Как не стать марионеткой?
Романтическая сказка Гофмана о Коппелии обрела в Муниципальном театре философский смыслНа днях в Киевском муниципальном академическом театре оперы и балета для детей и юношества состоялась премьера балета «Кукла. Новая история Коппелии» на музыку Лео Делиба. Либретто существенно переписал, а также осуществил постановку талантливый молодой хореограф, солист «Киев модерн-балета» Сергей Кон.
В этом спектакле изменен известный сюжет, и герои романтической сказки-новеллы «Песочный человек» Гофмана о куклах, которые ожили благодаря экспериментам профессора алхимии Коппелиуса, обрели философский смысл.
Образ злого Колдуна убедительно создал Артем Тимчук. Действие начинается в мастерской мага, где содрогаются в конвульсиях куклы — результаты его неудачных опытов. Эти страшилища — как предупреждение, что может случиться с горожанами, которых Коппелиус ради своих амбиций хочет превратить в марионеток, забрав у людей их души. В новой истории нет любовного треугольника (Франц — Сванильда — Копплелия), как было в известной классической версии «Гранд-опера» либреттиста Ш. Нюитерра и балетмейстера А. Сен-Леона (1879 г.), а затем в Мариинском театре в хореографии Мариуса Петипа (1894 г.). Нужно отметить, что балет «Коппелия, или Красавица с голубыми глазами» украшает афиши многих театров мира. Так, интересное прочтение в «Кремлевском балете» в 2001 году предложил московский хореограф Андрей Петров, который рассказал, что в мире много жестокости и только искренняя любовь способна спасти людей. А киевлянин Сергей Кон поднял Гофмановский сюжет до философских глубин. Его балет о том, что только искренние чувства и поступки могут противостоять злу, а жажда властвовать над миром — это путь в бездну! На сцене опытные танцовщики и молодые таланты выступили слаженным творческим ансамблем, используя пантомиму и язык современной хореографии.
Франц (Владислав Евтушенко, студент Киевской академии танца им. С. Лифаря) и Сванильда (Татьяна Цыганкова) — брат и сестра — едут в город на учебу, а Коппелия (Мие Нагасава) — сначала странное существо (между куклой и человеком), постепенно понимает, что ею манипулирует кукольник и решительно препятствует амбициозным планам Коппелиуса, который хочет подчинить человеческие души и властвовать не только над горожанами, но и над всем миром. Коппелия, обретя благодаря волшебному камню не только человеческое подобие, но и чувства, сумела противостоять Коппелиусу и вместе с Францем спасает город, а его жителей выводит из темноты — подвала, где люди были марионетками Колдуна.
Самым ярким лучиком спектакля можно назвать Мию Нагасаву. Эта маленькая, утонченная, харизматичная и техническая балерина из Японии, которая в настоящее время — звезда Муниципального театра оперы и балета, очень убедительно создала образ Коппелии. Фееричная музыка Л.Делиба в исполнении Симфонического оркестра под руководством Назара Якобенчука, яркие декорации, оригинальные костюмы, созданные молодой художницей Марией Грабченко, плюс артистизм танцовщиков — все это вместе делает постановку интересной как для детей, так и для взрослых, а сама история, поведанная языком современной хореографии, пробуждает у публики искренние чувства — человечность, доброжелательность и чуткое отношение к другим...
Выпуск газеты №:
№19, (2015)Section
Культура