Перейти к основному содержанию

Как прожить жизнь, чтобы не было стыдно

Впервые спектакль «Не плачте за мною ніколи» украсил афиши двух театров — Херсона и Киева
01 апреля, 16:54
БАБА ЮСТИНА (ЛАРИСА КАДЫРОВА) ПОДЕЛИЛАСЬ СВОЕЙ МУДРОСТЬЮ С КИЕВЛЯНАМИ / ФОТО ДЕНИСА МАКСИМОВА

Напомним, «День» в № 16 писал о резонансной премьере в Херсонском украинском муздрамтеатре им. М.Кулиша «Не плачте за мною ніколи», поставленной по новелле Марии Матиос в исполнении выдающейся актрисы Ларисы Кадыровой. И вот на днях эту постановку увидели киевляне на сцене Национального театра им. И.Франко (это совместный творческий проект двух театров).

Подобных прецедентов такого сотрудничества в Украине не много. Бывали примеры обмена актерами в одном и том же спектакле, приглашение на постановку актера из другого театра, а в таком виде, как совместная творческая продукция-спектакль — впервые! Спектакль «Не плачте за мною ніколи», который уже несколько раз прошел в Херсоне, завоевал своих пламенных поклонников. Его хорошо восприняли благодаря интересному режиссерскому и сценографическому решению постановщика Сергея Павлюка, своеобразной и пронзительной музыкальной партитуре, которую режиссер создал вместе с Ларисой Кадыровой, и конечно, безукоризненно талантливому исполнению роли Бабы Юстины известной украинской актрисой.

Вот так актриса Национального театра им. И.Франко Л. Кадырова, начав творческую жизнь моноспектакля «Не плачте за мною ніколи» на сцене херсонского театра, продолжила ее на родной сцене (в дальнейшем спектакль будет курсировать творческим маршрутом между столицей и Херсоном).

В якобы нехитрых откровениях Бабы Юстины, образ которой искусно выписало перо Марии Матиос, сосредоточилась вековая мудрость народа. Простая сельская женщина, которую новыми, яркими красками собственной художественной палитры, создала Лариса Кадырова, рассказывает жизненные истории о себе, своей семье, односельчанах. А получается разговор о роде, нации, Украине. И создается живописное сценическое пространство, заполненное вышитыми рушниками, цветастыми терновыми платками, плахтами и веретами, кружевными лентами с украинскими орнаментами. Среди этой красоты — Баба Юстина, которая своими мудрыми притчами, приправленными юмором и теплотой, выражает мысль, — как живешь, так и умрешь, человеческая жизнь должна приравняться смерти. И все же спектакль этот не о человеческой смерти. А о жизни человека достойного, праведного, честного.

— Создать этот проект с Ларисой Николаевной мы планировали давно, хотя вначале речь шла о другом материале, — рассказывает генеральный директор Херсонского театра им. М.Кулиша Александр КНИГА. — Так произошло, что одновременно прочитали произведение Марии Матиос (у меня книга лежала на столе, подаренная Марией Васильевной). После этого Сергей Павлюк прибежал ко мне с горящими глазами и предложил: «А давайте попробуем с Кадыровой создать моноспектакль, как первый проект, а уже следующий будет более масштабным». Сергей такой режиссер, если загорается, то работа выходит мгновенно, поэтому и спектакль родился за достаточно короткий срок.

Творческим результатом проекта я очень доволен, потому что тот эффект, на который мы надеялись — присутствует: это и зрительский интерес, и щемящие грусть и боль, которые тревожат душу. И вместе с тем — это спектакль не о смерти, а о будущем, о большой жизни. Для меня он жизнеутверждающий. Здесь разговор идет о смерти, но для каждого человека наступает время, когда надо задуматься над тем, как себя ведем, как позиционируем в жизни, на чьей стороне, чтобы став перед Богом на последнюю исповедь, нам не было стыдно за прожитую жизнь».

В творческой работе Ларисы Кадыровой — это уже восьмой моноспектакль. Она — известный мастер камерного жанра, каждый спектакль актрисы становится художественным открытием, последняя же работа — на пике актерского мастерства.

— Интересно сценическое пространство спектакля — сцена на сцене, искреннее, органическое общение со зрителями на расстоянии протянутой руки: глаза в глаза, душа в душу, — говорит Лариса КАДЫРОВА. — Мне вспоминается, как несколько лет назад, когда вышла книга «Нація» Маричка Матиос подарила ее мне и отметила рассказ «Не плачте за мною...» словами-пожеланиями увидеть воссоздание этого монолога на сцене. Но тогда это казалось неосуществимым.

Баба Юстина — баба, бабушка, бабуля Юсточка. Моя Юстина, карпатская Сивилла, исполненная внутренней свободы, которая выливается в независимость бытия, чародейка, мудрая, благородная духом, талантливая, распевает все, что видит, исполнена противоречиями, непосредственным трагизмом и вместе с тем нежная чуткая душа. Молодая душой, мудрая прожитой жизнью, Юстина рождена мягкими абрисами карпатских гор, землей, в которую вросла корнями рода, душой она устремлена в небо, как те ровные, стройные карпатские ели, верхушек которых касаются огненные брызги разложенной ватры, а еще выше них только звезды.

Душевный комфорт сопровождал меня в Херсонском театре при создании внутреннего содержания рассказа бабы Юстины, сценического действа в символическом кругу жизни, где сплелись чувства и желания, воспоминания и надежды, мечты и тоска по человеческому пониманию и мудрости...

Я благодарна режиссеру Сергею Павлюку за создание репетиционной атмосферы, в которой серьезность темы Смерти проводилась через покой и легкость ритуала, благодарна за веру и доверие, благодарна за возможность звучания мелодии спектакля в синкопах Коломыи, в аритмии лемковской колыбельной, в трагических ассоциациях песни «Гей, пливе кача»...

P.S. Следующий раз спектакль покажут в Киеве 17 апреля на Камерной сцене Национального театра им. И. Франко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать