Кармела ЦЕПКОЛЕНКО: «В культурной политике нет места современному искусству»
С 22 по 24 апреля в Одессе пройдет 23-й фестиваль «2дня&2ночи»Не любить Одессу невозможно. Она, несмотря на любые потрясения, празднична и непредсказуема, верна себе и капризна, гостеприимна и насторожена, красива и неряшлива. И очень постоянна в своих привязанностях. Музыка — одна из них. Фестиваль новой музыки «2дня&2ночи» уже 23-й год делает конец апреля в этом удивительном городе настоящим звездопадом талантливых композиторов, музыкантов-исполнителей и всех творческих людей, ориентированных на современное, новое искусство.
Композитор, известный далеко за пределами Украины, профессор Музыкальной академии им. А. Неждановой, Кармела Цепколенко была и остается идейным и творческим вдохновителем этого удивительного по своим масштабам и эмоциональной наполненности 48-часового марафона новой музыки. С кем же, как не с ней, имело смысл поговорить накануне открытия очередного фестиваля...
— Кармела, идет третье десятилетие существования фестиваля, без пауз и пролангаций. Невзирая на все сложности — финансовые, бытовые, эмоциональные, откуда берутся силы, идеи и возможности?
— Фестиваль — мое детище. Каждая мать всегда найдет силы для поддержания собственного ребенка. Постоянно думаю, как развить фестиваль, обогатить новыми идеями, расширить его возможности. Ведь одна из его основных задач достаточно многогранна — участие в мировом культурном процессе, в обмене опытом, достижениями, новациями. Весь мир современного искусства на двое суток врывается в Украину, со своими новыми идеями, неожиданными концепциями, креативным мышлением. Ради такой встречи стоит работать целый год. Всегда жду фестиваль с нетерпением, с открытым чувством, чтобы впитать в себя как можно больше нового и современного. Мы должны идти в ногу со всем миром, а лучше, немного опережать его. Это и дает силы. Кроме прочего, наш нон-стоп музыкальный марафон, «привил» миру любовь и уважение к украинской новой музыке и ее создателям.
— Каковы особенности 23-го фестиваля?
— Тема памяти. Посвящена двум трагическим событиям — героически погибшему известному певцу, Герою Украины, Василию Слипаку — участнику нашего первого фестиваля, и трагически погибшей Юлии Гомельской — известному украинскому композитору, которая творила в жанре современного искусства.
Тема будущего. Мы продолжаем традицию, которая была основана два года назад — показ перспективных украинских студентов-композиторов, победителей международных конкурсов. О прошлогодней программе мини-опер ваша газета подробно писала. Благодаря фестивальной премьере, она была замечена многими странами и приглашена к участию в фестивалях этих стран.
Хоровое пение. В этом году принимают участие в фестивале три хора.
Но главная и постоянная «особенность» — это большое количество прекрасных музыкантов со всех концов планеты.
— Микс искусств — «фишка» «2днейх2ночей». Почему или благодаря чему театр стал стержнем нынешнего?
— Не могу сказать, что в области театрализации искусства мы — первооткрыватели. Начиная с Вагнера, театральность постепенно завоевывала нетеатральные музыкальные жанры. В XX веке композиторы уже смело вовлекают сценическое действие в художественную структуру нетеатрального произведения, для того чтобы использовать зрительное восприятие как один из смыслообразующих пластов художественного замысла. Творческой трансформации было подвержено сценическое пространство — музыканты в ходе исполнения произведения вставали, уходили, перемещались в глубь сцены или в зрительный зал, ломая сложившиеся стереотипы, подстраивая сценическое пространство под индивидуальные проекты произведений. Так сцена утратила свою академическую строгость и превратилась в пространство, в котором происходит действие. В качестве концертной площадки стали использовать помещения, где публика может располагается по кругу, в виде полукруга, окружая исполнителей и буквально соучаствуя в исполнительском процессе. Наш фестиваль и стал продолжателем этих театральных традиций в современном академическом искусстве.
— Какова география гостей фестиваля этого года? Поставь собственные «метки» на наиболее ярких моментах?
— Участники — от США до Австралии. Трудно выделить что-то, так как фестиваль задумывается как единое произведение, которое длится фактически двое суток. Чтобы понять произведение, его нужно прослушать от начала до конца. Нужно настроиться на другой тип восприятия. На основании ярких моментов нельзя сложить впечатление. Ведь когда мы участвуем в каком-то зрелищном мероприятии, не связанном с искусством, — будь то футбол, бокс, показ мод и т.п., наслаждаемся не только избранными моментами, а всем процессом. И именно в нем находим удовольствие. То же и фестиваль — мне нравиться все произведение, с его развитием, подъемами и спадами, динамикой, рваным ритмом, яркими кульминациями. Я управляю всем процессом. Это живая музыка, момент творчества, которое рождается на глазах у зрителя.
— Как удается длить жизнь фестиваля, несмотря на полное равнодушие державы к культуре вообще?
— Не могу согласиться с тезисом, что держава равнодушна к культуре, как таковой. Вовсе нет. Тратятся огромные средства на поддержание жизнедеятельности различных государственных коллективов, театров, музеев и т.д. но, как мне кажется, в культурной политике страны не остается места для поддержки современного искусства. А современное искусство это движение вперед, движение к новому, неизведанному. Без движения вперед не может быть прогресса.
— Каким видишь фестиваль в будущем?
— Лелеем мечту — провести Дни современной музыки в Одессе. (По масштабам это сродни Евровидению. Но содержание — иное). Дело в том, что я возглавляю Ассоциацию Новая музыка, которая является членом ISCM (Международное общество современной музыки) и представляет всю Украину в этом сообществе, которое состоит из 48 стран. По его уставу, каждая из стран-членов может провести Дни современной музыки. Они проходили во многих странах — от Канады до Австралии. Регламент — две недели. В Украине пока не находит такой возможности — принять лучшие оркестры мира, лучшие коллективы и исполнителей на протяжении двух недель. Но мечта у нас есть, и надежда тоже. А фестиваль в будущем должен оставаться таким, как есть — международной ареной современной музыки.
Выпуск газеты №:
№69, (2017)Section
Культура