Перейти к основному содержанию

Как мишка воевал...

Скульптор и художник Лев Синькевич создал в окопах войны уникальную книжку
21 июня, 00:00

Народная мудрость гласит: человек должен построить дом, посадить дерево, дать жизнь ребенку.

Лев Синькевич, по профессии архитектор, построил не одно здание, посадил не одно дерево, дал жизнь сыну и дочке.

Страшное сообщение прервало мирное строительство архитектора. Повестка за №1515 от 22 июня 1941 года черным шрифтом по красному фону предписывала явиться в военкомат. Уже на следующий день, 23 июня, оставив дома жену с трехлетним сыном Юлием, с нехитрым багажом отец направлялся в город Бердичев на формирование Отдельного Западного саперного батальона. Пешком, зачастую ночами, прорываясь через занятые немцами села, батальон отца отходил на восток к Дону и Волге. Страшно было смотреть отступающим в глаза мирного населения — женщин, детей, стариков. В глазах был ужас.

В 1942 году, в то время, когда советские войска стояли около Волги, отец уверенный в победе, написал сыну стихи и нарисовал к ним восемь маленьких листиков, которые составили детскую книжечку под названием «Как мишка воевал, а зайчишка помогал». В ней мишка и союзник-зайчик разбили вместе агрессора-волка и снова зажили мирной жизнью.

Всю войну отец не разлучался с фотоснимком маленького Юлия в пилотке и с автоматом в руках. Юлий и сам рисовал эпизоды наземных, морских и воздушных боев, в которых непременно побеждала наша армия. Эти детские рисунки, доставленные полевой почтой отцу, поддерживали его силы, поднимали боевой дух. Кстати, детские рисунки заслуженного деятеля искусств скульптора Юлия Синькевича и ныне экспонируются в музее Великой Отечественной войны.

В перерывах между боями отец рисовал портреты своих бойцов. Есть несколько автопортретов, которые вместе с листками- треугольниками были отправлены домой. Как-то отец рассказал мне два интересных сюжета. На фронте, между боями, пошел он (как медведь) поесть малины. Отвернул куст, — а там немец, тоже ел малину. Бойцы тихо разошлись. Много лет спустя, история повторилась в Карпатах, но на этот раз встретился настоящий медведь. И снова разошлись мирно.

Много километров на восток и обратно, на запад, отец вместе со своими саперами прополз по-пластунски, прокладывая путь войскам среди мин. Минирование и разминирование, разрушение и наведение переправ и мостов, строительство наблюдательных и командных пунктов на переднем крае — это и есть работа сапера. Разведку переднего края для обнаружения мин саперы проводили главным образом ночью, под огнем противника, чтобы не демонстрировать свою работу. Зимой обнаружить мины миноискателями, это только половина работы, достать их из замерзлой земли не под силу даже самому искусному саперу. Обнаружив мины, укладывали на них заряды и, дождавшись обстрела противника, подрывали. Саперы на войне всегда «крайние», отступая, — ставят свои мины, при наступлении снимают вражеские. Сапер не имеет права ошибаться. Взрыв — это гибель не только сапера, оставленная мина — это смерть тех, кто идет следом.

10 апреля сорок пятого, в латвийском городе Ауце отец, инженер полка пехотной дивизии получил приказ соорудить за ночь мост через глубоководную и полноводную реку. Под непрекращающимся обстрелом, по пояс в ледяной воде всю ночь работал командир и шесть его саперов. К утру, 20-метровый, без промежуточных опор, мост был сдан. Все саперы и их командир были награждены орденами Красной Звезды. Больше всего отец гордился тем, что за все годы той кровавой войны его рота не потеряла ни одного бойца, ни один боец не был ранен. Это была его личная и самая большая победа в войне!

Победу отец встретил в Бухаресте. Но саперам до конца 45-го хватало работы, работы «тихой сапой», как называл ее отец. Минные поля необходимо было превратить в мирные, восстановить разрушенные войной дома и мосты. После войны Киев пришлось не только отстраивать, но и защищать старинные здания города от произвола «архитектурных варваров». Кандидат наук, руководитель сектора лечебно-оздоровительных зданий Киевского ЗНИИЭП Лев Синькевич — постоянный член правления Украинского общества охраны памятников истории и культуры, до своего последнего дня был активным защитником исторических архитектурных памятников Киева и всей Украины. Невзирая на то, что трагические события 37-го не прошли мимо семьи, отец был откровенным человеком и, выступая на совещаниях разного уровня, не боялся говорить правду.

Помню, к нам в гости пришел архитектор, писатель, и просто друг, и однокурсник родителей Виктор Некрасов. Пришел не с пустыми руками, принес в подарок только что вышедшею из печати книгу «В окопах Сталинграда». Но, увидев папину книжечку, дал ей наивысшую оценку, он понимал, что написана и нарисована она была непосредственно в окопах войны, что это реликвия в единственном экземпляре.

Я часто снималась в конных эпизодах «военного» кино, отец к таким фильмам относился с иронией, там не покажешь страшных морозов, трупного запаха и крови в жару. Сам с войны вернулся с обмороженными ушами и ногами, но не с душой.

Однажды отец пришел ко мне на работу и бросил взгляд на норовистого жеребца. Не успела я сказать «осторожно!», он уже сидел в седле, как влитой. Преодолеть трудные дороги войны помог отцу спорт. Спортом отец занимался всю свою жизнь, потому, что родился, как и его предки финны, с лыжами на ногах, был чемпионом студенческой Олимпиады 1934 года в Москве. После войны ходил заснеженными перевалами Кавказа, Фанскими горами, Карпатами. Под парусом преодолел много миль Черного моря, а на веслах — живописные реки Украины и Молдовы.

Художник-график, мастер акварели, карандаша и офорта, Синькевич был участником многих персональных и коллективных выставок. В заграничных поездках отец доставлял немало хлопот руководителям советских групп, которые по утрам не могли досчитаться одного из своих подопечных. С восходом солнца, пока туристы отсыпались, художник выходил на еще безлюдные улицы Европы и рисовал с натуры. Офорты отца экспонируются в разных музеях и частных коллекциях зарубежных стран.

Не стало талантливого и честного человека, отважного офицера, зодчего и художника, защитника древности. Не хватило времени для написания откровенных строк про свою жизнь, свою борьбу. Но остались его сооружения, художественные работы и маленькая книжечка фронтового 1942 года про то, как мишка воевал...

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Впервые про книжечку писалось в средствах массовой информации и рассказывалось в телевизионных передачах в 2002 году, в год ее собственного 60-летнего юбилея, компьютерные копии страниц экспонировались на тематических выставках. Однозначным решением специалистов Книжной палаты Украины, книгоиздателей, работников ведущих библиотек Украины книжка признана уникальной, аналога которой нем в мире.

В 2007 году книжка родилась во второй раз, выйдя в печати перед великим праздником Победы. Этот год был знаменателен тем, что, оправдав предположения специалистов про свою уникальность, книжка стала лауреатом международных выставок-ярмарок, однако, безусловно, свою главную победу она получила вместе со своим автором в мае 45-го!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать