Перейти к основному содержанию

Кармелла ЦЕПКОЛЕНКО: «Мы являемся законодателем мод в современном мире музыки»

23—25 апреля состоится фестиваль «2дня&2ночи» в Одессе
22 апреля, 09:55

Придумать фестиваль, а потом проводить его, шагнув уже в третье десятилетие, расширяя круг творческих интересов, участников и почитателей, само по себе — подвиг. Но он не был бы возможен без «человеческого фактора». Все эти годы его делает одна команда — в Одессе: арт-директор и творческий идеолог — композитор, профессор консерватории Кармелла ЦЕПКОЛЕНКО; генеральный директор — Александр Перепелица-старший, и президент из Фрайбурга, профессор и блестящий музыкант Бернгард Вульф.

Сложности последних предфестивальных дней не помешали Кармеле ответить на вопросы о предстоящем событии корреспонденту «Дня».

—  Несмотря на всяческие препоны и негоразды, завтра открывается очередной фестиваль. Как вам удается быть «на плаву» уже третье десятилетие?

— 22-ой год существования фестиваля выдался непростым, как и для всей нашей страны. Но, как говорил Ницше, что нас не убивает, делает сильнее. Фестиваль находится в самом продуктивном периоде (если сравнивать с человеческой жизнью) и уверенно себя чувствует в мире современной музыки. Это уже не ребенок, не тинейджер, а зрелый человек, который диктует моду в современном мире. Может показаться странным, что страна, которая, к сожалению, долгое время находится в стадии стагнации и которой помогает весь мир, является законодателем мод в современном мире музыки. Но это действительно так, нам удалось создать саморазвивающийся продукт, который объединяет все новое, что происходит в мире современной музыки,  в едином 48 часовом произведении, которое называется фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки». Это пример нового типа представления — мега музыки, которое требует и нового типа восприятия, осмысления и нового способа отношения. В этом новизна и значимость фестиваля. Историческое значение фестиваля в том, что он является инновационным продуктом.. Он известен в мире именно своей уникальной сущностью и часто становится объектом для подражания. По существу, фестиваль — это сверх крупное произведение со своей драматургической фабулой, кульминациями, динамикой, стилистикой и др. параметрами, присущими музыкальному произведению. Он конструируется как целостное синтетическое произведение нового искусства — музыкального, исполнительского и мультимедийного. Программа фестиваля составляется именно как конструирование музыкального произведения по законам фестивальной формы (в отличии от других фестивалей, где программа составлена из отдельных независимых друг от друга концертов). Между структурными частями формы существуют связи, тяготения, все они предельно театрализованы (наличием инсталляций, перформансов) и в целом это — огромный спектакль. Фестиваль продуцирует новые идеи, новое отношение к восприятию жизни и является носителем всего нового, как по форме, так и по содержанию. Когда-то знаменитый композитор и еще более знаменитый изобретатель музыки Джон Кейдж любил повторять «Не понимаю, почему люди боятся новых идей. Меня пугают старые». Каждый год мы создаем  неповторимое 48-часовое произведение синтетического искусства. Новые свойства композиторской поэтики, такие как гипертекстовая реальность, погруженность в массовое сознание, интенсивность, скорость протекания и выражения информационных потоков за единицу времени, изменение культурного кода —  все это отражается в нашем фестивале.

— Чем знаменательна программа этого года?

— Программа фестиваля строится как бы из двух блоков — мастер классы, концерты-прелюдии и сам фестиваль. В этом году фестиваль представляет в концерте-прелюдии творчество самого знаменитого и известного украинского композитора Мирослава Скорика с несколько неожиданной стороны — как Джазовый портрет композитора. В концерте примет участие струнный оркестр Одесской школы имени П. С. Столярского, художественный руководитель — Виктор Молдаванов, солисты — львовские пианисты Оксана Рапита и Мирослав Драган, за дирижерским пультом — сам маэстроСкорик. Мастер-класс проведет в стенах Одесской национальной музыкальной академии финский кларнетист Микко Раасакка и президент фестиваля известный перкуссионист и дирижер Бернхард Вульф.

Фестиваль выстроен, как единое произведение, и, конечно, его нужно воспринимать целиком — от начало до конца. В самом же фестивале можно выделить некоторые микрокульминации. Одной из таких кульминаций будет выступление австрийского бас-баритона Руперта Бергмана в микро-блоке «Вспоминая Шоа», где, среди других, будет исполнено знаменитое произведение Арнольда Шенберга «Уцелевший из Варшавы» в переложении для голоса и фортепиано Курта Фредерика (партию фортепиано исполняет Александр Перепелица). Эта программа придумана, подготовлена и написана композитором из Израиля Юрием Поволоцким. Второй такой микро-кульминацией является концерт памяти Александра Красотова, моего профессора по классу композиции, которому в этом году бы исполнилось 80 лет. Еще одной кульминацией является выступление польско-украинского ансамбля NEO TEMPORIS GROUP. Затем будет представлен очень интересный проект «Заглядывая в будущее» — 9 студентов-композиторов представляют 10 одноминутных мини-моно-опер в исполнении Руперта Бергмана и Ансамбля SENZA SFORZANDO.

Затем будет очень интересное выступление композитора электронной музыки Витаутаса В. Юрґутиса и визуального хужожника Вацловаса Невчесавкаса из Литвы под названием METROSCAN-ПРОЕКТ. Это очень известные художники, которые со своим METROSCAN-ПРОЕКТом объездили весь мир. Далее — выступление финского кларнетиста Микко Раасакка в сопровождении пианиста Антти Вахтолы и много много еще очень интересного и неожиданного. Но хотелось бы еще раз подчеркнуть, фестиваль нельзя воспринимать как отдельные номера и слушать выборочно те или иные блоки. Он должен быть воспринят целостно, как единое произведение, и только тогда он произведет впечатление.

— По-прежнему  нет специализированного помещения для фестиваля, но исполнители и публика постепенно привыкают, что он проходит в залах Одесской филармонии?

— Задуманный,  как инновационный проект, наш фестиваль, соответственно, был решен как новая форма представления, в которой должна быть создана собственная атмосфера. По нашему представлению это должен быть зал, со сценой посредине, вокруг которой располагается публика, удобно сидя за столиками. Нечто соответствующее нашей концепции было представлено на первых фестивалях в здании бывшего кинотеатра «Украина». Но затем это помещение после пожара было переоборудовано и не представляло интереса для нас, пришлось проводить фестиваль в здании Одесской областной филармонии, помещение которой несколько противоречит изначальной концепции. Но мы нашли компромисное решение. Чтобы сохранить  атмосферу единого пространства исполнителей и зрителей, ночную часть программы проводим в фойе филармонии, создавая там соответствующую духу фестиваля атмосферу. В нашем городе, к сожалению, не построено ни единого современного концертного зала, обладающего всеми необходимыми атрибутами для исполнения академической музыки.  Единственный концертный зал Одесской филармонии, который существует в городе, изначально был построен не для этих целей, только впоследствии был переоборудован в концертный зал. Тем не менее, это один из лучших, если не самый лучший, концертный зал Украины. Но... со времен постройки этого  здания прошло более ста лет, население города возросло в десять раз. На 1 февраля 2016 года его численность составляла 998 409 постоянных жителей, а сейчас более миллиона, а количество концертных залов не увеличилось. Есть о чем задуматься.

— Бюджет фестиваля не мал, из чего он состоит, как происходит финансирование? 

— Фестиваль — живой организм и по ходу возникает много технических вопросов, требующих разрешения, — от согласованиями состава участников,  оплаты их проезда и т.п., до оборудования двух сцен — в Большом зале и фоей филармонии, аренды звуко-технического и светового оборудования, музыкальных инструментов, дополнительного инвентаря. Кроме того — размещение участников в гостинице, обеспечение питанием и т.д. Выстраивание программы следующего фестиваля согласование состава участников начинается сразу же после окончания очередного. Это очень длительный и хлопотный процесс — нужно списываться с многочисленными фондами, просить у них поддержки, ждать решения и т.п. Только когда все согласовано, билеты куплены можно с облегчением вздохнуть. Но бывают и форс-мажорные обстоятельства.  Например знаменитый исландский вулкан  только за день до фестиваля прекратил свое извержение и нам приходилось вместе с европейскими участниками накануне фестиваля выбирать оптимальные маршруты, они поездами или на авто добирались до работающих аэропортов, в результате совместных усилий все закончилось благополучно, все участники прибыли вовремя. Но это был чрезвычайно сложный по своему исполнению технический вопрос.

— А можно конкретизировать отправные точки финансовых потоков? Или государство так любит культуру? 

— Сами по себе ни наука ни культура не могут окупить своего существования даже в самых богатых странах. Затратные расходы гораздо больше прибыли, которую можно сиюминутно получить. Результат отдален во времени и не выражается в получении материальной прибыли. Но значение для общества этих двух составляющих трудно переоценить, без науки не может быть прогресса, без искусства — духовного развития. Пренебрежительное отношение чиновников к этим сферам человеческого бытия ясно выражается при составлении бюджета страны, не говоря о реализации тех или иных проектов.

Бюджет фестиваля состоит как бы из двух частей. Поддержка государства всегда минимальна — Минкульт, Одесские областная и городская администрации. Мы ищем понимания у частных спонсоров — таким постоянным партнером является для нас «Баварский Дом» в Одессе;  иностранных институций — Гете-институт в Киеве: посольств — государств Израиля и Литвы в Украине, Генконсульства Польши в Одессе. У нас есть многолетние партнеры, которые разделяют нашу концепцию развития современного искусства, которые из года в год имеющимися у них средствами поддерживают нас. Здесь я говорю о неоценимом и завидно постоянном участии Израильского Посольства. Но в сумме этих средств оказывается чрезвычайно мало, и наши украинские музыканты разучивают свои программы, а таких каждый год набирается около 100 человек, участвуют в фестивале бесплатно. Не говоря о композиторах, которые пишут свои произведения для фестиваля также бесплатно. Нужно отметить, что наши композиторы и музыканты, как правило, не получают заказов от государства на сочинение тех или иных произведений, или подготовки специальных программ, творческая жизнь существует по инерции, и без поддержки государства когда-нибудь оборвется. Тогда  получим гуманитарную катастрофу, которая грозит полным развалом общества. Ситуация, наверное, могла бы несколько улучшиться, если бы приняли закон о льготном налогообложении меценатов искусства, как это принято в большинстве цивилизованных стран. Но!.. Меняется правительство за правительством, а эта тема даже не поднимается. Есть у нас мечта. Мы являемся членами Всемирной организации современной музыки, которая состоит из 48 стран-членов, и  она каждый год провидит мировые Дни современной музыки в одной из стран-членов, и нам хотелось бы провести такие Дни в Одессе, но для этого, конечно, нужна существенная поддержка государства. Это был бы грандиозный проект, который бы обратил внимание всего мира на Украину, показал бы ее высокую духовность и мощный художественный потенциал. Сбудутся ли наши мечты? Это зависит от качества  реформ, которые необходимо провести, которые так давно обещаны,  и которых все мы не можем дождаться.

Я приглашаю всех людей, которые жаждут нового, мыслят по-новому и  хотят ощутить новые эмоции,  посетить наш фестиваль.  Обещаю, вы получите мощный заряд, который направит ваше мышление в будущее, активизирует  энергию и создаст предпосылки для творчества и саморазвития.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать