Как рождаются хиты?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20080801/4135-18-1.jpg)
Очень тесно переплелись судьбы нескольких творческих личностей: композиторов Ивасюка и Мартынова и поэтов Дементьева и Братуня. Благодаря их таланту родились песни, которые на протяжении многих лет остаются популярными. На них уже выросло несколько поколений слушателей. Недавно Андрей Дементьев отметил 80 летие. Старшее поколение всего постсоветского пространства помнит его как главного редактора журнала «Юность» и как автора стихотворений ко многим популярным песням 70—80 х годов. Среди композиторов, с которыми сотрудничал Андрей Дементьев, есть два имени, имеющие непосредственное отношение к Украине. В первую очередь, это Евгений Мартынов, 60-летие которого отмечалось в этом году и Владимир Ивасюк, юбилей которого пройдет в 2009-м. Как рождались песни, которые теперь стали шлягерами?
ДВА МАЭСТРО
Свои самые лучшие песни «Баллада о матери», «Аленушка», «Отчий дом» и другие Мартынов создал на стихи Дементьева. Кстати, композитор свою знаменитую «Балладу о матери» написал, живя и работая в Украине, в Донецке. И премьера этой песни состоялась на Украинском радио. А высшее музыкальное образование Мартынов получил, сначала обучаясь в Киевской консерватории, а впоследствии в Донецком музыкально-педагогическом институте. Ныне в городе Артемовск Донецкой области действует музей Евгения Мартынова — именно здесь он закончил школу и музыкальное училище по классу кларнета. А еще соединяет Мартынова с Украиной София Ротару — она прекрасно исполняла такие песни композитора, как «Баллада о матери», «Лебединая верность», «Яблони в цвету».
В 1975 году режиссер Виктор Стороженко снял музыкальный фильм «Песня всегда с нами», в котором Ротару пела песню «Яблони в цвету». Съемки фильма проходили в Путильском районе Черновицкой области. К сожалению, теперь отыскать музыкальный репертуар этого фильма сложно. Но важно, что именно в этом фильме встретились два знаменитых композитора 70 хгодов XX века — Евгений Мартынов и Владимир Ивасюк. В картине София Ротару исполняла несколько песен Ивасюка, в частности, такие жемчужины, как «Балада про дві скрипки», «Кленовий вогонь», «Два перстені».
Отец композитора Михаил Ивасюк в повести «Монолог перед лицом сына» пишет: «В близких отношениях Володя пребывал также с популярным русским композитором и исполнителем своих песен Евгением Мартыновым. Это был добрый и очень привлекательный человек, который пленил слушателей своим задушевным лиризмом». Ивасюк был немногим младше Мартынова (Евгений родился в мае 1948, а Владимир — в марте 1949 г.). Они оба очень рано открыли свои музыкальные способности, однако с высшим музыкальным образованием буковинцу не посчастливилось: сначала Ивасюк поступил в Черновицкое музыкальное училище на специальность «скрипка». И проучился там всего один курс, потому что стал студентом медицинского института. И только в 1974 году поступил на композиторское отделение Львовской государственной консерватории, обучение в которой испортило ему немало крови.
Всесоюзная популярность к Ивасюку пришла немного раньше — после блестящего дебюта «Червоної рути», которую, кстати, он впервые исполнил сам. Но если Мартынов по окончании пединститута руководил оркестром уже как профессионал, то Ивасюк мог это делать только как любитель — в Черновицком медицинском институте он создал студенческий камерный оркестр, который имел достаточно неплохую репутацию.
Песня Мартынова «Баллада о матери» не могла никого оставить безразличным. Тема матери, которая потеряла на войне сына, была близка и Владимиру: в 1966 году он стал победителем Областного конкурса с песней «Відлітали журавлі», в которой создан образ матери, выпытывающей у журавлей, где ее «син спочиває, де ще гинуть материнські діти». А одной из наилучших в творчестве Владимира Ивасюка является «Балада про мальви» — глубоко философское произведение, в центре которого — также мама, которой никогда не дождаться с войны своего ребенка — с ее «серця мальва проросла і кров’ю розцвіла»...
ПОИСКИ СОАВТОРА
Свою первую песню «Колыбельная» В. Ивасюк написал на стихи отца. Стихотворение В. Миколайчука для песни «Відлітали журавлі» он нашел в газете «Літературна Україна». Впоследствии отец познакомил его со своими студентами Владимиром Вознюком, Василием Бабухом и Богданом Гурой, с которыми юный композитор написал «Відлуння твоїх кроків», «Світ без тебе» и «Баладу про мальви». Причем, как вспоминают они теперь, Ивасюк был очень требователен к каждому слову: он просил Вознюка, чтобы тот показал ему, как это выглядит — «віями торкаюсь пліч», а Бабуху говорил, чтобы тот дал ему слово, «яке б у горлі не спотикалось». Несколько автографов текста «Мальв» также удостоверяют активную позицию Владимира Ивасюка относительно текста. Вообще «Балада про мальви» имеет достаточно драматическую историю, которая заслуживает отдельного рассказа.
Песни «Червона рута», «Водограй» и еще некоторые Ивасюк написал на собственные стихи. Но в его сердце всегда жила мечта сотрудничать с настоящим поэтом-песенником. Эта мечта осуществилась во Львове, когда он познакомился с известным поэтом-песенником Ростислав Братунем, который писал тексты для Кос-Анатольского, первого педагога Ивасюка в консерватории. Есть у Ивасюка песни на стихи наиболее известных в те годы поэтов Павличко («Далина») и Ткача («Серед літа») — Владимир выбрал стихотворения из их поэтических сборников. А вот с популярным поэтом Дмитрием Луценко композитор переписывался, и Луценко послал ему несколько стихотворений, на одно из которых — «Чебреці» — Владимир написал песню. Как вспоминал на склоне жизни Михаил Ткач, автор «Марічки», «Ясенів» и других песен, музыку к которым написал Александр Билаш, Владимир хотел с ним сотрудничать. Но Ткач боялся, что из-за этого разобьется его содружество с фаворитами того времени Билашом и Майбородой, которые молодого Ивасюка недолюбливали. Братунь был другой. Он встретил молодого композитора с открытым сердцем. С Братунем Ивасюк создал более двух десятков песен, среди них — «Літо пізніх жоржин», «Вернись із спогадів», «Пісня про тебе» и тому подобное. Ивасюк очень ценил творчество Ростислава Андреевича, свое с ним сотрудничество, которое переросло в настоящую мужскую дружбу. По-видимому, никто больше не сделал для Ивасюка, чем Братунь.
В то же время поэт был человеком большой культуры. Старше Владимира на двадцать два года, он понимал, что молодой музыкант хочет работать и с другими авторами. Был всегда очень терпеливым и корректным. Например, стихотворение «Жоржинне літо» он послал Владимиру в сентябре 1973 года, а песня «Літо пізніх жоржин» вышла из-под пера композитора только в 78-м. Он просто ожидал...
Возможно, что успех песен Евгения Мартынова заинтересовал Ивасюка в творчестве Андрея Дементьева. Владимир часто ездил в Москву — на телевидение, радио. И во время одной из поездок познакомился со знаменитым поэтом. О том, что это было личное знакомство, узнаем из письма Дементьева: «Дорогой Володя! Посылаю Вам, как договорились, несколько стихотворений из книги, которая выйдет в этом году в «Молодой гвардии». Буду очень рад, если у нас с вами состоится хотя бы одна песня, ибо творчество ваше мне по душе и музыку вашу люблю».
Владимир точно так же ценил поэта. Об этом он сказал в 1979 году в одном из своих последних интервью: «Мне нравится поэзия Андрея Дементьева, на стихотворения которого я написал несколько песен». Из посланных русским поэтом стихотворений Ивасюк выбрал три. Дементьев одобряет выбор, он заверяет Ивасюка, что к «Рождению дня» и «Спасибо за то, что ты есть» еще музыку никто не написал. «Я надеюсь, что у Вас — очень лиричного и тонкого композитора, «Спасибо» и «Рождение дня» непременно получатся прекрасно», — высказывает знаменитый поэт-песенник свою поддержку Владимиру.
Ивасюк написал музыку, отправил ее на экспертизу (тогда работали экспертные советы, которые выясняли, насколько оригинальное произведение написал композитор, нет ли в том произведении заимствования, не плагиат ли это и тому подобное. — П.Н. ). Экспертный совет принял песни «Рождение дня» и «Моя мечта» (такое название дал композитор песни на стихотворение «Спасибо за то, что ты есть»), Ивасюк сообщил об это Дементьеву и, как это уже не раз было в его сотрудничестве с другими поэтами, попросил заменить строку в песне «Моя мечта». Поэт предложил несколько вариантов на выбор композитора. Он радуется тому, что песня «Рождение дня» всем понравилась и мечтает, что ее запишет София Ротару — по его мнению, «она потрясающая певица, и «Рождение дня» получит от нее прекрасную жизнь на эстраде». К сожалению, Ротару не исполняла эту песню, ее замечательно пели Василий Зинкевич, Владимир Удовиченко и Людмила Артеменко.
Ивасюк отослал Дементьеву клавир песни, но тот ответил, что лучше бы Володя сам приехал в Москву, ведь певцам давать клавир — напрасное дело: им нужно показать песню. Интересно, что песня «Рождение дня» имела и украинский вариант: в конце 1977 года в издательстве «Музична Україна» вышел сборник песен Ивасюка, в который вошли девять его произведений, в частности, и эта песня. Украинский перевод сделал поэт Борис Чип. Он тогда работал в «Музичній Україні» и готовил к печати сборник Ивасюка — «отвечал за тексты». Как вспоминал Чип, пробить в 1977 году книжку было тяжело: на «страже» стоял известный тогда композитор Игорь Шамо, ему, например, не нравилось, что Ивасюк часто, по его мнению, допускает синкопы, он выискивал всяческие возможные причины, чтобы не допустить выхода книжки (дважды Шамо это удалось).
Михаил Ивасюк пишет в повести о сыне, что Володя очень радовался песне «Рождение дня». Сам Дементьев считал эту песню одной из лучших в своем творчестве. В сентябре 1977 года поэт послал Ивасюку свою новую книгу. С надеждой, как он написал, что там Володе что-то «приглянется». В работе Ивасюка над текстами была такая черта: он долго «вчитывался» (его термин) в стихотворение, вплоть до того момента, пока оно не станет «его». «Это может быть очень короткое время, а может быть достаточно длительное, которое продолжается годами, период написания песни, — сознавался Ивасюк. — Сначала я ее (песню) пишу, потом она мне не нравится, стихи, которые меня не полностью удовлетворяют. Пока, собственно, она не удовлетворит меня и я не почувствую, что ее можно показывать исполнителям». Поэтому иногда проходило достаточно времени, пока песня будет написана.
Когда не стало Владимира Ивасюка, Дементьев в письме к его отцу высказал глубокое сожаление по поводу преждевременной смерти композитора. «Володя был очень талантливым человеком»...
P.S. Пока проводился Международный конкурс молодых исполнителей имени В. Ивасюка в Черновцах, организованный композитором Николаем Мозговом, песня «Рождение дня» была достаточно популярной среди конкурсантов, в частности, с ней стали лауреатами Юрко Юрченко (он пел на украинском языке) и Анна Зотьева, которая пела на языке оригинала. Очень жаль, что уже несколько лет один из наиболее профессиональных вокальных конкурсов, где «засветилось» немало нынешних звезд современной эстрады, не проводится. Может, маэстро Мозговой опять возьмется тянуть этот тяжелый творческий воз? Или Министерство культуры и туризма что-то организует новое, посвятив памяти нашего выдающегося современника? Тем более, что в будущем году мы будем отмечать 60 летний юбилей Владимира Ивасюка,чья музыка, по словам поэта Андрея Дементьева, «прозрачностью пропахла».