, 11:03
КАЖДЫЙ СПЕКТАКЛЬ ПО ПЬЕСЕ ТАТЬЯНЫ ИВАЩЕНКО — КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ / ФОТО ВАДИМА ТАДЕРА

О задаче своего сценического произведения постановщики спектакля «Empty Тresh, или Сжигаем мусор» во львовском Первом украинском театре для детей и юношества по пьесе Татьяны Иващенко заявляют с первой минуты. Только стихия игры, убеждены автор и актеры, способна избавить человека от всего, что мешает ему жить. Метод психологической разгрузки, такой модный в последнее время, Т. Иващенко делает предметом драматургического исследования и красной линией проводит мнение об исключительной ответственности человека за свою судьбу, иронизируя по поводу желания перевести собственные проблемы на плечи мифических профессионалов-экстрасенсов, предлагающих свои услуги исключительно из меркантильных соображений. Поэтому рассказ о решении психологических проблем героев пьесы излагает в жанре комедии. Так, именно смеясь, можно воспринять проблему позитивно и распрощаться с ней.

Удалять из глубин подсознания человека внутренний «мусор» режиссер Владимир Борисюк предлагает в форме ролевых игр. Преодолеть страхи, нерешительность и неуверенность лучше всего можно с помощью игры, перевоплощения в других людей. И попадают герои спектакля в Центр психологии, где астропсихолог София (Ирина Кухарская) с помощницей Росаной (Кристина Сапа) придумывают для пациентов сценарии нетипичных ситуаций.

Режиссер предлагает принцип «театр в театре» и выстраивает тонкую пародию на неудачное наследование театральной системы Станиславского. Поэтому и возглас Софии «Хватит!» воспринимается хрестоматийным «Не верю!» классика сцены. В театре — сосредоточении фантазии и выдумки — возможно все, поэтому герои ролевых игр, стремящиеся избавиться от мусора, охотно превращаются в предложенных персонажей. Они утонченно двигаются и танцуют (пластика Ольги Семешкиной, балетмейстер Людмила Пернепесова), исполняют пластические этюды, где становятся Шерифом (Игорь Гулюк) и Шефом (Василий Балицкий) в соответствующих одеждах (костюмы Виолины Даренской) и стремятся доказать свое мужское превосходство. Сьюзен (Богдана Бончук) с замашками любимицы судьбы выясняет отношения с мужем, а истерическая Элен (Елена Крылова) лишь на пороге катастрофы сумеет по-настоящему оценить чувства человека, который рядом.

Сценическое пространство (Андрей-Стефан Паньковский) решено довольно просто, оно нарочито лаконичное. На открытом периметре сцены, которая отсутствием задника и кулис откровенно «раскрывает» свои тайны и как будто тоже ищет возможный собственный «мусор», — всего несколько железных бочек. У украинцев уже существует устойчивая ассоциация с ними, бочки стали атрибутом Майдана, символом сопротивления, неповиновения. Возможно, наличием таких предметов постановщик стремится показать наглядно смысл спектакля — изменение сознания человека схоже с революционными преобразованиями, происходящими в нашей стране? Недопустимо манипулировать людьми, преступно зомбировать их сознание, нарушать свободу, навязывать чужие решения!

Спектакль в значительной мере воспринимается как абсурдное действо, возникает мысль о парадоксальности реалий, в которых приходится жить. Как желанно это ожидание катарсиса, будто ожидание загадочного Годо... Но ход событий жизни и является смыслом ожидания. И Годо, и катарсиса. Избавиться от иллюзий бытия, быть способным на противостояние, воспринять театр инструментом психотерапии предлагает львовский спектакль. Когда в противовес угрозам подорвать весь мир в финале веселым бумажным разноцветьем «взрываются» хлопушки, понимаешь, что только театр может представить жизнь как игру, только он способен подарить надежду на духовное обновление и спасение от внутренних проблем, которые Татьяна Иващенко метко назвала «мусором».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать