Как Херсон и Николаев объединились
Самые яркие моменты «Мельпомены Таврии - 2018»![](/sites/default/files/main/articles/06062018/foto_-_denys_maksymov_hersonskyy_teatr_imeni_m.kulisha_vystava_obrazheni.rosiya.jpg)
Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии» отпраздновал свое 20-летие и еще раз доказал, что имеет мощный художественный масштаб и творческие возможности. Напомним, этот форум изначально был основан как художественная акция на два соседних города - Херсон и Николаев, но совместно провели только один фестиваль. Затем «Мельпомена» прописалась в Херсоне в Музыкально-драматическом театре им. Н. Кулиша. Ее счастливую творческую жизнь обеспечивала команда во главе с президентом фестиваля, генеральным директором – художественным руководителем Театра им. Н. Кулиша Александром Книгой. И вот, спустя 20 лет, организаторы решили вернуться к исходному формату и снова соседние Херсон и Николаев стали большой театральной площадкой.
ЗА 10 ДНЕЙ ФОРУМА БЫЛО ПОКАЗАНО 69 СПЕКТАКЛЕЙ В ИСПОЛНЕНИИ 57 ТЕАТРОВ!
В этом году фест объединил 20 различных локаций – театральные сцены нескольких театров, оригинальные художественные арт-пространства, сцены под открытым небом, дворцы культуры, городские площади и улицы! «Мельпомена Таврии» за годы своего существования доказала, что представляет собой значительное культурное явление не только театральной Украины, но и европейского театра. Кроме значительного количества отечественных коллективов, на фестивале широко представлен мировой театр.
За всю историю в Херсоне побывали мастера 17 стран, на юбилейный форум приехали театры из 11 стран мира – Португалии, Германии, Литвы, Польши, Венгрии, Турции, Израиля, Беларуси, Армении, Грузии, Молдовы. Поклонникам Таврической Мельпомены было непросто сориентироваться в фестивальной афише и найти возможность посмотреть абсолютно все, ведь за 10 дней форума было показано 69 спектаклей в исполнение 57 театров!
КАК ВЫГЛЯДИТ СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР?
Несмотря на пестроту афиши, палитра этого театрального марафона дает прекрасную возможность в определенной мере ощутить, как выглядит современный театр, каким формам и жанрам отдается преимущество, какая тематика волнует художников разных коллективов, к какому драматургическому материалу они обращаются, на каком художественном языке пытаются общаться с сегодняшним зрителем. Можно выделить некоторые общие тенденции, объединяющие различные театры.
Прежде всего, это актуальность сценического материала, обязательная перекличка и ассоциации с нынешней общественно-политической ситуацией, в частности в Украине. Театр стремится изучить современного человека с позиций истории, древней и новейшей, показывать, как украинцы встраиваются в жестокий современный мир.
Денис Максимов, Николаевский украинский театр драмы и музыкальной комедии, спектакль «Белая ворона»
Тема войны, противостояния, межнациональных конфликтов – как никогда актуальна. Театр средствами сценической выразительности стремится остро высказываться, определять собственную художественную позицию. Так, угрожающе-набатно звучат арии Жаны д'Арк в, оказывается, актуальной ныне рок-опере «Белая ворона» Г. Татарченко и Ю. Рыбчинского Николаевского украинского театра драмы и музыкальной комедии.
Денис Максимов, Николаевский украинский театр драмы и музыкальной комедии, спектакль «Белая ворона»
Изменены акценты, беснуется прожорливая и неистребимая Война, появляется визуальный строй военных камуфляжных костюмов в окружении французской Девы и возникают непрозрачные ассоциации отношений сегодняшней власти и народа, а вокальный рефрен: «Так жить нам нельзя, люди!» - выводит спектакль на уровень памфлетной эмоциональной притчи о роли маленького человека в большой истории, о том, что он способен стать героем и положить жизнь за счастливое будущее своей страны.
Таким же эпическим по параллели с настоящим выглядел спектакль «Три товарища» Э. М. Ремарка Национального театра им. И. Франко. Война, которая оставляет кровавые шрамы на душах тех, кто прошел по ее адским дорогам. Как известно это украинцам!
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ И ФАНТАЗИИ НА ФОНЕ АУТЕНТИЧНОЙ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дважды на фестивале «раскрывал» свои глаза гоголевский «Вий». Житомирский украинский музыкально-драматический театр им. И. Кочерги в народной бывальщине сохранил вкус гоголевской мистики, показал пересечение реальности и фантазии на фоне аутентичной украинской культуры, колоритно и ярко представив историю народа, который обреченно ходит по замкнутому кругу бытия. Совсем другой «Вий. Докудрама» Черниговского украинского музыкально-драматического театра им. Т.Г. Шевченко, потому что современный драматург Наталья Ворожбит гоголевский сюжет берет только за основу и делает собственное переосмысление для постижения истории целого народа, учитывая преемственность его проблем годами и веками. Поражает образный видеоряд спектакля, фантасмагория действительности, которая в режиссерском решении Андрея Бакирова выводит на основную мысль о мере ответственности одного человека за судьбу всего народа.
