«Каждая роль по-своему ценна»
Олег Стальчук — о балансе творчества, признании и готовности покидать зону комфорта27 и 28 августа Национальный театр имени Франко приглашает своих поклонников на торжества по случаю 100-летнего юбилея. Награды и отличия, премьеры, фестивали, гастроли — если бы кто-то из историков поставит себе цель — изобразить эти сто лет в количественных показателях, то без фиксирования творческих рекордов здесь точно бы не обошлось. Между тем, самым главным достижением на этом пути были и остаются сами франковцы. Они создали театр именно таким, каким его любят вот уже целых сто лет. Три десятилетия к этому процессу творения активно приобщается Олег Стальчук, ведущий артист главной сцены нашей страны.
— Пан Олег, Национальному театру имени Ивана Франко исполняется сто лет, тридцать из которых вы являетесь неотъемлемой его частью. Вспоминаете свой первый спектакль на франковской сцене?
— Это был спектакль «Пошились в дурні» режиссера Владимира Опанасенко по пьесе Марка Кропивницкого. Стопроцентно удачной ее назвать было сложно, и в действующем репертуаре театра этот спектакль продержался недолго. А с Владимиром Дмитриевичем у нас были потом другие, более удачные спектакли.
— В настоящее время в афише театра — двенадцать спектаклей с вашим участием. По вашему актерскому ощущению, много это или мало?
— Честно говоря, много. Бывают разные периоды в театре, когда-то ты меньше нужен, когда-то — больше. Двенадцать спектаклей в действующем репертуаре — это нормально. Можно немножко меньше. Сейчас не скажу точно по поводу названий, но были времена, когда количество сыгранных спектаклей за месяц значительно превышали нынешнее. В молодости я был активно задействован в детских сказках, во время новогодних праздников или каникул, играли, обычно, по две сказки в день, а вечером — еще и взрослый спектакль, вот и считайте. Сейчас у меня в месяц — десять-двенадцать спектаклей.
— Как вы воспринимаете работу с новым режиссером? Вот в данное время впервые сотрудничали с Давидом Петросяном в «Круме». Для вас это профессиональный вызов, новые возможности или... определенный дискомфорт?
— Актер, который хочет развиваться, быть свежим и живым, должен пытаться работать с разными режиссерами. Мне в этом плане повезло, я имел возможность работать со всеми нашими режиссерами и почти всеми, кого приглашали на постановки — и с Андреем Жолдаком, и с Автандилом Варсимашвили, и с Романом Мархолиа и другими. Это хорошо, когда есть свежий взгляд на спектакль, на театр, даже если он отличается от твоего личного или от устоявшегося, общепринятого. Хорошо, когда появляется что-то или кто-то, и ты вынужден покинуть свою зону комфорта, такая ситуация мотивирует тебя становиться другим и, хочется верить, лучшим. И во взгляде на искусство в целом, и во взгляде на спектакль как конкретное его проявление. Ты начинаешь искать и пытаться по-новому понять, казалось бы, давно известные тебе вещи и понятия. Давид в «Круме» предложил довольно нестандартную трактовку этого материала и для того, чтобы лучше ее понять, советовал нам почитать определенные книги, посмотреть некоторые фильмы. Чтобы каждый из актеров понимал, в каком направлении мы двигаемся. И в течение всей работы настраивал нас на то, чтобы это направление было для всех одинаковым.
— «Крум» имеет достаточно интересную сценическую историю, в частности, его ставил один из лидеров современного польского театра Кшиштоф Варликовский. В случае с вашим спектаклем я слышала мнения, что он состоялся только благодаря режиссеру и актерам, которые вдохнули жизнь в довольно обычный сюжет. Вам приятно слышать такие отзывы?
— Конечно, приятно, что наша работа не оставляет людей безразличными. Сознаюсь, что сначала от этого произведения я также был, мягко говоря, не в восторге. Но я не скажу, что это плохая пьеса, это действительно хороший материал, добротный текст. Просто, чтобы все подвести к общему знаменателю, пришлось немного поработать всем вместе.
— Какие спектакли в своей карьере вы назовете определяющими, знаковыми?
— Я бы не стал выделять определенные спектакли, поскольку на самом деле ни одна роль, ни один выход на сцену для актера не проходит зря. Даже если тебе сначала не нравится роль, ты все равно пытаешься сделать ее своей. Потому что иначе незачем вообще принимать участие в этом спектакле. Зритель не должен догадываться о твоем личном отношении к герою. Так что каждая роль по-своему ценна, по-своему связана с личной жизнью, с определенным жизненным периодом, с трудностями или, наоборот, какими-то достижениями. А о моих определяющих ролях пусть говорит критика.
— Если судить с позиции критиков, то они выделили спектакль «Перехресні стежки», в котором ваша работа была отмечена премией «Киевская пектораль». Вам важна такая высокая официальная оценка или вы стоите на позиции, что наилучшая награда для актера — аншлаги на спектаклях?
— Любое признание — приятно. И этот спектакль я бы лично не выделял, но это Иван Яковлевич Франко, это глубокий материал и линия моего героя не прошла незамеченной. Хотя, конечно, когда любой зритель подойдет на улице и поблагодарит за вчерашний спектакль — мне это также чрезвычайно приятно.
— А о каком из спектаклей, которые были сняты с репертуара и пополнили архив театра, сожалеете больше всего?
— Спектакли — как люди, они живут и умирают. Сожалеть за ними, конечно, можно, но это естественный процесс, против которого мы бессильны. Спектакли стареют, стареют актеры, стареет сам материал, форма его подачи на сцене. Есть много спектаклей, в которых бы я еще охотно вышел на сцену. Но тогда, в то время, когда они шли. Сейчас они бы утратили свою стилистическую актуальность, эстетика этих представлений в настоящее время была бы не такой мощной, как тогда.
— Ваша активная творческая жизнь бурлит не только в театре, но и в родственных отраслях — кино, телевидении. Удается ли вам органично переключаться с одной творческой плоскости на другую?
— Мне, кажется, что удается. Это даже полезно. Если ты копаешься в какой-то одной плоскости, то можно закопаться с головой. Другое дело, когда все кругом-бегом, и ты нигде не успеваешь сконцентрироваться и должным образом сделать свою работу — тогда здесь уже, конечно, нужно определяться с приоритетами. А когда все в меру, когда сознательно и ответственно, то это даже нужно, чтобы держать себя в тонусе. К тому же, если ты находишься в репетиционном процессе, готовишь новую роль, тогда она постоянно в твоей голове, это захватывает. Чем бы ты ни занимался — едешь в метро или ждешь своей сцены на съемочной площадке.
Выпуск газеты №:
№159, (2020)Section
Культура