Как реализовать себя в различных ипостасях и сферах?
Творческий диалог с театральной художницей Анной ДУХОВИЧНОЙ
Анна Духовичная, художник-сценограф Национального академического драматического театра им. И. Франко. Окончила Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры (мастерская Д. Лидера). Работала главным художником Винницкого академического музыкально-драматического театра им. М. Садовского. Активно работает в области живописи.
«МАГИЯ, ПРЕВРАЩЕНИЕ»
— Аня, вы занимались разными вещами в области культуры, почему театр победил?
— Театр дает возможность магии, превращения. Это синтез искусств. Это одновременно возможность реализоваться в разных сферах. Сгенерировать идею, сделать макет, чертежи, создать эскизы костюмов, выбрать ткань, общаться с исполнителями, разработать рекламу. Это действительно увлекает — возможность реализовать себя в разных ипостасях и сферах. На самом деле мало кому из людей выпадает такая возможность, а здесь есть сочетание разных сфер, форматов, видов деятельности. Возможно, кто-то и пугается таком многообразия, но художники — странные люди, мы на самом деле обожаем такие жизненные и творческие вызовы. Это нас вдохновляет. Я очень люблю такие вещи.
Кстати, путь в театр у меня был довольно тернистый — сначала была учеба у Даниила Лидера, затем через живопись, телевидение я снова вернулась в театр. В 2002 году, когда я окончила Академию (НАИИА), поняла, что мир одновременно открыт и дает разные возможности, впрочем, с другой стороны — никто тебя особо не ждет. И я ухватилась за первый попавшийся шанс, начала работать как живописец-монументалист, много всего было — и витражи, и росписи, и картины по заказу, в какой-то момент пыталась работать в сфере мозаики, но для процесса раскалывания смальты у меня руки слабоваты. Долгое время работала в архитектурной мастерской моего отца — известного архитектора Георгия Духовичного, а именно делала визуализации реконструкции фасадов, так называемые паспорта фасадов, в сотрудничестве с архитекторами.
В театр попала, когда предложили сделать сценографию к спектаклю «Мама сказала «Нет»» в Национальном театре им. И. Франко (драматург Дэн Гуменный, режиссер Андрей Май). В это же время занималась в Театре на Липках дизайном рекламы, разработала им фирменный стиль, который продержался около 4 сезонов.
После этого работала на телевидении. И очень рада именно такому организационному опыту, который структурировал все моменты расхлябанности или сомнений. Там на это все просто нет времени, все решения принимаются в максимально сжатые сроки и выполняются также быстро и как можно эффективнее.
Потом меня пригласили в качестве главного художника в Винницкий музыкально-драматический театр им. М. Садовского. Один год отработала по контракту, до сих пор сотрудничаю с ними, но уже в качестве приглашенного художника. Что касается Винницы, мне обидно, что единственный драматический театр города страдает от нехватки финансирования. Хотя это касается большинства региональных театров, к сожалению. Просто есть возможность сравнить с Национальным театром им. И. Франко, в котором я работаю в качестве художника-сценографа с 2018 года. Если описать это сравнение, то Театр Франко — это Небо, а Винницкий театр, к сожалению, Земля. В столичном театре на каждой ступени работают профессионалы, преданные своему делу на 100%, с которыми комфортно не просто работать — творить. В Виннице опыт сложный, там художник должен вывернуться чрезвычайным образом, от художника ждут, что он взмахнет волшебной палочкой, и костюмы и декорации просто появятся из воздуха, из ничего. Но так не бывает. От этого страдает качество продукта-зрелища. А должна быть магия. И ее нужно добиваться, и это, естественно, требует усилий. А еще я думаю, что Винницкому театру не хватает мотивации, здоровой конкуренции, ведь это фактически единственный драматический театр в городе.
— Впрочем, именно те спектакли, над которыми вы работали в Виннице, отличаются профессиональным подходом, стилем. Все-таки удается убедить театр?
— Это связано с тем, что многОе удается реализовать на личных договоренностях. Например, о выпуске металлического станка для спектакля «Белая Ворона» (авторы Ю. Рыбчинский, Г. Татарченко, режиссер Тарас Мазур) я договаривалась с человеком, который занимается в Виннице выпуском трамваев и троллейбусов, потому что в самом театре такой возможности не было. В результате театр получил станок, а производитель даже не покрыл себестоимость материалов, с ним до конца не рассчитались.
«КУЛЬТУРА ФОРМИРУЕТ НАЦИЮ»
— А чего, по вашему, не хватает нашей стране сегодня?
— Не хватает лидерства, личностей, которые собрали бы нацию воедино. Мне кажется, сейчас таких людей нет.
Формируется гибридная элита, которая на самом деле элитой не является, вместо этого просто живет для себя. Иногда все эти люди обращаются к народу, заигрывают с народом, но это все только для реализации своих планов. Нет цели, нет людей, которые были бы увлечены развитием, по крайней мере в пределах этики. Просто надеть вышиванку недостаточно. И вообще, культура формирует нацию. А наше государство с бешеной скоростью теряет культурный небосклон, перспективы, векторы. Отсутствие финансирования возникает из-за отсутствия мотивации, из-за отсутствия идеи. Мне действительно жаль, что мы не можем сдвинуться с бытового уровня. Я, например, не очень понимаю людей, которые говорят такую фразу: «Как можно интересоваться искусством, когда в стране ситуация войны или пандемии?» ...
— Расскажите немного о последних работах в театре и ближайших перспективах.
— Последняя работа — это сценография к спектаклю «Комедия в руинах» по пьесе «На руинах» Марка Кропивницкого с режиссером Петром Ильченко. Спектакль идет на Камерной сцене Национального театра им. И. Франко. Взяв этот материал, написанный в 1900 году, нам пришлось его несколько обжить. На сегодняшний день эта пьеса выглядит довольно схематично. Конечно, мир очень изменился, стал ускоренным, стремительным. Впрочем, мы пришли к выводу, что произведение поднимает абсолютно современные вопрос — смена элит и связанные с этим пертурбации. Для нас, для постановочной группы, было настоящим открытием — этот текст, такой архетипический. Кстати, публика очень хорошо восприняла спектакль.
ЭСКИЗ К СПЕКТАКЛЮ «БЕЛАЯ ВОРОНА» ВИННИЦКОГО МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. М. САДОВСКОГО / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АННЫ ДУХОВИЧНОЙ
Что касается планов, то готовим с режиссером Тарасом Мазуром мюзикл «Ромео и Джульетта» в Виннице, премьера запланирована на октябрь. Далее — «Карьера Никодима Дызмы» Т. Доленги-Мостовича с режиссером Дмитрием Чирипюком, сценографию создает главный художник театра Андрей Александрович, а я занимаюсь костюмами. Выход спектакля запланирован на март 2022 года.
«В УКРАИНЕ СЕГОДНЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ «ШКОЛА ЛИДЕРА»
— Насколько вы сегодня коррелируетесь установками на профессию и даже на жизнь, которым учил Даниил Лидер?
— Лидер — личность-философ, эстет. В общении он был очень простым человеком. Он мог общаться абсолютно с каждым, с доктором философии и даже спорить с ним, а уже через минуту переключиться на легкий юмор бытовой беседы со случайным знакомым. Он одновременно излучал глубину мысли и при этом оптимизм. Когда он уходил от своих студентов, он никогда нам не говорил привычное «До свидания», а говорил: «Живите весело!». И это очень вдохновляло. В юности я воспринимала его как фантастическую личность, фактически небожителя, я просто не могла понять всего того, что он излучал. Это все откладывалось на подсознательном уровне, и только где-то после тридцати это все начало ко мне возвращаться. Было даже так, что я занималась бытовыми деталями, ухаживала за своим тогда маленьким сыном, и вдруг вспоминались те или иные установки или лекции Даниила. И в принципе его теория конфликта, или как еще можно назвать — соотношение большого и малого, противостояние, контраст, все это актуально и сейчас. Потому что это основы самого строения жизни. Хотя могу также признать, что пока у искусства сценографии другое в тренде — сценический дизайн. Постмодернизм в дизайнерском воплощении. В Украине сегодня параллельно существует «школа Лидера», где его ученики пользуются его учением, воплощают то курбасовское «Превращение» с большой буквы, которое Лидер практиковал, а есть сторонники сценического дизайна. И эта разновекторность прекрасна. Публика тоже разная и имеет возможность выбора.
Главное, чтобы это было искусство, а не подделка. Признак настоящего искусства — это отбор. В настоящем искусстве не может быть все и сразу, одновременно и ветер, и дождь, и жара, и снег. Иногда смотришь голливудский фильм, а там много всего, и ты просто отключаешься от восприятия. В результате этот хаос не трогает. Это магия, она либо есть, либо нет. Случается и так, что не проращивают искусство из себя, из своего мировоззрения, не прожили, что-то увидели в интернете и повторили, перенесли в свою плоскость, а оно не срабатывает. Чувствуется этажность, собственно, художественная магия не произошла, не родилась.
— А у вас бывает такое ощущение, что что-то не произошло? Вы чувствуете поражение? Что тогда с этим делать?
— У меня бывает такое в основном с живописью. Если я вижу, что с произведением не всё сложилось, я даю ему какое-то время пожить, а потом дорабатываю его или совсем меняю. Признаться себе, что что-то не удалось, например, не удалось заложить именно то чувство, которое хотела. Выдерживаю длинный диалог с собой, словно смотрю в зеркало и вижу не себя. Нужно, чтобы отражение твое в искусстве было настоящим, твоим.
— Паралельно с театром вы прекрасно реализуетесь как живописец. Расскажите о своих выставках?
— Моя последняя выставка живописи «Сомнения — Размышления» была в Одессе. На Пасху посетила Одессу и общественный деятель, коллекционер Евгений Голубовский предложил мне сделать выставку в Галерее на территории Всемирного клуба одесситов. Там были работы последнего периода — постмодернистского сюрреализма, как бы я его назвала. Конечно, планирую следующие выставки.
«БОЛЬШИНСТВО СЦЕНОГРАФОВ В НАШЕЙ СТРАНЕ РАБОТАЮТ ЗА ИДЕЮ»
— Расскажите о планах Lider Triennial of Scenography 2022, в организацию которого вы активно включились?
— Активно работаем. Сейчас очень рада, что такая частная инициатива, как Музей Корсаков в Луцке, поддерживает и приглашает к себе Lider Triennial of Scenography, но наша главная задача -провести мероприятие в 2022 году в Киеве, и провести его достойно, представить работы сценографов последних трех лет.
Считаю, что сейчас очень несправедливо унижается работа художников-сценографов: отсутствие финансирования, отсутствие достойной представленности этой профессии в Украине. В мире есть Пражское квадриенале сценографии, на котором я была в 2019 году и видела, как это международное событие собирало туристов со всего мира. Мы очень хотим привлечь государственные организации к финансированию Lider Triennial of Scenography 2022. Проведенное на высоком уровне такое мероприятие в Украине увеличит возможность нашего участия в международных событиях и повысит статус профессии как таковой. Потому что большинство сценографов в нашем государстве работают за идею, но это ненормально работать без денег. Любая работа должна оплачиваться. Поскольку, работая на пяти работах одновременно, человек теряет вдохновение.
— Чтобы вы из своего опыта пожелали молодым сценографам?
— Энергии, вдохновения, выдержки и дипломатических способностей. Для творческой работы в театре, которая является коллективной командной работой, такие способности очень важны. Уметь общаться, разбираться, творить в каждом моменте сотрудничества. И успех обязательно придет. И правда, чтобы работать в театре, нужно им болеть. Болейте!
Выпуск газеты №:
№123-124, (2021)Section
Культура