Как родился «Запорожец за Дунаем»
К 155-летию первой украинской оперы: факты и гипотезы
К жемчужине украинского оперного искусства «Запорожец за Дунаем», наверное, со времени появления произведения и первых постановок возникло немало вопросов. Почему именно такой сюжет? Такие образы? Такие песни? Такая музыка?
К сожалению, С.Гулак-Артемовский не оставил воспоминаний ни о жизни, ни о творчестве. До нас дошли лишь отголоски, отдельные отрывки, рассказы, догадки по заданной теме. Именно они, а также творческий путь, жизненная судьба нашего земляка помогают воспроизвести атмосферу времени, когда зарождалась, творилась первая отечественная опера.
В первую очередь бросается в глаза то, что к ее написанию автор пришел в расцвете творческих сил, обогащенный художественным и жизненным опытом, опытом выступлений на оперной сцене.
Когда пел ведущие партии в операх лучших европейских композиторов, Семен Степанович, бесспорно, не раз ловил себя на мысли, почему другие народы имеют талантливых творцов, авторов музыкальных произведений, которые вызывают у зрителей небывалый душевный подъем, формируют эстетический и моральный миры, порождают лучшие человеческие чувства, а украинцы всего этого не имеют? Не могло для него не стать открытием, настоящим откровением и творчество его друга Тараса Шевченко, в котором он почувствовал неисчерпаемый источник таланта, увидел множество человеческих образов, жизненную судьбу родного народа. Не говоря уже о поэтической и песенной красоте, обворожительности каждой поэтической строки, которую он, как творческая натура, чувствовал, как счастливое дыхание весны.
Есть некоторые свидетельства, что замысел написать оперу вызрел у Гулака-Артемовского еще во времена его дружбы с Великим Кобзарем, в последние годы Тарасовой жизни. Они действительно тогда очень часто и тесно общались, были почти неразлучны, говорили о обо всем на свете. Может, именно тогда, когда в августе 1858 года композитор посвятил своему другу бессмертную песню «Стоїть явір над водою», тот его тихо спросил: А почему бы тебе, Семен, не написать еще и оперу? Из народной жизни. Другие же народы имеют и композиторов, и написанную ими музыку. А разве ты хуже, если поешь лучше их?..
Если добавить, что историю о задунайских запорожцах Гулаку-Артемовскому рассказал еще один близкий друг, историк Николай Костомаров (именно к Николаю на свадьбу спешил старшим боярином Шевченко, когда был арестован на Днепровской переправе возле Киева в апреле 1847 года), то эти мысли о подоплеке к написанию произведения имеют вполне реальную почву. Тем более что множество произведений литературы и искусства, написанные, как правило, после не одного месяца, а то и года осмысления. Их авторы сами рассказывают, как долго они «вынашивали» в себе свой замысел.
В случае с «Запорожцем за Дунаем» существует гипотеза, что отдельные места оперы написаны рукой Шевченко. Однако это только гипотеза, потому что искусствоведы склонны считать автором только Семена Степановича. Но то, что Шевченко мог быть одним из идейных вдохновителей Гулака-Артемовского в создании оперы — весьма возможно.
Почему Семен написал именно о запорожских задунайских казаках, которые появились за Дунаем после разрушения в 1775 году Сечи на Днепре? Почему, скажем, не о Богдане Хмельницком, или Петре Дорошенко, или какой-то известной казацкой битве? В конце концов, почему не написал оперу из быта украинского крестьянства, который он хорошо знал и наблюдал в родном Городище?
Человек патриотичный, однако лояльный к тогдашней действительности (он прежде всего был оперным певцом, который дарил свой талант, свое искусство благодарному зрителю и слушателю), Семен разглядел в поступке задунайских казаков (которые после многих десятков лет жизни за Дунаем решили вернуться на Родину, в родную Украину) то, чем сам жил все эти долгие годы на чужбине. А именно — безграничную тоску по родному краю, сыновнюю любовь к нему, желание быть среди своих людей, со своим народом...
Бесспорно, создавая бессмертные образы украинцев, в первую очередь Карася, Одарки, Оксаны и Андрея, передавая их тоску по Украине, автор вложил в них частицу и своей огромной печали по краю, где тихие воды и ясные зори, где мир крещен и люд весел. Хотя, конечно, во времена крепостничества в Украине народу было вовсе не радостно.
Говорят также о том, что, создавая образ Карася, автор оперы имел в виду и своего далекого предка, казака-гуляку, которого прозвали «Гулякой-Артемовским». (Что таковой был, как известно, утверждает в своих биографических записках дядя композитора, известный поэт-баснописец). Передал автор своему главному герою и отдельные черты своего характера: остроумие, насмешливость, умение пошутить, веселость и бессмертный оптимизм.
Критики, зрители из первых постановок оперы отмечали красоту ее сцен, образность, богатство языка героев, замечательную музыку, удачно подобранные народные песни, непревзойденные партии, особенно Карася и Одарки. Конечно, нельзя не отметить и тот факт, что в дореволюционных и советских спектаклях акцент делался именно на бытово-развлекательном характере произведения. По известным историческим причинам ее постановщики видели в сюжете в первую очередь именно это направление. Нередко это идейное преувеличение приобретало откровенно отрицательные черты, когда Иван Карась вообще представал перед зрителем как пьяница, лентяй, бродяга... Такая вульгаризация ради того, чтобы зритель только смеялся, не выдерживает никакой критики, ведь Карась является в первую очередь патриотом-украинцем, который хочет вернуться в родной край, украинцем он остается всегда, хоть автор «рядит» его и в турка-оборотня, и охочим до рюмки, и шутником. Карась «проходит» все эти испытания, и в конце концов вместе с другими казаками добивается своего — султан отпускает их на волю.
К слову, на политическое и патриотическое направление оперы было обращено внимание еще во времена ее первых спектаклей. Ведь в ней опосредствовано вспоминаются и Грицко Нечеса (вельможа Екатерины ІІ Григорий Потемкин), и сама царица, и турецкая, да и московская неволя... Может, именно потому, что произведение пробуждало национальное сознание украинцев, оно и было запрещено после четырнадцатого спектакля?.. Поскольку имело огромный успех у зрителя!..
Существует мнение, что наш народ, может, именно потому и остался народом, не растворившись среди других, что не утратил чувства юмора, смех. Именно эти черты помогали пережить времена неволи, бездержавности, оставаясь самобытным, самодостаточным. Напротив — бурно развивая свою культуру, литературу, обогащая язык. То есть даже во времена, когда украинцы не имели возможности развиваться и творить как свободные народы, они дали миру бессмертных великанов духа, духовности: Шевченко, Гулака-Артемовского, Франко, Лесю Украинку...
Еще со стороны критиков творчества автора первой украинской оперы, когда речь идет именно о «Запорожце за Дунаем», звучит упрек в том, что, мол, Гулак-Артемовский использовал здесь музыку Моцарта из его «Похищения из сераля». Мол, именно этот факт плагиата и послужил причиной того, что постановка оперы вскоре была запрещена. Но это, конечно, преувеличение, потому что если в опере и есть какие-то элементы другой музыки, то это лишь элементы, не более того, и такое, безусловно, допускается. Ведь все остальное музыкальное оформление имеет авторское оригинальное содержание, основывается как на его собственной музыке, так и на народном песенном море, что только обогащает произведение и ставит его в ряды действительно народных, действительно национальных образцов.
Семен Степанович не раз повторял слова своего учителя Михаила Глинки: «Создает музыку народ, а нам лишь остается записывать и аранжировать». Хочется также сказать, что бессмертие оперы на мировой сцене является ответом всей ее критике. «Запорожца...» критикуют, а он живет в спектаклях, в кино, на радио, и телевидении, в исполнении профессионалов и любителей. Не удастся приуменьшить значение жемчужины украинского оперного искусства и музыковеду, доктору искусствоведения, члену национального союза композиторов Украины, профессору кафедры истории музыки Харьковского национального университета им. Котляревского Ирине Драч, которая в пособии «Художественная индивидуальность композитора», напечатанном в 2010 году, в «аналитическом очерке «Украинский парафразов на Россиновский сюжет («Запорожец за Дунаем» как реализация личностного мифа Семена Гулака-Артемовского)» обвиняет украинского композитора в плагиате. Если еще конкретнее, то в том, что автор «Запоржца...» «практически повторил» сюжет оперы Россини «Итальянка в Алжире». Однако после самого «убедительного анализа» о «списании» и образов, и названия, и даже многих песен, искусствовед делает, по нашему убеждению, совсем другой, полностью справедливый вывод. Цитируем: «У известного оперного советского дирижера С. Самосуда как-то спросили: «В чем успех «Итальянки в Алжире» — этой непритязательной комической оперы?» Он ответил: «В ее странной вокальности...»
Не в этом ли секрет и поразительной жизнеспособности первой украинской оперы «Запорожец за Дунаем»? И слава богу. Значит, несмотря на все «грехи» С.Гулака-Артемовского, его опера остается полностью оригинальной и неповторимой, потому что лишь таким является любое жизнеспособное искусство!..
Кстати, говоря еще об особенности «Запорожца...», следует отметить и то, что его автор стал едва ли не единственным композитором в мировой художественной практике, который сам написал и либретто, и музыку, и сам выступил в главной роли.
Если бы Семен Гулак-Артемовский не написал больше ничего, кроме оперы «Запорожец за Дунаем», — этого по-настоящему народного произведения, то и тогда бы его имя навеки осталось бы в истории украинского и мирового искусства. Тысячи и тысячи раз ставилась его патриотическая феерия на сценах многих театров на разных континентах планеты. Она всегда удивляла и радовала зрителей и слушателей жизненно правдивыми образами украинцев, их непреодолимым духом, постоянным стремлением к свободе и счастливой жизни, зажигательной, жизнеутверждающей музыкой, созданной самой душой украинцев на народнопесенном фольклоре.
Творческая судьба оперы продолжается — впереди новые встречи с ней сегодняшних и следующих поколений. Ведь справедливо говорят о том, что искусство — вечно. Вечным является на этой земле и искусство, созданное творческим гением нашего талантливого земляка из Городища.
Выпуск газеты №:
№78-79, (2018)Section
Культура