Стас Остроус, Черниговский театр имени Шевченко, спектакль «Вий. Докудрама»
Выразительное иносказание о молчании народа и его бесправии придумано в спектакле «Лавина» Т. Джюдженоглу Луганского украинского музыкально-драматического театра (Северодонецк). А то, к чему могут привести обстоятельства, которые кардинально меняют отношение друг к другу школьных друзей, было показано в спектакле «Одноклассники» Т. Слободзянека Днепровского молодежного театра «Верим!» И пусть речь идет о поляках, аллегория понятна, тема выведена на общечеловеческий объем. Реалии же настоящей украинской жизни с присутствием трагических моментов, что, к сожалению, стали привычными – переселенцы, война на востоке Украины, пропасть противоречий, которая разделила пополам народ, показаны на примере простой украинской семьи в спектакле «Бездна» О. Огородника Нежинского украинского драматического театра им. М. Коцюбинского.
АВАНГАРДНЫЕ НОВИНКИ НА «МЕЛЬПОМЕНЕ»
Обычно на «Мельпомена Таврии» проходят премьеры хозяев фестиваля. И на этот раз главный режиссер Херсонского театра им. Н. Кулиша Сергей Павлюк представил несколько новых спектаклей своей Творческой лаборатории моноспектаклей и спектакль «Обиженные. Россия» А. Курейчика. Его тема чрезвычайно актуальна и остра. Из монологов семи действующих лиц, представляющих характерные типажи общества, вырисовывается ужасающий образ страны – нашего северного соседа. Колоритные персонажи с хорошо узнаваемыми чертами, интонациями, речью, пластикой, связанные невероятно точным образным замыслом режиссера, дают убедительное представление о существовании сегодняшней России.
Сценографическим решением – видом общественного туалета, из стилизованных кабинок которого герои ведут свои рассказы, сделан выразительный намек на вид и суть соседней страны. Эти мини-спектакли в блестящем актерском исполнении – красноречивые «унитазные» монологи и бутафорские крышки от унитазов выглядят единственным достойным нимбом над изображением новоявленных святых – Путина, Кадырова, патриарха Кирилла, Захарченко... Никакой откровенной пропаганды, только выразительная и точная театральная констатация мысли, художественный приговор ситуации, от ясности которого становится не по себе.
Перекличка с современностью ощущался почти во всех фестивальных спектаклях. И в некоторых откровенная действительность слишком активно завоевывала сценическое пространство. Это касается прежде всего современной драматургии с элементами документального театра, где использование грубых сцен, ненормативной лексики становится явлением все более распространенным и сознательным. Молодые режиссеры в желании эпатировать зрителей подхватывают модную тенденцию и начинают переносить на сцену моменты адской реальности, преследующие человека в повседневной жизни, забывая, что театр – это площадка для творческого переосмысления бытия, а не место для неоправданных и неконтролируемых ругательств.
Эксперименты возможны любые, главное, чтобы все было мотивированным и логичным, а эпатаж не культивировался только ради эпатажа. Документальность жизни властно врывается в пространство театра, предлагает заменять выдумку правдоподобностью, тем самым изменяя сущность самого театрального действа. У некоторых смелых экспериментаторов зал и сцена меняются местами. Можно встретить аннотации спектаклей с пугающими предложениями: «Неактеры займутся в этот вечер нетеатром для вас». Авангардность поисков иногда достигает высот абсурда, но выдумщики новых форм искусства утверждают, что театр может быть и таким. Некоторые режиссеры считают, что сейчас невозможно заинтересовать зрителя традиционным спектаклем в классическом изложении, ему скучно, а вот когда с бранью и кружением вокруг тем, как говорят, ниже пояса – зритель не сможет оправиться от восторга.
В подобном отношении к искусству театра есть, к сожалению, знак времени и признак нашего времени. Можно спорить, в чем миссия театра. Кто-то будет убеждать, что только в том, чтобы показать правду жизни. И тогда зрители будут радоваться, услышав нецензурные слова со сцены, воспринимая их как что-то знакомое и обыденное. Но в театр мы идем за чем-то великим, значительным и необычным, хотим о чем-то важном узнать, найти какой-то необходимый ответ, почувствовать восторг от таланта, получить эстетическое удовольствие. Миссия театра, с моей точки зрения, в стремлении к идеальному и в возможности дать это зрителям.
Каждый из фестивальных спектаклей имел свою публику, которая думала, соглашалась, спорила... Художественное поле любого фестиваля, а тем более такого признанного, с особой историей и контекстом, как «Мельпомена Таврии», - это территория творчества. Херсонцы и николаевцы чувствовали себя причастными к этому празднику театра, участвовали в многочисленных событиях, организованных фестивалем. Происходил обоюдный процесс, театр узнавал своего зрителя, а зритель постигал театр. Театр разножанровый, непохожий, противоречивый, эпатажный, экспериментальный, традиционный, проницательный, трепетный, неожиданный. И такой прекрасный!
Section
Культура