Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Карантинный хит-парад, часть 2

Об украинской музыке послереволюционной эпохи
29 мая, 10:35

Окончание — начало см. «День», 28.05.20

В первой части этого обзора я написал о 20 группах — преимущественно известных, существующих не один год. Ниже речь пойдет о 19 коллективах, о которых я не знал или давно не слышал.

Где остальные 55? Хотя я сразу провозгласил субъективизм главным орудием отбора, попробую все же объяснить.

Рок и связанные с ним жанры существуют уже более 60 лет. Все средства выражения здесь использованы многократно. Ничего принципиально нового нет, но есть очень интересные рекомбинации. Поэтому единственное, что значит для меня — свежесть авторской подачи, безразлично, касается это чисто музыкальной части или сценического действа. По моему мнению, повторюсь.

ТЯЖЕЛЯК

К тяжелому року, металлу я всегда был равнодушен, хотя в 1980-е и в начале 1990-х слушал довольно много. Выйдя ныне из зоны комфорта, обнаружил, что «тяжеляк» невероятно изменился и что наша металлическая сцена достигла вполне западного уровня.

Например, возглавляемая братьями Виктором (вокал, цимбалы, клавишные) и Анатолием ЖАЛНИНЫМИ (гитара) «Мотанка» создана в 2015 в Луцке, а уже в 2018 победила в битве групп Metal Battle на крупнейшем в мире тяжелом фестивале Wacken Open Air. В декабре того же года группа подписала контракт с влиятельным международным металл-лейблом Napalm Records (Австрия), где 7 июня 2019 выпустила дебютный альбом.

«Мотанка» работает с самыми разными элементами: песни на украинском и английском, легкие, воздушные фрагменты чистого эмбиента и оглушительный натиск, горловое пение и неистовое рычание, цимбальные вступления и гитарные обвалы. Сумма — непротиворечивая и увлекательная. Еще важна идеология — четко патриотическая. Вместе с народной мифологией и мистикой одна из сквозных тем «Мотанки» — национальные катастрофы («Враг», «Верба»). Руны и дохристианское язычество — обязательный элемент эстетики. К счастью, без крайностей.

Во время карантина Жалнины дали акустический концерт. Виктор планирует выпускать «тихий» материал: электронный эмбиент и акустические баллады, некоторые номера планирует записать с оркестром.

Другие подопечные Napalm Records, киевляне Stoned Jesus (основаны в 2009 как монопроект, участники фестиваля Hellfest-2016), представляют собой противоположность «Мотанке» во многих моментах. Жалнины — музыкальные националисты, Stoned Jesus — англоязычные космополиты, у первых в почете традиционные ценности — у других чего стоит уже само название: «побиваемый камнями» или даже «обкуренный  (двусмысленное слово stoned) Иисус»; у «Мотанки» много экспериментов с аккомпанементом и вокалом — у Stoned Jesus минимум инструментов — гитара и голос (Игорь Сидоренко), бас (Сергей Слесарь), барабаны (Дмитрий Зинченко). Однако такого минимального состава вполне достаточно.

Стиль их называют progressive stoner rock — да, stoner именно потому, что предполагает употребление психоактивных веществ для вдохновения. Если прибегать к рискованным сравнениям, то ритмически Stoned Jesus напоминают трехмерный ковер, сплетенный из сложных узоров, а в целом они вызывают нужные вибрации в хипповской части моей души — потому что их закрученная, полная гитарных соло и философских текстов музыка кажется проросшей прямо из 1970-х и даже 1960-х.

Ивано-франковский квартет с 20-летней историей «Карна», как и «Мотанка», почитает традиционные инструменты и мелодии, что исчерпывающе сформулировано названием их последнего альбома «Гуцул-металл». Причем Алексей ЯРОШ (вокалист) с компанией позаимствовали не только карпатский инструментал с сопилками включительно, но и гуцульскую жизнерадостность. «Party на Прикарпатье» с обращениями к «чертам мохнатым» — настоящая музыкальная юмореска, под которую ноги сами идут в пляс. Но и лирики у них немного есть, и пафоса чисто рокерского («Вітролом»), что с эмоциональным голосом Яроша звучит нефальшиво.

У кого патетики с перебором, еще и с оперным вокалом — так это у I Miss My Death («Я скучаю по моей смерти»). Играют симфонический металл, а красавица Елена КРИВОВЯЗ возвышает над грохочущим пеклом свое колоратурное сопрано, оппонируя демоническому хрипуну Сергею КРИВОВЯЗУ. Есть в составе и скрипки — конечно, в дополнение к гитарам-барабанам. Все очень, ну очень серьезно, но зрелищно.

Также серьезны и Ethereal Riffian (Киев). Это тоже стоунер — то есть обновленное хиппацтво, прошитое металлической арматурой, — но сочетание еще фееричнее: восточная эзотерика, третий глаз, просветление и далее по списку. На их странице написано: «Деятельность Ethereal Riffian имеет две основные цели: создать нетрадиционную музыку... и пролить свет на существование более тонкой плоскости, законы которой, если их правильно понять, могут помочь воспринимать реальность на более глубоком уровне. Присоединяйтесь к нам, если вы готовы к посредничеству между двумя мирами». Открываются ли нужные чакры после прослушивания последнего альбома Ethereal Riffian «Легенды», неизвестно, но слушать стоит.

К сожалению, согласно последним сообщениям, группа переведена на более тонкий план, поэтому в физическом мире она пока прекратила свое существование.

Пожалуй, самый мрачный зверь в этом бестиарии — харьковский Soom. Они смешивают тяжеляк, психоделию, флейты, скрипки, полонины, мавок, чугайстров, дешевые наркотики, панельные дома. Главный герой их последнего альбома «Джебарс» — молодой человек в измененном состоянии сознания, который идет по улицам Харькова за очередной дозой и видит всех этих мавок, мольфаров и чугайстров, которые тоже в свою очередь не чураются допингов.

Ну и музыка — медленная, пугающая, или пьяно-хромая, с грязным звуком, готовая проекция сознания, плетущегося сквозь бытие, не в состоянии с этим бытием разобраться. Такая новейшая украинская сказка, мифопоэзия панельных кварталов. Может нравиться, может нет, но это на самом деле очень украинская продукция, короче, нечего на зеркало пенять.

ЮМОРИСТЫ

То, что наш «музон» всегда был веселее остальных республик империи — факт. Есть банды, у которых веселье — скорее одна из черт, а есть чистые юмористы. О львовянах Joryj Kloc и ровенчанах Ot Vinta! я знал и раньше, но посмотрел только сейчас. Смеялся. Любимцы телешоу Joryj Kloc идентифицируются то как турбо-фолк, то как «казацкий брейк-бит», то как «обрядовый хип-хоп дайбоже-этно-черт», одним словом, функционируют стремительно и нескучно с помощью барабана, гитары, альта и колесной лиры. Каждое выступление — миниспектакль. Ot Vinta! — не меньшие артисты; их куплеты «Накурила баба журавля» — это вирусная инфекция, которая въедается в мозг раз и навсегда, а они сами, в желтых шортиках, с зубодробительными кантри и рокабилли, остроумны в любых обстоятельствах: хоть на фоне «Беркута» во время Майдана, хоть на пастбище, играя AC/DC с оркестром коров и, кажется, будут смеяться даже за несколько секунд до столкновения Земли с астероидом.

А вот «Бетон» — стопроцентное открытие. До сих пор не могу прийти в себя. Выглядит это так: сидят в гараже 3 мужика (зовут самородков Бодя, Гулич и Желоб) в черных футболках и играют лютый панк-рок. И грешными голосами поют «Ти по помитому пішов!» или «Вася, ти за*бав!!!» В первом случае ламентации и обещания страшных кар адресованы именно тому негодяю, который пошел по помытому, так что «мое ведро сломает тебе ребро», а Вася (это не просто песня, кстати, это «Сага о мастере», вот) сильно неправ, так как красит черт-те как и плитку кладет криво, и за это ему проклятие на века. Но бывают и хуже случаи: когда «Застряла нога-а-а-а!!!» при ограблении какого-то склада, уже идет милиция, а лирический герой не может убежать.

Я ж говорю, умеем веселиться в любых ситуациях.

(МЕЖДУ)НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ

Приспособить этническую музыку для танцевальных вечеринок — дело не новое. Вопрос, как всегда, в балансе: чтобы такое креольство не помешало ни танцам, ни фольклору.

Ниже — два образца, по моему мнению, блестящие в равновесии.

Название Shanti People я регулярно видел на афишах, но распробовал только сейчас. Прием у них очевидный, но выполнен как следует: аккомпанемент — электронная танцевальная музыка (EDM), вокал — ведические гимны, то есть, по сути, индуистские молитвы на санскрите и хинди. Певица Наталья «Ума Деви» не просто имеет хороший голос, не просто умеет передавать все необходимые модуляции — она ??чувствует этот материал, знает, что значит каждое слово. С ритмом — что для танцев главное — тоже порядок. На выступлениях Shanti People энергия хлещет через край. На танцах не останавливаются — играют мантры в более традиционном формате, с ситаром, под их музыку можно не только двигаться, но и вполне сосредоточенно медитировать. То есть повторяется (при всей непохожести) прецедент DakhaBraha: Shanti People тоже подошли к делу с уважением к традиции, но и творчески смело. Как следствие — в самой Индии успех сумасшедший.

ГРУППА SHANTI PEOPLE

Go-A победили в отборе на Евровидение. Поскольку само Евровидение отложили, этим моя осведомленность о них и ограничивалась.

Послушал — порадовался. Все у них правильно. Начиная с того, что основателя зовут Тарас Шевченко, заканчивая тем, что их в России после победы в отборе окрестили проклятыми фашистами, потому костюмы красно-черные, а с буквы «А» начинается, как всем известно, имя Адольф. Это чушь уже потому, что Go-A — совершеннейшие музыкальные космополиты. Почти все участники, включая Екатерину ПАВЛЕНКО, ранее играли в тяжелых группах; кроме свирелей и электрогитар, здесь еще австралийский диджериду и африканские барабаны. Плотный звук, мощный бит — если это музыка для ног, то очень качественная. «Соловей», которого они все же повезут на Евровидение в следующем году, спет настолько аутеничным голосом, насколько это возможно, а сама Екатерина в своем красно-черном умудрилась быть похожей на Тринити из «Матрицы», что принесло ей дополнительные симпатии от зарубежных слушателей.

ЗЛОСТЬ

Хип-хоп-групп в нашествии названий, устроенном мне дорогими друзьями, набралось 6 или 7, причем разных поколений. Я к искусству читки под музыку — с респектом, но ничего не заставляло подпрыгнуть в кресле, пока не дошло до «Тулим».

«Тулим» — киевский дуэт под псевдонимами KyLЯ и DMNT в жанре, который можно назвать как «рэп на районе». Среди украиноязычных рэпперов он не слишком развит — как следствие молодежь слушает российские аналоги, и ничего хорошего в этом нет. KyLЯ и DMNT начитывают свои злые строки виртуозно, на чистом украинском, когда надо — вставляют крепкое словцо; их тексты — это монологи пригородов и окраин, пацанская «правда, що живе у цих кварталах», высказанная с мастерством. У профессиональных патриотов и борцов за высокую духовность от этих речитативов может воспламениться филейная часть, но это их проблемы.

Если у хлопцев из «Тулим» раздражение от окружающей жизни уравновешивается попытками осмысления ситуации, то киевлянам из вовсе не рэповой группы Osnova мир не нравится вообще. Их песни сочатся мизантропией. Отголоски рейва, панк-рока и индастриала они сплавили в жесткое, громкое и недоброе зрелище. Это сплошной крик отвращения, черно-белые зернистые видео, городская клаустрофобия без утешения. Но энергия поистине дикая, что и делает финальный продукт приемлемым.

Слушая их и вспоминая волну техно-дискотек ранних 1990-х, удивляешься, насколько мутировало некогда невинное диджейское бумканье: беззаботные танцульки вступили в отношения с враждебным роком и породили такого когтистого монстра.

ЛЕГКО И КРАСИВО

Tik Tu из Тернополя можно слушать фоном, а можно вслушиваться. Легкие и глубокие, простые и изысканные. Рокерской оголтелости нет, но назвать «попса» или даже «поп» язык не повернется: «поп» от слова «популярный», но это точно музыка не для стадионов (конечно, желаю им как можно большей аудитории). Хорошо, пусть будет интеллектуальный поп — за неимением более адекватного термина, ведь как же нам, журналистам, без терминологии. Существуют всего 6 лет, но такое впечатление, что всегда. Добрый десяток инструментов добавляет удовольствия, причем фронтледи Наталья БАГРИЙ обладает сразу несколькими из них — флейтой, альтом, скрипкой, клавишными, поет мягко и богато; тексты — настоящая поэзия, игры словами и звучаниями; песня «Луч» — заявка на бессмертие.

Tik Tu в переводе с литовского (у них есть работы и на этом языке) означает «только ты». Да, эта музыка адресована именно мне, она меня заполняет.

Рожденный в 2014 киевский Blooms Corda — еще один послереволюционный феномен без бунтарского надрыва. Даниил ГАЛИК имеет замечательную художественную интуицию в трех вещах: джазе (соответствующий вокал), фанке (соответствующая энергия) и лирическом стихосложении (про любовь без «вновь» и «кровь»). Уже есть 3 альбома. Это также слушается легко, и запоминается сразу — но без глупостей и пошлостей.

ГРУППА ЕLECTROMUSH

От квинтета ElectroMush приходит успокаивающая мысль, что Украина — все-таки страна открытая и на дворе у нас действительно XXI век. Потому что, во-первых, кроме родного, поют на литовском, японском, турецком, английском, немецком, французском. Во-вторых, это все — народные песни, но исполненные так, будто написаны сейчас, принципиально без использования этнических инструментов — только барабаны, гитары, шланги, пластиковые бочки, циркулярные пилы и прочее. У вокалистки под псевдонимом Петра (в миру — Елена) идеальный голос для таких интересных исследований, а живые выступления «Электропомех» (так можно перевести название) — какое-то стимпанковское шаманство с затянутой в черный латекс Петрой и группой в белых спецкостюмах. То есть они явно ставят над нами эксперимент, но какой?

САНТИМЕНТЫ

Самое личное я оставил напоследок.

Моя журналистская карьера начиналась в Днепре в конце 1980-х именно с рок-критики — как в самиздате, так и в официальной прессе. Украинская сцена радовала, но все равно находилась в тени мощного ленинградско-московско-сибирского импорта. Ну а о том, чтобы и в Днепре появились группы, которые не стыдно показать за пределами города, даже и мечтать не приходилось.

«Я и Друг мой грузовик» дали надежду в нулевых. С переездом Антона СЛЕПАКОВА в Киев, казалось, привычное болото снова возобладает.

Но нет. Для радости — целых три причины.

1) «Гражданин Топинамбур». Впервые я их увидел на городском рок-фестивале «Нашатырь» в ноябре 2005. Выглядело это так.

На сцену цепочкой вышли несколько картонных коробок. Вывел их дядька, одетый как провинциальный пижон — пиджачок-брючки-картузик, красный галстук с зеленой рубашкой и округлая оптимистичная физиономия. Под коробками оказались музыканты. А также еще один персонаж, больше похожий на этакого «бывалого» с большим стажем работы в кочегарках — мешковатая одежда, тельняшка и героическая небритость. И вот эти, из-под картона, заиграли, а другие — то есть «бывалый» и «пижон» — запели.

ГРУППА ГРАЖДАНИН ТОПИНАМБУР

Сказать, что это было смешно, или круто, или горячо — это ничего не сказать. Публика стояла на ушах. «Граждане» устроили на сцене настоящую буффонаду в стиле провинциальных дворовых парней, радостно поющих о своем, о наболевшем примерно такое:

«Это не грустное настроение,

Это случилась травма лица».

Еще они танцевали, жгли бенгальские огни и провоцировали публику, даже провели сеанс гипноза. Очень смешно, буквально ярко, но возникало опасение: казалось, у этого амплуа недотеп в «адидасах» и кепочках слишком малый запас прочности.

Моя вина, упустил их из виду. Когда сейчас переслушал — приятно удивился. Они стали еще остроумнее, но и повзрослели. Овладели серьезной тематикой и украинским языком. Вершина этого «взрослого топинамбур» — «Пісня про дівчат», проиллюстрированная черно-белым клипом под «Мертвеца» Джима ДЖАРМУША — одна из лучших украиноязычных баллад о любви, что я слышал за последние годы.

2) Основанный в 2014 DZ’OB или «Дзьоб» — настолько самобытное явление, что трудно поверить, что они именно из Днепра. Делают то, не так давно казалось бы или святотатством, или анекдотом: берут современную танцевальную музыку (IDM, техно, дабстеп) и интерпретируют как академическую. То есть это на первый взгляд нормальный струнно-духовой ансамбль, имеющий в составе гобой, фагот, скрипку, виолончель — но тут же подключены электронные ритмы и шумы. Начинала группа с переосмысления треков Aphex Twin и Squarepusher, а также мотивов Гайдна и прелюдий Шостаковича. Сейчас их репертуар создается в сотрудничестве с композиторами, которые пишут специально для «Дзьоба». Это такой элегантный проход по границе между чисто композиторским минимализмом и экспериментальной электронщиной, между филармонией и ночным клубом. Они уже выпустили 2 альбома, побывали на всех ведущих украинских фестивалях и останавливаться не собираются. Обязательно напишу о них в отдельности.

3) Название Kurs Valut вспомнили сразу четверо друзей. Начав их слушать, я, как и в предыдущем случае, еще раз посмотрел — точно они из Днепра. Ошибки нет.

Электронное, просчитанное, сдержанное, холодноватое. Низким голосом в духе рано угасшей звезды пост-панка Яна Кертиса повторяются фразы вроде «Я так люблю коли ти кажеш ні». Песни об отчуждении. Затягивающий ритм. Странные шумовые завихрения. То, что можно с равным удовольствием слушать и танцевать.

Kurs Valut оказался лишь верхушкой айсберга. Основателя группы зовут Евгений ГОРДЕЕВ. Он — художник и музыкант. Родился в маленьком шахтерском городке в Донецкой области, закончил Харьковское государственное художественное училище и впоследствии вернулся в Донбасс, где жил до известных событий 2014-го. Последние 6 лет — в Днепре.

Кажется, он способен превратить в искусство любой материал. По первой профессии и пристрастию — художник. Сам делает видео своих выступлений. В прошлом году дебютировал как кинокомпозитор — его композиция составила саундтрек награжденного «Золотою Дзиґою» мультфильма Никиты ЛЫСЬКОВА «Любовь».

Кроме «Курса валют», Гордеев ведет проект «Кшталт»  — аналог абстрактной супрематической живописи, по утверждению автора. Этот ряд экспериментальных ритмических структур действительно является музыкой простых геометрических форм, настоянной на шумах и дымах индустриального города.

Еще одно детище Евгения — полный густо-черного юмора «MC Брехунець» — песни под липкие мелодии а-ля «Ласковый май» с текстами типа «Я отвезу тебя в Желтые Воды на урановые рудники»; из той же программы — ослепительный хит «Зоряний Шкіряк» и перепев народной песни «Рушник» на мелодию I Am Creep знаменитых Radiohead. Наконец, альбом V: Sevolod создан как полностью семейная забава — Евгений записывал пробы сына-аутиста на разных инструментах, и затем превратил эти сырые, интуитивные аккорды и песнопения в изысканные атональные пьесы.

По сути, Евгений Гордеев — это отдельное явление в нашей музыке. И так же отдельно будет описан в «Дне».

МЕЧТЫ

Я дожил до времени, когда мечта сбылась. Пусть и не так, как думалось, пусть и цена была высокой, пусть прошло полжизни.

Теперь в некогда немузыкальном Днепре есть своя, ни на что не похожая сцена.

Еще одно чудо, которое мы наблюдаем воочию: рожденная целиком при Независимости, оригинальная, разнообразная, разноцветная, для любого настроения украинская музыка. Помня прошлое, могу утверждать: такого в нашей истории еще не было.

Оказалось, достаточно лишь никого не казнить 30 лет.

Никому не затыкать рот 30 лет.

Ввести квоты на украинский язык в эфире.

И теперь нам есть что слушать.

Потерять это, к сожалению, все еще легко.

Надеюсь, хоть на сей раз мы не выстрелим себе в колено.

Мы же можем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать