Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как классика изменила укранцев?

Межнародный фестиваль «Харьковские ассамблеи будет отмечать 25-летие
20 сентября, 17:13

18 cентября  состоится первый в этом учебном году концерт «Беседы о музыке» фонда «Харьковские ассамблеи». Следует заметить, что осенняя пора уже четверть века связана с Международным фестивалем классической музыки «Харьковские ассамблеи». И все это время им руководит вдохновитель и организатор форума, ректор Харьковского национального университета искусств Татьяна ВЕРКИНА. С 30 сентября по 16 октября фестиваль пригласит меломанов на свои юбилейные «Ассамблеи».

— 1991 год стал определяющим для нашей страны и нашего фестиваля. Украина стала независимой. Мы вышли из тоталитарного рабства. Появился свет в конце тоннеля — возможность интеграции в международное сообщество. Это много значит, а для музыканта в особенности, — подчеркнула Т. Б.Веркина. — Кстати, Возникновение «Харьковских ассамблей» стимулировало создание многих  фестивалей, конкурсов, а также Молодежного симфонического оркестра «Слобожанский». Он отметит свое 25-летие уже в следующем году, по-прежнему оставаясь молодежным по сути. Сменилось несколько поколений музыкантов, а инициатива его создания ведь исходила не от чиновников. Этого захотели наши выпускники. Мы начинали «Ассамблеи» с Моцарта — самого свободного гения...

— Нынешний  фестиваль вновь будет  посвящен творчеству Феликса Мендельсона-Бартольди. Но этот композитор уже был героем вашего предыдущего фестиваля в 1994 году. Чем эта фигура может привлечь  сегодня  слушателей?

— Мендельсон не только замечательный композитор. Он организатор первого в Европе высшего музыкального учебного заведения в Лейпциге. Той самой консерватории, где учился наш классик Николай Витальевич Лысенко. Маэстро — символ образованности, сторонник единения (тогда ведь Германия была разрозненной страной). Пруссия, Саксония, Померания и другие области гораздо позже объединились в сильное европейское государство. И к этому призывали не только политики, но и музыканты. Для наших воспитанников нет деления на Западную и Восточную Украину, принципиальной обособленности других регионов. Это чисто географические понятия. И мы в своем желании быть образованными профессионалами тоже смотрим на Европу. Самый свежий тому пример — успешные гастроли Симфонического оркестра Университета искусств в Польше и Германии.

В программе нынешнего  фестиваля будет представлен почти весь спектр творчества Ф. Мендельсона: симфонии, ораториальные произведения, увертюры, произведения для фортепиано, скрипки, виолончели, духовых инструментов, ансамблей разного состава, камерного оркестра, вокальная музыка, а также состоятся премьерные в Украине показы двух концертов для двух фортепиано с оркестром.

Кстати, концерты «Харьковской ассамблеи-2016» охватят все сцены нашего города, известные меломанам.

— Татьяна Борисовна, за четверть века многое изменилось в формате фестиваля? Правда ли, что в рамках «Ассамблей» будут проводиться Конкурсы молодых пианистов и вокалистов?

— Конкурсы приносят огромную пользу музыкантам, они поднимают требовательность, планку профессионализма,  а также позволяют заявить о себе. Мы решили не делать основную ставку на «звезд», заявленных на фестивальной афише. Стараемся показать, что в Харькове, в том числе среди наших студентов и педагогов, очень высокий исполнительский потенциал. Элементарное внимание к молодежи облегчит их творческую судьбу и может препятствовать поиску работы за рубежом. И еще «Харьковские ассамблеи» — по определению собрание людей, объединенных одной целью, одними интересами. Для нас такая цель — перенести интересы слушателей с «попсы» на классическое искусство. Его пропаганда, по моему убеждению, вообще должна стать государственной политикой в области культуры.

— Похоже, что ваш призыв услышали и ныне  в городе открыли новый Органный зал Харьковской филармонии...

— Этот зал тоже предназначен для пропаганды классики. Но теперь главное, чем заполнить это музыкальное пространство, каким будет репертуар нового концертного зала, и какие туда придут слушатели? Есть все признаки того, что мы за двадцать пять лет способствовали воспитанию слушателей пытливых, чутких к настоящей музыке. Да и наши педагоги потрудились, чтобы подготовить квалифицированных исполнителей для ее исполнения. Конечно, пропаганда классической музыки должна быть достойной. Заигрывать со слушателем не стоит, он сразу почувствует свое превосходство и не всегда ответит взаимностью. Однажды после большого, сложного, но с душой исполненного концерта «Ассамблей» ко мне подошла женщина, явно не музыкант, и с чувством поблагодарила: «Спасибо, что дали на час почувствовать себя не толпой, а людьми».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать