Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как спасти сокровище Скарбека?

1 октября во Львове состоится международная конференция, посвященная 170-летию здания Театра им. Марии Заньковецкой
27 сентября, 11:37
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ТЕАТРА

Театр графа Станислава Скарбека, «галицкая «Ла Скала», Национальный академический украинский драматический театр им. Марии Заньковецкой. «История строительства этого уникального сооружения такая же бурная, как и смена его названий, — напоминают Игорь Лильо, научный консультант проекта, и Юрий Ямаш, искусствовед. — Все началось в 1783 г., когда часть участка, где раньше стоял Низкий замок, австрийский император Иосиф ІІ подарил общественности для общегородского строительства. По счастливому стечению обстоятельств выбор общественности и власти был сделан в пользу театра. Однако должно было пройти еще более пятидесяти лет, пока строительство все-таки сдвинулось с места, и продолжалось оно с 1836 по 1842 гг.

Главным инвестором проекта стал известный предприниматель, меценат и авантюрист граф Станислав Скарбек. Эта идея появилась у него еще в 1818 г. Когда были получены многочисленные разрешения и пройдены согласования, архитекторы Людвиг Пихль и Иоганн Зальцман создали оригинальный проект. В соответствии с ним львовская Мельпомена должна была получить обитель в стиле венского классицизма длиной около 96 метров, шириной 76 м и площадью свыше 7000 кв.м.

Однако ошибаются те, кто считает, что граф невероятно рисковал, вкладывая деньги в сомнительное с финансовой точки зрения сооружение. Ведь с самого начала предусмотрели, что театр будут окружать многочисленные магазины, кафе, склады и жилые дома. Именно их использование должно было стать надежной страховкой на случай, если бы собственно театральный проект оказался неудачным. К тому же театр на 50 лет освобождался от уплаты налогов, а каждая театральная труппа, которая приезжала в город на гастроли, должна была заплатить графу 10% полученной прибыли.

До начала строительства в Европу, чтобы перенять передовой опыт, отправили строителя Иоганна Зальцмана. Все лучшее, что ему тогда удалось найти, максимально использовали во Львове. В частности, несколько усовершенствовав проект Л. Пихля, И. Зальцман применил оригинальные решения для акустического и оптического строительства зрительного зала. В конструкции подковообразного амфитеатра он использовал французскую модель, которая предполагала, что благородная публика в лоджиях могла не только прекрасно видеть сцену, но и выгодно демонстрировать себя другим зрителям. Для тех, кто хотел задержаться во Львове, театр мог предложить магазины, пекарню, кондитерскую, комнаты для больных и даже собственную комфортабельную гостиницу, где помимо роскошных комнат обустроили столовую и игровые комнаты. Со временем в помещениях, которые окружали амфитеатр, появятся еще ресторан и кинотеатр «Лев»...

Торжественное открытие театра на 1460 мест для зрителей состоялось 28 марта 1842 г. произведением «Жизнь как сон» драматурга Ф. Грильпарцера. А уже следующий спектакль комедиографа А. Фредра «Девичьи обеты» положил начало коммерческому успеху театра.

Не в последнюю очередь помогло и то, что во время ежегодной львовской ярмарки под названием «Контракты» театр не только выполнял функцию центра искусства, но и был местом светских встреч, развлечений и даже поиска невест. Его редутовые (бальные) залы зачастую были свидетелями многочисленных человеческих трагедий и радостей, побед и поражений. Приемы, балы, торжества менялись, словно в калейдоскопе. Львовские «сливки общества» таки умели развлекаться. Говорят, именно так влюбился и сам Станислав Скарбек, когда на балу, организованном в честь неаполитанской королевы, пригласил на первый танец не ее величество, чего требовал этикет, а 15-летнюю красавицу Софию Яблоновскую. Это настолько поразило юную девушку, что она согласилась стать его женой. Правда, брак оказался недолговечным, и после затяжного судебного процесса София во второй раз вышла замуж уже за Александра Фредра.

Менялись времена, подвергалось изменениям и здание театра...

С 1941 г. большую реконструкцию театра начали немцы, планируя превратить его в заведение исключительно для себя. А в советское время один из директоров, которого власть делегировала поднимать пролетарское искусство, предложил использовать в качестве оборотного механизма для сцены моторы из шахты. Так уже более 50 лет они и крутят актерами и выдают искусство на-гора. Просторный танцевальный и концертный зал над главным входом, где встречалась элита тогдашнего Львова, в послевоенное время превратился в место творческих встреч или даже новогодних представлений для детей.

Сегодня театр опять возвращается к своим первоначальным образцам. Занькивчанам есть чем гордиться. Сцена, видевшая выступления Николо Паганини, Ференца Листа, Сары Бернар, и сегодня собирает многочисленный круг поклонников и почитателей. Художественная жизнь бурлит на сцене, в зале и за пределами здания. Театр продолжает сохранять и преумножать традиции одного из ведущих центров европейской культуры». Но... в течение двух десятков лет стены театра трещат по швам!

— Менялись правительства, президенты, мэры, а здание Скарбека, к сожалению, стояло и стоит бельмом на глазу Львова, — печально констатирует генеральный директор Львовского театра им. Марии Заньковецкой Андрей МАЦЯК. — И сколько бы не чистили город, не перекладывали мостовую и так далее, но пока театр будет в таком состоянии, в каком он сейчас, ни один руководитель (то ли на уровне государства, то ли на уровне Львовской области, то ли на уровне города), на мой взгляд, не может спать спокойно... Созыв конференции — моя инициатива. К участию в мероприятии приглашены специалисты из Польши, Германии и Украины, представители Министерства культуры Украины, работники научных институций, музеев и тому подобное. Мы будем говорить об историческом фоне, значении театра Скарбка для культурной и социальной жизни Львова ХІХ — ХХ веков, специфике архитектуры здания и перспективах его восстановления с сохранением уникальной акустики зрительного зала.

Конференция состоится 1 октября. Все доклады будут аккумулированы, изданы отдельным сборником и разосланы в Министерство культуры, Кабинет Министров, Секретариат Президента Украины.

О ходе мероприятия читайте в следующих выпусках «Дня».

КОММЕНТАРИИ

Игорь ЛИЛЬО, автор фильма о здании Театра Заньковецкой, кандидат исторических наук, доцент Львовского университета им. Ивана Франко:

— Традиционно больше рассказывают о труппе и репертуаре заньковчан, нежели о здании театра. Для меня как для автора фильма «Сокровище графа Скарбека» стало большим открытием его техническое решение, которое было совершенно революционным и таковым остается до сих пор. Львовяне знают, что театр стоит на дубовых сваях, но вряд ли кто знает, сколь уникальна его система обогрева! Никто не вспоминает и о том, что здание было возведено таким образом, что помещение театра — внутри, а вокруг него специально были построены несколько тысяч квадратных метров помещений, которые должны были сдаваться в аренду и кормить сам театр. Еще один уникальный момент — сцена вращается благодаря моторам, привезенным из шахты. Почему? Потому что советская власть одним из первых руководителей театра назначила директора... шахты. Очевидно, слова большевистского вождя В.Ленина — «каждая кухарка может управлять государством» (цитата из работы «Удержат ли большевики государственную власть». — Т.К.) — в этом вопросе были весьма актуальны. Также интересно, что два театра — Заньковецкой и Оперный — стоят на двух берегах реки Полтвы, которая проходит между домами. И это, я считаю, цивилизационный разлом, поскольку Оперный театр — это Австрия, а театр Скарбека — это формально австрийский период, но построен глубоко патриотическими польскими мотивами.

Иван СВАРНИК, историк, архивист:

— Здание театра важно для Львова прежде всего как универсальный центр культуры середины ХІХ в., который существует как такой центр до сих пор. С этим зданием связаны имена славных актеров и режиссеров ХІХ — ХХІ веков, и потому для Львова это здание является символом культуры, причастности к европейской цивилизации. Цель конференции — сосредоточить внимание научных работников на таком феномене, уникальном памятнике, как здание Скарбека.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать