Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Какие фестивали нужны и где их проводить?

«КропФест», как повод к дискуссии, которая до сих пор длится в соцсетях
05 сентября, 19:28
ФОТО АРТЕМА ГАЛКИНА

Когда фестивалит небольшой город, то ты, как его гость, будто после просмотра несколькоминутного клипа начинаешь понимать всю драматургию его жизни. Именно такое ощущение меня не покидало во время Национального художественного фестиваля «Кропивницкий 2018», который уже во второй раз состоялся на самом стыке лета и осени.

ПОД ЛОЗУНГОМ «ГЕРОИ СРЕДИ НАС»

Еще задолго до старта фестиваля развернулась агрессивная кампания в соцсетях и на некоторых сайтах (то ли заказная то ли спонтанная) вокруг двух тем: почему именно в Кропивницком — национальный фестиваль и куда пошло 7,5 млн грн из госбюджета и о приглашениях, которые, судя по праведным крикам, хотел получить чуть ли не каждый второй кропивничанин.

Эти «кропивницкие вопросы» вылились в какие-то не шутливые дискуссии, которые не дали возможность участникам дискуссии охватить глазом всю программу и просто трезво проанализировать позитивные и негативные стороны фестиваля с калькулятором в руке и очками на носу.

Между тем у «КропФеста» абсолютно конкретная цель: закрепить, побудить понять и полюбить новое название города — Кропивницкий. Как сказал креативный директор фестиваля и его режиссер Сергей Проскурня: «Мы не искали мотто фестиваля. Мы внимательно прислушивались к музыке города, к человеческим разговорам и мечтательным глазам и почувствовали: пришло время рассказать о тех, кто ежедневно проживает так, будто всю жизнь. Эти люди никогда не будут озвучивать свою миссию — они скромны в своем «простом» героизме. Мы уверены, что их пример вдохновит многих и тогда жизнь в городе станет ярче. И никогда мы не услышим: «Кропивницкий — депрессивный город». Поэтому главным проектом национального художественного фестиваля стала специальная социальная программа с лозунгом «Герои среди нас».

ОДИН ИЗ ЗВЕЗДНЫХ ГОСТЕЙ ФЕСТИВАЛЯ — СКРИПАЧ ДМИТРИЙ ТКАЧЕНКО (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ — УКРАИНА) / ФОТО АНАСТАСИИ МАНТАЧ

Напомним, первый фест «Кропивницкий-2017» был обзором инновационных тенденций в украинской культуре, поиском нового языка искусства во время войны и проходил под лозунгом «Культура во время испытаний и реформ», а лозунгом фестиваля 2018 года, который превратился в идею и в процессе подготовки развернулся в целый проект в проекте, — стал гордостью «КропФеста» и его важной смысловой частью. Поэтому сочетание open-air выступлений на площади Героев Майдана любимых артистов и групп «Нічлава», «Скай», «Бумбокс», «ТіК», «КораЛЛі», «Юркеш», «БеzОбмежень», «Антитіла», «Своя версія», The Sound Age, «Місто доріг», Юлии Лорд, Ирины Федишин, Татьяны Горобец и Тараса Петриненко, Арсена Мирзояна и Тони Матвиенко с рассказами об «обычных» героях — стали главным акцентом и миссией для организаторов форума. Подумалось, что именно о таких простых людях должна знать вся Украина и как бы грандиозно и идеологически правильно, культурно-политически это выглядело, чтобы эту блестяще реализованную идею «Кропивницкого-2018» подхватили и другие фестивальные города.

«НАМ ВСЕ ДОЛЖНЫ»

Но пока фестиваль делал свое дело (ключевое слово «делал») с рекламных бордов города (и не жаль же людям денег!) смотрели совсем другие лозунги и звучали другие месседжи, утверждающие следующее: во многих головах еще живет Кировоград и декоммунизированный украинский город в самом центре Украины с новым названием, ох как не нравится тем, кто мыслит совсем другими категориями, все еще посматривая в сторону соседки с имперскими амбициями и ненавистью ко всему украинскому. Читай: не провинциального, успешного, свободного, яркого, иного.

Этот такой знакомый менторский тон, потребительское местечково-совдеповское — «нам все должны» — полезло из всех щелей, как только появились в открытом доступе приглашения на фестивальные площадки на 100 или 500 мест. Поскольку фестиваль организован стопроцентно на государственные средства Министерством культуры Украины и билеты не продавались, а распространялись бесплатно, конечно, всем их не могло хватить. Но львиная доля всех проектов феста происходила под открытым небом и была очень яркой и богатой на звезд и зрелищность. Вы удивитесь, но эти шумные, дышащие праведным гневом люди, вдруг куда-то исчезали, как только начинались представления, потому что в малых залах за редким исключением оставалось обычно от 5 до 10 свободных мест или вездесущий «активный электората», на все лады пиликая своими мобилками, покидал зал, как только представление или концерт им казалось немного более интеллектуальным, чем концерты или новости телеканала «Интер». Все это абсолютно точно подтвердило тезис, что город все еще разделен на два полярных лагеря: проукраинский — тех, кто за изменения, за действие и действенность, и на «елисавет-кировоградский» — тех, кто за «старые песни о главном», за сплошную измену, шару и тихое загнивающее болото. И все это на фоне прекрасных декораций из бережно сохраненных или возобновленных исторических зданий, улиц и бульваров города, в которые просто грешно не вдохнуть еще и культурную, современную, насыщенную, яркую, карнавальную, украинскую по содержанию жизнь.

НЕ ТОЛЬКО «РОК» И «ПОП» МОЖЕТ ИНТЕРЕСОВАТЬ МОЛОДЕЖЬ

Главный акцент прошлогоднего форума на большой и многонаселенной театральной программе, в этом году сместился в сторону социальной и музыкальной программы, в частности классической. В Кропивницкий привезли оркестр Национального дома органной и камерной музыки Украины (дирижер — Богдан Плиш) в составе 110 человек для 4-х больших концертов, включая один — под открытым небом, всемирно известного и востребованного скрипача украинского происхождения из Великобритании Дмитрия Ткаченко, блестящего пианиста Юрия Кота и целую ораторию для чтеца, баса, смешанного хора и симфонического оркестра на тексты «Заповіту» Патриарха Иосифа Слепого и канонические тексты, которые эпически прозвучали на знаменитых Крепостных валах. Название оратории на музыку Игоря Щербакова «Великого бажайте» стала своеобразным объединительным месседжем для всего фестиваля и символическим ответом всем злопыхателям. После аншлагов и безумного успеха этих концертов появилось ощущение, что не только «рок» и «поп» может интересовать молодежь, что горожане разного возраста хотят слышать оркестры и наслаждаться серьезной музыкой. Именно поэтому классическая музыкальная программа заняла доминирующее место в фестивале, а кропивницкая публика, как оказалось, готова воспринимать и понимать крупные академические формы.

 Поскольку Кропивницкий все же город театральный, город-колыбель Театра Корифеев — была предложена программа, насыщенная поисками и экспериментами. Кроме широкой географии театров-участников, программа продемонстрировала широкую амплитуду стилей, жанров и режиссерских концепций (Бакиров, Уривский, Ладенко, Юров, Федоришин, Кравчук, Михайлюк, Степанкова и др.), насыщенный дискурс на темы традиций в современности, прав человека, внутренней свободы, гендера, а самое главное — личного выбора.

Документальная драма продолжает играть господствующую роль в современном театральном процессе, на этом был сделан особенный акцент при формировании программы «Кропивницкого-2018». В финале — две яркие актерские фигуры: непревзойденная актриса, настоящий герой среди нас — Ада Роговцева и «играющий» министр культуры Евгений Нищук с моноспектаклем «Момент любви» (один из самых сложных жанров для восприятия, с которым блестяще справился кропивницкий зритель) по тексту кропивничанина Владимира Винниченко.

А еще в Кропивницкий съехались из Киева, Запорожья, Ужгорода, Харькова, Одессы, Иршавы, Лисичанска, Измаила, Черновцов, Ивано-Франковска, Житомира плюс кропивницкие деятели культуры, детская школа им. А. Осьмеркина и художественный факультет Центральноукраинского педагогического университета им. В. Винниченко, чтобы принять участие в художественном пленэре и посмотреть на город, как говорят, «новыми глазами».

Кропивницкий в дни фестиваля превратился в большую художественную мастерскую под открытым небом: художники рисовали старый город, его архитектуру, воспроизводили  его характер, то здесь, то там, выныривая со своими красками и мольбертами во всех уголках города. А в последний день на Театральной площади состоялся грандиозный вернисаж, где все увидели своеобразный коллективный портрет города.

Ну, а если фестиваль «Кропивницкий» имеет статус национального художественного, то «сам Бог велел и люди советовали», чтобы и украинская книжка пофестивалила. Поэтому улица Дворцова превратилась в литературный городок, потому что по оси между площадями Театральной и Героев Майдана — выросли палатки с книжками около 20-ти украинских издательств, где активно покупали украинскую книгу, встречались, давали автограф-сессии, делали селфи с украинскими писателями и говорили по-украински.

Еще один абсолютно нетривиальный ход — десант больничных клоунов из Одессы и Харькова, который доставил краски и звуки феста в детские отделения кропивницких больниц и детдомов. Клоуны Игруша, Кобчик, Юзик, КоКо, Комуся и Няша — больничные клоуны, профессиональные актеры и волонтеры во главе с Сергеем Демченко, художественным руководителем проекта «Больничные клоуны Украины», лечили радостью, смехом, добротой и искренностью, еще больше подчеркнули и насытили этот очень важный социальный аспект фестиваля.

Не забыли организаторы и о научной части. Большой журналистский десант выехал в один из дней фестиваля на знаменитый Хутор «Надежда», чтобы произвести «ритуал» своеобразного поклонения корифеям украинского театра и поговорить с молодыми преподавательницами университета им. Карпенко-Карого на театральные темы, перекрестки и перекрестные пути прошлого и современности,  вписать украинский театр в европейский контекст, окинуть взором и понять, как происходили эти исторические процессы, которые и привели нас к сегодняшнему украинскому театру и искусству в целом.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За 5 дней Национального художественного фестиваля «Кропивницкий 2018» состоялось:

• 13 локаций,  из которых 10 Оpen air

• 5 концертов классической музыки, симфонические оркестры, хоры, солисты

• 3 звездных  рок-концерта и 17 музыкальных групп и солистов

• 3 уличные представления

• 12 театральных проектов

• 3 дня литературного фестиваля, 18 издательств

• 6 больничных клоунов

• 30 участников программы  уличной музыки

• 42 участника программы «С детьми и для детей», в частности 33 участника — дети с особыми потребностями

• 15 совершенно заполненных гостиниц, которые владельцы начали активно ремонтировать именно после прошлогоднего фестиваля

• более 1000 участников

• «Герои среди нас» — 16 личностей, судеб, историй

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать