Картина — как монография
На Ровенщине представили полотно о создании Острожской БиблииСамый богатый в Европе князь Константин Острожский, знаменитый первопечатник Иван Федоров, подмастерья, вельможи, священнослужители и... Библия. Уже не писаная, а напечатанная. Так выглядит историческое полотно о создании первого в Украине полного издания Святого Письма — Острожской Библии. Картину писал киевский художник Артур Орленов. Это полотно — не просто художественное произведение, а своеобразная историческая монография, убеждают научные сотрудники. Ведь автору удалось точно воспроизвести ту эпоху. Поэтому по картине можно проводить экскурсии о том, как выглядели первые типографии, как работали средневековые печатники и даже какую одежду носили вельможи. В этом, собственно, и заключается уникальность полотна под названием «Создание Острожской Библии. Украина. 1581 год». Картина — составляющая масштабного общенационального проекта «Украина: История великого народа». Впервые ее представили общественности на Ровенщине — в городке Острог. Ведь именно здесь вышла в свет знаменитая печатная Библия.
«Острог на то время был могучим европейским городом, культурным и духовным центром. В то же время проект создания Острожской Библии оказался довольно непростым даже для очень богатого князя. Кстати, он от него дважды отказывался. Одной из причин было отсутствие первоисточника, который можно было бы взять за основу. Однако благодаря значительному интеллектуальному потенциалу, который удалось сосредоточить здесь, в 1581 году Острожскую Библию напечатали в местной типографии. А, например, у поляков ее аналог появился лишь через 11 лет», — рассказал ректор Национального университета «Острожская академия» Игорь ПАСИЧНЫК.
Острожскую Библию считают шедевром тогдашнего печатного искусства. Иван Федоров издал 1500 экземпляров — фантастический на то время тираж. Однако в настоящее время официально насчитывается 250 экземпляров Острожской Библии. Они бережно хранятся в 24 странах мира. Над знаменитой книгой работал коллектив ученых, убеждает искусствовед Николай Бендюк. Она считалась образцовой на протяжении длительного времени. Убеждают, что в первой печатной на поприщах Украины Библии, которая насчитывала 1256 страниц, не было ни одной ошибки. Над ней, вероятнее всего, работали четыре редактора. Они, очевидно, были выходцами из разных регионов. Это заметно по грамматическим стилям. В то же время в Острожской Библии использовали разные по размеру шрифты. А это свидетельствовало о том, что она была предназначена как для церковного, так и частного пользования. Ведь священнослужителям во время служб удобнее, когда шрифт крупный. В то же время такой потребности нет, когда Святое Письмо читают дома, объяснил Николай Бендюк.
«Время, когда создавали Острожскую Библию, — период войн на выживание. Тем более это были пограничные территории. Рука князя Константина Острожского больше привыкла держать меч, а не книгу. И при этом он тратил колоссальные средства на открытие учебных заведений, типографий, издание книг. На вопрос, почему так происходило, до сих пор истинного ответа не нашли, — прокомментировал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Украины НАНУ Борис ЧЕРКАС. — В то же время картина Артура Орленова имеет и научное содержание. Печатный станок, шкаф, где хранились шрифты, потолок с балками, угол, под которым располагали лестницу в тогдашних помещениях, одежда вельмож и мастеров — все отображено с максимальной исторической точностью. Даже пламя на свечах, которые изображены на полотне, не мерцает, а горит ровно. Это значит, что в помещении нет сквозняков. Их, кстати, люди боялись. Потому что от простуды тогда могли и умереть. В целом на картине воссоздана материальная культура той эпохи». Вместе с тем на полотне показан и образ женщины. Интерес представляет то, как она изображена — открытое лицо, руки, шея. Собственно, ее вид свидетельствует о гендерном равенстве. Ведь в то время женщина в Украине имела такие же права, как и мужчина. Это прогрессивная традиция, которой не было, скажем, у восточных соседей, рассказал Борис Черкас.
Женский образ на полотне художник писал со своей жены. «Я работал над полотном полгода. Еще несколько месяцев заняли консультации с учеными, — рассказал Артур ОРЛЕНОВ. — Прежде чем взяться за работу, я побывал в Остроге, на том месте, где была типография Ивана Федорова. Это помогло проникнуться атмосферой. Я пытался воссоздать все детали максимально подлинно. За исключением стекла на окнах. Оно в ту эпоху было грубым и не таким прозрачным. Мне же хотелось, чтобы из окон был виден храм».
Такие полотна — эффективный способ заинтересовать людей изучать историю, убежден советник Президента Украины, глава благотворительного фонда «Восток — Запад вместе», который инициировал общенациональный проект, Владимир Зубанов. «Есть немало примеров, когда история стран основана по большей части на мифах. В то же время в Украине другая ситуация. В нашей истории немало выдающихся событий. Поэтому у нас много поводов быть патриотами», — подытожил Владимир Зубанов.
Выпуск газеты №:
№233, (2013)Section
Культура