Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Карпаты — вторая любовь» Вадима Одайныка

Произведения выдающегося украинского художника хранятся в коллекциях почти ста музеев мира
13 февраля, 19:52
«ПЕЙЗАЖ»

Для истинных ценителей живописи, а также специалистов изобразительного искусства фигура Вадима Одайныка всегда вызывает огромный интерес: он оставил после себя творения, которые живут вне времени и принадлежат к числу настоящих сокровищ мирового уровня. Художник родился в городе Одессе летом 1925 года, но уже спустя пять лет вся семья Одайнык переезжает в Киев. Семнадцатилетним юношей Вадим воевал в составе советских танковых частей. Несколько раз он был ранен, за личную смелость и успешное выполнение боевых заданий награжден орденами и медалями.

С послевоенного 1946-го у будущего художника начинается путь профессиональной подготовки: Вадим становится студентом Киевского художественного института, а его дипломное произведение «Дорогие гости» экспонируется на ХI Выставке изобразительного искусства. В 1958-м он пополнил ряды Союза художников Украины, и его произведения экспонируются на многочисленных выставках, а в 1971-м ему присуждают звание заслуженного художника. Несколько позже его кандидатура выдвинута на соискание Государственной премии им. Тараса Шевченко в области искусства за картины «Троистая музыка», «Красная кузница», «Весна», «Гуцульская свадьба».

В 70-е годы живописец имел ряд персональных выставок за границей: в Польше, Югославии, Австрии, Японии. Необычная для иностранных коллекционеров фольклорная тематика и искренне изображенная на полотне природа Карпатского края ярко отличают произведения Одайныка на фоне других живописцев — харизматичная цветная стихия этих работ не может остаться незамеченной.

В Украине Вадиму Одайныку присуждают звание народного художника именно за картину с темой из гуцульской жизни («Троистая музыка»): в 1979 году он получит очень почетный в творческих кругах Диплом Академии художеств СССР. Однако следует отметить, что внутренняя, скрытая творческая биография, о которой никогда не пишут в монографиях и альбомах, совсем не была такой «гладенькой»: между художником и его коллегами несколько лет шла глухая борьба за собственное творческое видение и неповторимый авторский стиль исполнения, за неисчерпанное любопытство к ярким, сугубо национальным украинским сюжетам. Продолжительный период противостояний «выпил» из художника немало крови, однако он не предал собственной индивидуальности и продолжал писать в собственной неповторимой манере.

На удивление тонкое понимание цвета, утонченное владение творческой палитрой и большой спектр разнообразных бытовых сюжетов, всегда трактованных ярко, эмоционально и жизнерадостно, — создают собственный стиль пана Одайныка. Его личная солнечная «большая любовь к жизни», но оптимистическое светоощущение ярко ощутимы почти во всех его произведениях.

Его фраза «Жена это моя первая любовь, а Карпаты — вторая» стала почти крылатой, так часто ее повторял художник. Постоянные творческие путешествия в Карпаты, начиная с 1949-го, стали для Вадима Одайныка традицией: именно в городках Яворив, Косив, Верхние и Нижние Апши, Жабъе он находит вдохновение для многочисленных своих пейзажей, пишет гуцулов и гуцулок, зарисовывает бытовые мелочи. Каждая весна и каждая осень в Карпатах предоставляла художнику прекрасный етюдный материал, который потом, в киевской мастерской, превращался на большие полотна: «Карпатский мотив», «Черная Тиса», «Праздник в горах», «Синий Псел», «Дождь в Карпатах». Естественная яркая красочность Карпатского края, заостренная эмоциональной взволнованностью художника, придает этим пейзажам особое декоративное звучание и акцентирует на експресивности выполнения. Короткие, пастозные мазки, всегда обобщеннная форма, и — триумф красных, желтых, оранжевых цветов в осенних «Черной Тисе» и «Дороге на Косив», а также многочисленных вариантах под общим названием «Карпаты».

Пастельные, изысканно-артистические цветные сочетания лирического пейзажа с горным потоком — это картина «Бокораши». Почти гобелен с золотой осенней травой и черными горами, осененными внезапной радугой, — это полуабстрактный пейзаж «В горах». Для художника каждая форма имеет знаково-эмоциональное содержание. Темные горы используются как своеобразный камертон для возвышенного звучания багряного, розового, желтого. Одайнык почти никогда на выписывал каждый красивый листик, цветок или траву. Эти пейзажи, как музыка, льются непринужденно и легко, от сердца, поэтому мастер писал всегда очень быстро, за один-два сеанса, и отдавал предпочтение импровизации. Его кисть, которая едва касалась картона или же полотна картины, передавала само мгновение, радость и непредвиденность жизни. Интересно, что эти качества свойственны и его дочери Оксане, которая не только занимается живописью, но и красиво поет.

В 70-е художник максимально приближается к технике импрессионистической живописи. Некоторую внутреннюю близость к impression можно увидеть в его пейзажах и натюрмортах 60-х годов и в жанровых картинах следующего десятилетия — «Карпатские музыки, «Молодые», «Сельский ярмарок». В пейзажах «Осень», «Синий Псел», импрессионистическая откровенность цвета становится главной темой, и, по существу, — единым сюжетом произведения.

Особенно ярко близость к французской школе чувствуется в таких трогательных произведениях Вадима Одайныка, как возвышенно-лирический, весь бело-голубой, «широко» написанный портрет дочери под названием «В саду», но веселый летний городской пейзаж «Дождик» почти весь создан в розово-голубых тонах. Наверное, не только естественная тяга к импрессионизму, но и личный склад характера художника, его собственная жизнерадостность, откровенность, эмоциональность повлияли на общее настроение этих полотен.

Искреннее общение с людьми, интерес к бытовым обычаям и праздникам стали источником для огромной по объему серии гуцульских произведений этого живописца. «Мастерицы», «Гуцулка с Яворова», «Карпатские музыки» и картина, за которую мастер получил Диплом Академии художеств «Троистая музыка» — золотой фонд художественного наследия Вадима Одайныка. На основании всесторонне исследованного этнографического материала и собственных наблюдений во время путешествий в Карпаты, художник пишет монументальные полотна, которые действительно становятся настоящими образцами национального творческого наследия.

Праздник жизни, радость любви и молодости господствуют в произведениях «К свадьбе», «Молодые», «Гуцульская свадьба». Интересное решение находит художник в огромном полотне «Гуцульская свадьба». Здесь он изображает почти все село, которое идет за праздничным «поездом» молодых, а на втором плане — прекрасные и мощные Карпатские горы. Вся процессия со счастливыми молодоженами во главе двигается на празднично убранных лошадях как будто прямо на зрителя: рядом — их родители и гости в гуцульской одежде, с бочонком свадебного вина, с вышитыми рушниками и приданным новобрачной, подарками. Динамика этих картин позволяет и нам, зрителям, почувствовать неповторимую атмосферу непосредственности, раскрепощенности и особой внутренней чистоты персонажей закарпатских картин Вадима Одайныка.

И, возможно, именно так называемая борьба с национализмом времен СССР повлияла на то, что одаренный художник ушел из жизни уже в первой половине 80-х годов. Произведения Вадима Одайныка хранятся в коллекциях почти ста музеев мира. Художественные галереи «Кюсю» и «Гекосо» (Япония), галерея «Метъю» (Великобритания), государственная Третьяковская галерея, а также многочисленные частные колекции Австрии, Италии, Франции, США гордятся его полотнами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать