«Кармен» из... Южной Пальмиры
В репертуаре Оперного театра появился спектакль, который дарит надежду
Одесса всегда очаровывала своей неповторимостью и оставалась верна оптимистическому духу. Вот и последнее значимое художественное событие, которое здесь состоялось, стало еще одним свидетельством того, что одесситы — народ особенный, который никогда не подчиняется неблагоприятным обстоятельствам, во всех делах демонстрирует творческую энергию и изобретательность. Широкий резонанс получила в городе последняя премьера Одесского национального академического театра оперы и балета.
«Кармен» Жоржа Бизе — опера, которая пользуется особой любовью публики. Нынешняя постановка появилась в сложные для творчества времена, когда театр не мог рассчитывать на соответствующее государственное финансирование, а должен был полагаться лишь на собственные силы и ресурсы. И таки ресурсы руководство сумело найти, подарив зрителям необычайно яркий, незаурядный спектакль, который стал свидетельством высокого творческого потенциала коллектива.
Успеху спектакля прежде всего способствовала его музыкальная составляющая. Дирижер-постановщик Александру Самоиле подчеркнул в произведении Жоржа Бизе многокрасочность оркестровой палитры, выразительные контрасты возвышенной праздничности, изобилие зажигательных танцевальных ритмов и мелодий широкого дыхания, а также рельефно выделил напряженные моменты, связанные с драматическим переплетением человеческих судеб. В опере значительную роль играют широко представленные массовые хоровые сцены. Как единый слаженный организм выступил в постановке хор театра — один из лучших оперных хоровых коллективов, под руководством опытного корифея Леонида Бутенко. При этом в живописном зрелище, созданном режиссером и балетмейстером-постановщиком в одном лице Георгием Ковтуном, хор, миманс и балет выступают как участники на удивление активного и разветвленного сценического действия.
Коллективный герой спектакля — пестрая толпа, которая определяет атмосферу южного испанского города Севильи. Темперамент, постоянная смена впечатлений, повышенная эмоциональная температура характеризуют настроения этой среды, в котором господствует дерзкая и опасная красавица-цыганка по имени Кармен. В исполнении Екатерины Цимбалюк за раскованностью поведения ее героини, уверенной в своих женских чарах чувствуется скрытая холодная отстраненность, даже внутренняя опустошенность. Кармен Татьяны Спасской более непосредственная и непринужденная, искренняя в своих увлечениях.
Интересно, что в центре произведения здесь оказалась трагедия сломанной жизни юного солдата Хозе (Александр Прокопович и Константин Андреев) и тема самоотверженной жертвенной любви чистой души Микаэлы (Юлия Терещук и Анастасия Голуб). При этом Георгий Ковтун продемонстрировал в своей интерпретации не только талант изобретательного создателя массовых сцен, но и мастерство в воссоздании нюансов человеческих отношений. Этому способствовало выразительное образное решение ряда ключевых эпизодов, в которых очерчено развитие двух драматических любовных треугольников: Микаэла-Хозе-Кармен, Хозе-Кармен-Эскамиле (Вадим Черниговский и Александр Стрюк). Чрезвычайно поэтично решена постановщиком сцена свидания Хозе и Микаэлы в первом действии. А обращенное к Кармен любовное признание Хозе, его знаменитая ария, поставлена по примеру балетного адажио и воспринимается как единственный момент, когда мы действительно верим в искренность чувств самой Кармен.
В спектакле, лишенном типичных недостатков современной режиссуры, склонном не считаться с авторским замыслом, есть много находок, которые делают произведение актуальным без навязчивой его модернизации. Потому что пример Кармен напоминает о том, что сейчас становятся особенно очевидными опасные последствия разрушительного начала, заложенного в действиях и поступках даже одной харизматичной личности. И вместе с тем спектакль дает возможность почувствовать, как, невзирая на финальную катастрофу, здесь побеждает жизнеутверждающая энергия, носителем которой является сама музыка Жоржа Бизе с ее позитивным тонусом, вдохновенной лирикой и энергичными ритмами.
Выпуск газеты №:
№113, (2015)Section
Культура