Казак Мамай и... расстрелянные кобзари
В Историко-мемориальном музее М. Грушевского Орест Скоп представил художественный альбом
Украинские народные картины с изображением казака с бандурой, который сидит, скрестив ноги («по-турецки»), стали своеобразной визиткой нашей национальной культуры. Исследователи и до сих пор не могут прийти к согласию относительно того, как возник этот образ в народном сознании? Почему традиционное изображение запорожца начали называть Мамаем, ведь известно, что с этим именем его соединяли не всегда. Так, некоторые ученые связывают этот образ с фигурой золотоордынского полководца Мамая, который был разбит во время Куликовской битвы в 1380 году. В то же время слово «мамай» могло употребляться как общее, а не имя собственное. Было время, когда так называли людей, которые вели кочевой образ жизни в украинских степях. Кроме того, «мамаями» называли каменные статуи, которые еще и до сих пор можно встретить там. Со временем это слово стало синонимом «казака», «гайдамака», «разбойника»... В конце концов, образ казака Мамая соединил в себе немало разнообразных контекстов. Тема казака Мамая постоянно присутствует в украинском культурном пространстве — к ней апеллируют музыканты, кинорежиссеры и художники. Одним из наиболее ярких примеров такого обращения являются картины известного львовского художника Ореста Скопа. Еще с 1980-х он работает над циклом (300 работ о казаке Мамае, каждая из которых посвящена памяти одного из кобзарей, расстрелянных в 1934 году советской властью).
На днях в Историко-мемориальном музее Михаила Грушевского в Киеве художник представил свой альбом «Казак Мамай». В издании можно увидеть динамику взглядов Ореста Скопа на легендарный образ.
— Очень хотелось собрать все репродукции в одном издании, — говорит Орест СКОП. — К сожалению, сделать это было непросто — некоторые ранние работы сохранились лишь в виде старых и не очень качественных фотографий. Надеюсь со временем, когда будут написаны все 300 картин, издать и второй том этого альбома. В нем, кроме самих репродукций, будут еще и пояснения к ним, потому что каждая картина здесь имеет свое значение...
Издание альбома художник посвятил 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко, в творчестве которого, кстати, также встречается образ казака Мамая. Кроме репродукций картин, в альбоме представлены творческие достижения художника в области архитектуры, сакрального искусства и художественного решения музейных экспозиций, в частности Музея Ивана Франко в Нагуевичах, музеев Соломии Крушельницкой и Михаила Грушевского во Львове, Тернопольского краеведческого музея, сети музеев Маркияна Шашкевича и тому подобное.
— Меня всегда очаровывал талант Ореста Скопа, — признался директор Института литературы имени Тараса Шевченко НАН Украины Николай ЖУЛИНСКИЙ. — Каждое отдельное произведение из его серии о казаке Мамае — это художественное явление (по своей архитектонике и идейно-тематической направленности). Поражает творческая фантазия Ореста — на его картинах Мамай всегда особенный, со своим характером и ни один из них не повторяется! Казалось бы фактура каждого образа традиционна, все элементы народных картин о казаке Мамае сохранены — трубка, конь, сабля и тому подобное. Но в каждом рисунке они играют иную роль, создавая гармоничную композицию. Присутствуют в полотнах Ореста Скопа и элементы украинского барокко, которые художник использует своим особенным творческим способом. Думаю, ему удалось передать в художественном образе Украину и раскрыть себя как национального художника. Казак Мамай Ореста Скопа — это уникальный случай, когда художник дал невероятное творческое развитие классической теме и индивидуализировал ее с помощью своего таланта.
— Я очень уважаю пана Ореста и его творчество, — делится впечатлениями музыкант, руководитель ансамбля «Хорея Козацька» Тарас КОМПАНИЧЕНКО. — В свое время, когда я учился в Львовской академии искусств, на первом курсе мы делали искусствоведческий анализ художественных выставок, которые проходили тогда в городе. Очень часто в те дни мне приходилось встречать работы Ореста Скопа. Они стали для меня потрясением. Поражает, как ему удается сохранять свое неповторимое лицо, одновременно находясь в общеевропейском контексте.
Выпуск газеты №:
№197, (2013)Section
Культура