Перейти к основному содержанию

«Каждую плитку создавала собственноручно»

Оксана Грудзинская о знаковом панно столичного метрополитена, которое уже почти шесть десятилетий украшает Крещатик
07 ноября, 11:33
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Напомним, 6 ноября 1960 г. в Киеве торжественно была  открыта центральная станция метрополитена  — «Крещатик», которая сразу стала олицетворением гостеприимства украинской столицы, ее визитной карточкой. И это не удивительно, ведь прекрасный «керамический ковер» в украинском народном стиле, который украшает станцию, напоминает родительский дом — теплый, родной и уютный. Интересные подробности о том, как создавался этот чудо-ковер и о своей творческой жизни рассказала один из его авторов — художник-керамист Оксана ГРУДЗИНСКАЯ.

В свои очень почтенные лета (95 лет!) Оксана Аркадьевна жизнерадостная и активная. Она живет в небольшой квартире в доме художников на Печерске с внуками-правнуками.

«СОФИЙСКАЯ ГОНЧАРНЯ»

Оксана Аркадиевна 20 лет работала в экспериментальной архитектурно-художественный мастерской, которую сплотила и сделала успешной ее руководитель — выдающаяся художница, технолог-керамист Нина Ивановна Федорова. Мастерская размещалась на территории Софии Киевской, потому и название получила «Софийская гончарня».

Попала туда молодая выпускница Московского института декоративного искусства в 1947 году, благодаря благосклонности судьбы и своему отцу — известному архитектору Аркадию Ивановичу Грудзинскому, который родился и вырос в Киеве. В письме к дочери он написал, что в софийском дворике получил помещение, а там и мастерская есть, поэтому работа ее уже ждет.

Неизвестно, как бы сложилась судьба молодой художницы, если бы она не встретила Нину Ивановну. «Это невероятная, замечательная женщина», — с восторгом говорит о ней Оксана Аркадьевна. Федорова разглядела в девушке большой талант художника-керамиста и сразу привлекла ее к творческой работе Ведь отец не проявлял особого интереса к художественным способностям дочери, а мечтал о ее музыкальной карьере.

МЕТРО В НАРОДНОМ СТИЛЕ

Когда возникла идея оформить центральную станцию Киевского метрополитена «Крещатик» с элементами украинского искусства, Оксану Грудзинскую включили в творческую группу и предложили создать эскизы к будущему панно. Вопрос о том, что главная станция столицы должна быть оформлена в народном стиле, даже не обсуждался, утверждает пани Оксана. Ведь, по ее словам,  этот проект возглавляли интеллигентные и высокообразованные люди, в частности архитектор Анатолий Добровольский.

Для изготовления декоративного панно был использован прием вариантных плиток. Он заключался в том, что 16 вариантов плиток при соединении между собой любой стороной создают продолжение рисунка стилизованного украинского ковра. Но сначала их нужно было нарисовать.

«Я взяла миллиметровку, — вспоминает художница, — разрезала ее по квадратикам, на каждом нарисовала орнамент обычной ручкой и начала из них составлять  «коврики». Собственными руками она и «лепила» этот орнамент на каждой плитке. А уже потом ее расписывали участники творческой группы — Нина Федорова, Анна Шарай и Оксана Грудзинская. На экспериментальном заводе «Керамика», который размещался на Подоле, «отштамповали» необходимое количество плиток.

ОРНАМЕНТ НА КАЖДОЙ ПЛИТКЕ РАСПИСЫВАЛИ УЧАСТНИКИ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ — АННА ШАРАЙ (СПРАВА) И ОКСАНА ГРУДЗИНСКАЯ (СЛЕВА) / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ОКСАНЫ ГРУДЗИНСКОЙ

«Каждый керамический «коврик» мне пришлось раскладывать во дворике мастерские и нумеровать, — рассказывает пани Оксана, —  ведь во время обжига плитка очень изменяется. Там где-то краска расплылась, где-то цвет изменился. Поэтому нужно было их подбирать так, чтобы не было разноликости».

«БИЧЬЯ КРОВЬ»

Одна из изюминок панно на «Крещатике» —  насыщенный красный цвет глазури, который в центральном зале использован как фон, а в залах на платформах  — для создания рисунка. Сегодня этот  цвет никого не удивляет. А в далеких 1960-х «бичья кровь» (так называли красную глазурь)  —  это было настоящее открытие, которое сделала Нина Федорова. Подобное новаторство оценили не сразу. «Это не характерно для керамики»,   — замечали авторитетные мастера. Об этом факте сейчас вспоминает Оксана Аркадьевна с улыбкой. Ведь потом и сама критика начала активно использовать этот цвет в своих работах.

Когда панно было почти закончено, Анатолий Добровольский поручил Оксане Грудзинской еще одно ответственное дело — оформить разноцветными плитками часть вестибюля станции «Крещатик». Никакого проекта не было, а задачу нужно было выполнить  еще «на вчера». Поэтому художница импровизировала на ходу и, словно дирижер, руководила мастерами, решая, какого цвета класть «кабанчики»  — керамическую плитку.

НИ ПРЕМИЙ, НИ НАГРАД

Как ни странно, но на открытии станции «Крещатик» Оксана Аркадьевна не присутствовала, потому что не пригласили... «Ну что вы! — искренне удивляется она. — Тогда были другие времена. Никого из керамической мастерской не было на открытии, только высокое начальство». Более того, за художественное оформление станции  «Крещатик» ни Оксана Грудзинская, ни ее коллеги не получили ни премий, ни наград. Это была текущая работа, которую выполняли за зарплату —  около 100 карбованцев.

Кроме станции «Крещатик» Оксана Аркадьевна принимала участие в создании интерьеров станций «Дарница»,  «Левобережная» и «Гидропарк». Ее талантливые руки сделали декоративное оформление многих киевских зданий, в частности магазинов замороженных продуктов на площади Льва Толстого, детского питания на Пушкинской и многих других, которые хорошо помнят киевляне старшего поколения. Ей принадлежат и лепные орнаменты на торцах павильона животноводства ВДНХ, майоликовые вставки жилых домов, детских садов. К сожалению, большая часть из них не сохранилась. Новые владельцы помещений, очевидно, даже не поняли, что уничтожают, осовременивая дизайн. «Мне звонили по телефону друзья и говорили, что мои плитки валяются на улице. Я ехала и собирала их. Они до сих пор лежат у меня на балконе, — замечает пани Оксана.

ЧТОБЫ И СЕРДЦЕ, И ДУША...

Единственное место в Киеве, где сохраняется более 100 произведений художницы-керамыстки  — Национальный музей украинского народного декоративного искусства, в котором неоднократно проходили выставки ее работ, в частности к 90-летнего юбилею. Среди них — один из вариантов знаменитого панно станции метро «Крещатик». Кроме того, музейный вестибюль и сейчас украшает прекрасное панно Оксаны Грудзинской.

Автор считает, что собранием произведений она обязана мудрым и профессиональным руководителям этого музейного заведения и дальновидности Нины Федоровой, которая отбирала лучшие работы «софийской гончарни» и передавала в музейное заведение.

И с благодарностью вспоминают Оксану Аркадьевну и ее многочисленные ученики, которым она передавала  мастерство и особую энергетику, преподавая в Киевском институте декоративно-прикладного искусства и дизайна им. Михаила Бойчука до 86 лет.

И сегодня мастер художественной керамики не сидит без дела, ведь привыкла что-то делать руками. Поэтому, кроме пирожков и вареников для внуков-правнуков, вяжет красивые шали, жилеты, салфетки, старательно подбирая цвета. А секрет ее долголетия очень прост — быть верным себе, не жаловаться на жизнь, любить людей и свое дело.

 

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать