Перейти к основному содержанию

Карантинный хит-парад

Об украинской музыке послереволюционной эпохи
28 мая, 09:45

Примерно месяц назад, в середине апреля, я опубликовал в Фейсбуке такую запись:

"Предлагаю сделать карантин-хит-парад.

Идея очень простая: вы пишете в комментариях, какие украинские рок- или поп-группы и исполнители произвели или производят на вас наибольшее впечатление за последние 5 лет. Желательно такие, которые до сих пор реально существуют, выступают. Где-то от 3 до 10 - у кого как получится.

Никаких баллов ставить не надо. Просто название и желательно пару слов, почему именно они, чем они хороши.

Затем посчитаю количество упоминаний и составлю хит-парад, и напишу свой развернутый комментарий.

Почему я вдруг с этим заморочился?

Потому что меня в связи с Международным днем рок-н-ролла осенила мысль, что не только в кино мы до недавнего времени переживали лучший период в нашей истории, но и в так называемой легкой музыке - тоже.

Эта эпоха вполне может завершиться уже завтра, поэтому стоит ее хоть как-то зафиксировать».

После этого, как говорится, понеслось.

Более недели в комментариях под этим постом народ сыпал названиями и именами, пел оды и слагал панегирики. В итоге набралось 94 позиции. Справившись с паникой, я решил разбить статью на две части: в первой, с парой исключений, напишу о знаменитостях, во второй - о (пере)открытиях - группах и исполнительницах/исполнителях (и с "верха", и "снизу") о которых я давно не слышал или вообще не знал и которые меня чем-либо впечатлили.

Вершина - первые 25 пунктов - выглядит так (в скобках - количество голосов).

• DakhaBraha (16)

• Dakh Daughters (16)

• Сергей Жадан / "Жадан и Собаки"+"Линия Маннергейма"+«роздІловІ» (13)

• Onuka (10)

• "Вагоновожатые" (9)

• Анастасия "Стасик" ШЕВЧЕНКО (8)

• Vivienne Mort (6)

• "Один в каное" (6)

• Kozak System (5)

• “Антитіла” (5)

• "Бумбокс" (5)

• Катя Chilly (5)

• «Танок на Майдані Конґо» (5)

• “Хаммерман Знищує Віруси» (5)

• Kurs Val?t / Евгений Гордеев (4)

• Zwyntar (4)

• "DZ'OB" (3)

• The Hardkiss (3)

• Latexfauna (3)

• Tik Tu (3)

• Zitkani / Валентина ЛЕВЧЕНКО (3)

• “Без обмежень” (3)

• ВВ (3)

• “Вій” (3)

• "Гражданин Топинамбур" (3)

Среди остальных 69 есть немало интересного – расскажу во второй части.

Понимаю, что это сугубо домашняя радость и отражает исключительно вкусы моих Фейсбук-друзей. Но карантин создает необычные поводы для писания. Сидя дома, все смотрят кино и слушают музыку. Ограничения вдохновляют. В конце концов, я начинал как рок-критик. Юность же всегда с нами, верно?

И еще: единственный способ справиться с таким массивом информации - крайняя субъективность, за что заранее прошу прощения.

СЛУШАТЬ ГЛАЗАМИ

Есть в верхней части списка проекты, непредставимые без видеоряда. Без шоу. Наверно, во мне говорит все еще неизбытый театрал, но ничего не могу поделать: люблю артистов(ок), умеющих подать себя визуально эффектно. Про Onuka я знал и раньше, но обратил внимание после выступления на Евровидении с оркестром НАОНИ в 2017. Это сочетание: фольклорные мотивы, костюмы, инструменты плюс электронная обработка плюс футуристическая подача, Наталья ЖИЖЧЕНКО и Дарья СЕРТ на переднем плане, одетые как астронавтки, на фоне бандуристок и трембитарей - производило впечатление. Их видео - отдельное удовольствие: настоящие карнавализованные перформансы.

Хотя, конечно, признаю: на одном шоу долго не продержишься. Рано или поздно придет кто-то более яркий. И тогда важнее окажется то, что ты поешь и играешь.

Вся биография фрик-кабаре Dakh Daughters подробно описана. Рожденные как театральный проект, они предъявили ранее несуществовавший формат: комбинацию изысканного текстового репертуара с рокерской отвязностью и с этникой, актерскую способность к перевоплощению умножили на лихой юмор и спасительные дозы самоиронии. Получилось действительно современное интеллектуальное кабаре. Смотреть на них не менее интересно, чем слушать; одно от другого не отделить, да и надо ли?

DAKH DAUGHTERS / ФОТО ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЕНКО

Правда, последние годы я как их поклонник опасался, что они станут пленницами стартового успеха, одного и того же набора песен с безусловно взрывной программы If. И когда все это было уже слушано-переслушано, появился новый альбом Air. Приемы в нем те же, но иные интонации. Более меланхоличные. Все словно замедлилось. Стало больше рефлексий о себе в мире и о мире в себе. Медитативная грусть "В другом городе" въедается в память моментально, ирония никуда не делась, даже усилилась в "Японском кино", а Павел Тычина получил достойную реабилитацию в "Панні Інні".

Давно назревший выход на экран обернулся прошлогодним успехом мюзикла "Гуцулка Ксеня": «Дочери Даха» - лучшее, что там есть. Сломают ли они привычный образ "фрик-кабаре" - потому что кабаре, с любыми приставками - форма достаточно пластичная? Станет больше театра или музыки? Думаю, их запас сюрпризов далек от исчерпания.

“Хаммерман Знищує Віруси» или, как часто пишут, ХЗВ, я почему-то воспринимаю как некое мужское отражение Dakh Daughters. Понимаю, что это неправильно, что они появились в разное время, никак друг на друга не повлияли, источники вдохновения у них совершенно отличные - и все же.

ХЗВ - это дуэт Владимира ПАХОЛЮКА (вокал, тексты) и Альберта (Олега) ЦУКРЕНКО (вокал, музыка). На их концертах весело. Их юмор шокирует, порой даже пугает, но он точный. Один из них глубоко верующий. Они создали провокационную рок-оперу о Каине и Авеле. Их выступления превращаются в дикое абсурдное кабаре (да, оно), причем на каждый концерт ХЗВ надевают новые костюмы, которые сами же и придумывают; вопрос приличия этих нарядов лежит примерно в той же плоскости, как и дискуссии о подцезурности текстов. Музыка настояна на Дэвиде Боуи, которого Альберт обожает, и на разного рода вариациях электронно-танцевального толка, но в целом подход и философия вполне себе панковские. Корпулентный бородач Альберт за клавишами, накачанный мачо Владимир, с легкостью взбирающийся на сценические конструкции - пара достаточно эффектная сама по себе, а с учетом вышеупомянутого - убийственная. На сцене они анархисты, матерщинники, сочащиеся едким сарказмом интеллектуалы (вспоминается фразочка из одного фильма Вуди АЛЛЕНА: «Цинизм, сарказм, оргазм»), в жизни - деликатные, хорошо образованные граждане. Но если кто-то на нашей эстраде и претендует на звание шутов - тех самых шутов, что и королям рубят правду прямо в глаза - так это они.

Кстати, они выступали с Dakh Daughters - получилось замечательно.

РЕЧИТАТИВЫ

Мне в свое время выпала уникальная возможность быть на первом концерте культовой в дальнейшем группы "Я и друг мой грузовик". Это был рок-фестиваль под открытым небом, в гранитном карьере под Днепром. Причем группа и собралась только на один раз, именно ради этого выступления. Скажу честно: я тогда понял мало. Чтобы осознать новаторство их музыки, понадобилось время.

"Грузовик" - это уже история, причем, как представляется, со счастливым концом: для вокалиста и автора песен Антона СЛЕПАКОВА успех с тем составом не стал, как это часто бывает, неподъемным бременем. Созданные Слепаковым в Киеве с Валентином ПАНЮТОЙ и Станиславом ИВАЩЕНКО "Вагоновожатые" -  органичное развитие того, что он делал раньше. Это урбанистическая, индустриальная, невротическая музыка (про) городских героев, обреченных на жизнь на наших вечно некомфортных территориях. Сверхплотный электронный звук заполняет пространство, не оставляет места для любой лирики, беспокоит. Антон в основном начитывает тексты, хотя и с пением у него все в порядке, но это не поэтическая декламация под музыку, это целостное произведение, где литературный и музыкальный компоненты уравновешены.

«ВАГОНОВОЖАТЫЕ» / ФОТО БОГДАНА УЦЕХИ

Кстати, отрадно, что Антон наконец добавил в репертуар украиноязычные песни: "Бриф" и "Веаюфром" - среди лучших композиций альбома "Референс" (2018). Следующий релиз запланирован полностью из украиноязычных треков, но работа над ним пока приостановлена из-за карантина.

А вот и неожиданное сопоставление. Мои друзья любят все три проекта Жадана, но больше всего голосов выпало "Линии Маннергейма", которая последние 3 года заменила "Жадана и Собак». Главная сложность здесь - найти верное музыкальное воплощение для очень непростой поэзии. Каждый раз это решалось по-разному. "Жадан и Собаки" - это панковский напор, наглая духовая секция, экстремальные будни, бухло, девушки и вечная молодость; «роздІловІ» - камерный перформанс, в котором главное событие - это авторское чтение, к которому подобрано особое аудиовизуальное сопровождение.

"Линия Маннергейма" звучит иногда жестко, иногда психоделически, иногда как мягкий обволакивающий эмбиент. Главное преимущество: здесь больше и музыки, которая не в пример убедительнее передает настроение текстов, и пения - Олег КАДАНОВ (экс-«Оркестр Че», Харьков) собственно привнес это вокальное разнообразие, добавил эмоциональных красок. Именно благодаря этим новым составляющим стал возможен такой шедевр, как полная неизъяснимой нежности "Колыбельная" - дуэт Олега и Саши КОЛЬЦОВОЙ («Крихітка»).

Оказывается, достаточно всего двух электрогитар и хорошего вокала на поддержке, чтобы неподатливый стих получил отдельное акустическое качество. О войне ни слова, но от этого не легче: любовь до смерти, криминал, диалоги с отрезанной головой, неблагополучные районы, испытание веры. Настоящий христианский хип-хоп.

ФОЛК

Набоков называл фольклор "дешевой лавочкой готовой одежды". Даже сделав скидку на снобизм автора высказывания, следует признать, что часть правды в этом есть. Фолк подкупает выделкой и анонимностью - уже "сшитые" мелодии и тексты, авторы безымянные, копирайт общий, но все эти песни служили определенным ритуалам и отражали реалии, зачастую крайне далекие от нашего времени. Поэтому использовать фольклор в современных формах, не впадая в упрощение или в пошлость, очень сложно. А то, что называют "аутентичным пением", сужает выбор выразительных средств: материал поглощает исполнителя.

Именно это, мне кажется, мешает Кате Chilly. Ее голос - из лучших в стране. Но она все так же строит выступления на украинских народных песнях, примешивая немного и другие этносы, ошеломляет различные шоу типа "Голоса" или отбора на Евровидение, и все не то: слишком хороша для подобных развлечений, но слишком прямолинейна для более сложных экспериментов; фактически, своего репертуара у нее нет. Это вечное полупризнание очень досадно.

У Onuka в этом смысле другая крайность: этника не более чем специя, дополнительный оттенок для шоу.

Именно благодаря отличному знанию материала с одной стороны и свободе обращения с ним с другой DakhaBraha удалось то, что удалось. Фолк, повторюсь, они знают и любят, однако на его основе создали абсолютно оригинальный "этно-хаос", который задел в первую очередь городскую молодежь, и не только в Украине - достаточно посмотреть их выступление на Гластонберийском рок-фестивале в Великобритании в 2016. А последним альбомом "Аламбари" они удивили, возможно, даже самих себя. Вдруг запели на английском, немецком, болгарском; размешали джаз, танго, рок, звуки дождя, стихи Винграновского о не том самолете, сонет Шекспира; прониклись нездешней, какой-то средиземноморской печалью - чем-то вроде португальского "саудаде". Сделать такой стилистический поворот прямо на вершине творческой зрелости - признак незаурядного таланта.

Zitkani должны оказаться в разделе открытий, но с их вокалисткой и основательницей Валентиной Левченко я сделал интервью еще 4 месяца назад (см. «Другие культуры помогли мне понять свою украинскость» - «День», 6.02.20) . Сама Валентина, хотя родилась на Дальнем Востоке в поселке Камень-Рыболов в 1982, выросла и жила в Днепре с шести лет. Петь начала с детства, продолжила – уже с группой - в университете, в 2008 присоединилась к джаз-роковому ансамблю «СахАра сАхара». А в 35 лет покинула прибыльную работу, начала путешествовать по миру, прошла курс вокальной импровизации у РИАННОН - артистки из круга Бобби МАКФЕРРИНА - известного оркестрового дирижера, поп-звезды, автора всепланетного хита Don`t Worry, Be Happy. После этой школы  Валентина уехала в Бразилию, подружилась с местными музыкантами и записала с ними «Берега». Это музыка необычная и изящная. Аккомпанемент составляют контрабас, перкуссия, битбокс, мандолина, аккордеон; бразильские, украинские и джазовые элементы сплетаются в уникальное полотно, а протагонист в этом звуковом представлении - голос. Он у Валентины, кажется, имеет безграничный диапазон. Что в фольклорной, что в джазовой, что в любой другой технике она чувствует себя свободно. Очень интересно посмотреть, куда она пойдет дальше.

У Анастасии Шевченко (актриса, телеведущая, певица и санитарка-стрелок), которая выпускает клипы под псевдонимом Стасик, манера исполнения - резкая, контрастная, эмоциональная, то, что сама Настя называет "обнаженность". Она прекрасно владеет не просто этническим, но даже архаичным вокалом, который, предполагаю, не во всяком селе услышишь - именно им поет свои жутковатые и завораживающие баллады вроде "Через хмель" и "Колыбельная для врага". Она феминистка и ветеранка, не чурается своей женственности, но женственность в ней не нуждается в мужском одобрении; стриженая под "ноль", прекрасная и угрожающая в своих видео, снятых словно в постапокалиптическом мире. Все это еще десяток лет назад показалось бы набором взаимоисключающих параграфов. Теперь же Настя - одно из лиц новой Украины.

ЛИРИКА

Любовь - ловушка еще большая, чем фольклор. Как спеть об этом наибольшем, вместе со страхом смерти, неврозе человечества без пошлости? У Vivienne Mort (Даниэла ЗАЮШКИНА) это получается: любовное томление, отлитое в красивые мелодии, но без излишней сентиментальности и ненужных блесток. Оказывается, можно и так. Львовяне "Один в каноэ" выигрывают за счет хорошо выдержанного среднеевропейского сплина («боже, за що мені стільки сумних пісень?») и джазового вокала Ирины ШВАЙДАК. В обоих случаях - только акустический аккомпанемент (клавишные и перкуссия, гитара и перкуссия), для лучшей подсветки голоса. Правда, в "Каноэ" случается лирика не только интимная, но и вполне гражданская: пронзительные "Иконы" (шестидесятникам), "Реквием" (по погибшим в Донбассе). Также Ирина с друзьями взяли серьезный литературный барьер, создав достойную интерпретацию "Лодки" Ивана Франко.

У парней проще. И "Антитіла", и “Беz Обмежень”,  и "Бумбокс" - стадионные команды, сопровождающие саги об отношениях между полами с гитарно-барабанным боем. Правда, первые делают это в оптимистическом стиле типичного бойз-бэнда, вторые несколько печальнее и после перезагрузки в 2015-16 добавили в репертуар песни об АТО и Майдане (правда, о стране все равно поют как о женщине); что касается третьих, то Андрей ХЛЫВНЮК, перейдя на украиноязычный репертуар, зазвучал задумчивее, если не сказать - отчаяннее. Это служит ему плохую службу, потому что последний альбом по большей части и кажется одной длинной грустной песней. Но есть и исключения - камерный, приглушенный "Твой номер» или без преувеличений замечательный "Плющ" на слова Леси Украинки.

Сюда же примыкают и «Обійми дощу» (из нижней части списка). По определению Википедии, играют "печальную, по-осеннему лирическую рок-музыку", и это чистая правда, разве что звук у них самый тяжелый среди всех вышеназванных: любовные переживания металлиста средних лет.

ЧЕСТНЫЕ РОКЕРЫ

Kozak System для меня в первую очередь те самые, кто сыграл ранний гимн Майдана "Свій на свого". Прямолинейны, как их предыдущий состав "Гайдамаки", но звучат интереснее, энергичнее. Вполне исправно выполняют функцию общественно ангажированной группы; одна из удач - "На*уй манифест", который предметно указывает северным соседям, куда им надо идти, побуждает к безудержному танцу и въедается в память на весь день. Также это тот случай, когда коллаборации имеют не меньший отклик, чем собственное творчество - чего стоит только совместный альбом Тараса ЧУБАЯ и Kozak System "Гомін".

The Hardkiss очень серьезные, патетические, даже героические - вокалистка Юлия САНИНА в свежем клипе разгуливает с настоящим мечом среди коктейлей Молотова и горящих авто. Жесткий звук, эмоциональный вокал, жизнь - борьба. Клипы сделаны по-богатому. Вообще заметно, насколько продюсеры стремятся произвести близкий к западному продукт, найти идеальную амальгаму для теле-радио-ротаций.

Не сказать, что эти проекты мне близки, но рад, что они существуют.

СТАРАЯ ГВАРДИЯ

По этой карантинно-парадной оказии послушал, как сейчас звучат ВВ, "Вий" и “Танок на Майдані Конґо”.  Могу подтвердить: у классиков все хорошо. ВВ и "Вий" - группы-музеи самих себя, но музеи качественные, в которые можно по старой памяти заглянуть, и детей сводить. Олег СКРИПКА с годами приобрел шик западного шансонье и иногда совершает очень симпатичные вылазки на сопредельные территории; из последних работ такого рода - “Дібрівонька” с Сусанной КАРПЕНКО и англоязычная версия “Двох кольорів”. А над Фоззи из ТНМК вообще, такое впечатление, время не властно: читает  реп, поет, танцует и приобщается к "Линии Маннергейма" как ни в чем не бывало.

Отдельно несколько строк о "Братьях Гадюкиных". Получили отдали только один балл, что, впрочем, позволяет о них упомянуть. Их перезапуск в 2014 с новыми вокалистами через 5 лет после того, как не стало Сергея «Кузи» КУЗЬМИНСКОГО, был очень рискованной затеей. Музыка в альбоме «Made in Ukraine» вполне профессиональная, с классным звуком, о котором в 1990-х, когда гремела их слава, не приходилось даже мечтать, содержание песен вроде то же – милые сердцу грехи и беды. Но без наждачного, хулиганского вокала Кузи - все не то.

Тем не менее, добрых полдюжины песен – “Злидні”, “Пилип з конопель”,  “Рік шлюбу”, “Жаба”, “Чорна горівка”, “Вниз по Черемошу” - звучат достаточно цепко и едко. Поэтому сегодня "Гады" остаются одной из лучших украинских групп, играющих нечто похожее на блюз. А еще они довольно неожиданно и неплохо начали осваивать регги - возможно, в этом направлении удастся продуктивная перезагрузка.

Итак, по известным именам мы прошлись.

Но это еще не все.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать