Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Керамический ZOO-ZOOM

В Национальном музее украинского народного декоративного искусства открылась выставка, готовившаяся почти два года, как ответ... предшественникам
17 октября, 16:49

Зооморфная пластика в современной керамике (ZOO-ZOOM) представлена в рамках всеукраинского выставочно-художественного проекта, организованного музеем совместно с «ЦеГлинаАрт». Более 60 художников-керамистов с разных уголков Украины специально к проекту создали целый керамический зоосад —  100 скульптур в виде разнообразных животных и около 20 многофигурных композиций и  пластов.

Как рассказали организаторы, выставка готовилась почти два года и стала продолжением музейного проекта 2016-2017 лет «Aqva vita от гончарных красавцев».

— Мы показывали зооморфные сосуды, старые украинские изделия XVIII-ХХ веков из нашей музейной коллекции. После этой выставки было принято решение сделать современный проект совместно c «ЦеГлинаАрт» и спросить у художников-керамистов, что они думают сегодня по поводу зооморфной пластики», — рассказывает, как возникла идея художественного проекта, один из кураторов выставки, научный работник музея, Ирина БЕКЕТОВА.

ДОБРЫЕ МОНСТРИКИ

Ответ мастеров оказался настолько интересным и неожиданным, что даже опытные знатоки керамического дела были поражены результатами такого эксперимента. Ведь кроме скульптур пернатых, земноводных,  диких и домашних животных, появились также пласты, инсталляции, многофигурные композиции и даже игровые наборы.

Кого только не встретишь на выставке! Трогательную улитку (Евгения Грицку), нежную лебединую пару (Татьяна Зайцева), обычного, но удивительного белого кота (Александр Козак), сказочную райскую птичку Сирин (Вера Томашевская, загадочного «Того, кто в кустах сидит» (Кузьменко Мария), смешного Лимоногрыза (Виктор Буткалюк), элегантных малахитовых змей (Владимир Онищенко), строгих птиц ацтеков (Нелли Иванилова) и даже... семью кровососов (Владимир Хижинский).

«Для выставок я не часто работаю с такими зооморфными формами», — рассказывает художник-керамист. — А этот проект меня вдохновил, и захотелось немного поозорничать. Поэтому я сделал небольших комариков, которые потом превратились в добрых монстриков. Вместе вышла такое небольшое семейство кровососов...»

По мнению автора, в этой работе кроме юмора есть и определенная аллюзия с реалиями нашего времени. Ведь на саммом деле разных кровопийц у нас очень много, которые понемногу высасывают из нас кровь, считает художник. По его словам, используя «эзоповский язык» в керамике, можно о многом рассказать, как это делали когда-то баснописцы в своих произведениях.

Еще одна участница выставки — Мария Литичевская, которая уже десять лет работает с керамикой по окончании Киевской государственной академии декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука, сознается, что просто обожает делать зверей. По ее мнению, передать характер и эмоции животного в художественном произведении -высшее мастерство.

«Нас учили на традиционной керамике — баранчиках, козлах. Мне захотелось сделать что-то другое, более современное  —  большое и доброе создание. Я избрала морских коров — неагрессивных, медлительных и милых животных и решила вылеплять маму с малышом, подчеркивая этим и тему материнства. Эти обитатели моря очень уязвимы, ведь плавают на небольшой глубине. А корабли, которые проходять мимо них, ранят их мотором. Я с вдохновением работала, готовясь к выставке», — делится художница.

Безусловным любимцем выставочной публики является чудо-медведь «ВО-ВО» — человеческого роста с яркой татуировкой в исполнении  Сергея Махно и Александра Ярового. Каждый посетитель выставки обязательно останавливается около него, чтобы хотя бы рядом постоять с керамическим красавцем. А дальше  — еще три смешных персонажа этих же авторов — «Дед Пилип», «Деда Пилипа брат» и «Дед Михась» — веселое карпатское сімейство дедов.

СРЕЗ УКРАИНСКОЙ ДУШИ

Среди авторов на выставке присутствуют не только известные художники керамического искусства — Нелли Исупова, Сергей Радько, Владимир Хижинский, Сергей Махно и многие другие, но и молодые амбициозные мастера, чьи имена еще неизвестны широкой общественности любителей керамики. Родство традиционного и инновационного направлений в одном выставочном пространстве является особенностью этого проекта, как отмечают его организаторы.

Поэтому выставка и начинается с экспозиции старинных экспонатов музейного фонда —  скульптур львов, баранов, куманцев XVIII-ХХ веков. Ее продолжают работы студентов Львовской национальной академии искусств, которые только обретают мастерство в стенах вуза.

«Кроме студентов, которые сейчас учатся в академии, на выставке представлены работы также наших выпускников — Соломии Кишкан, Татьяны Пантюх и других. В целом, 25-30 процентов выставочных авторов — это тоже наши выпускники», — рассказывает профессор кафедры керамики Львовской национальной академии искусств Василий БОНДАРЧУК.

 

«Не каждый художник будет работать в зооморфной пластике. Со временем отрабатываются свои темы, мотивы. Поэтому участие в выставке — это возвращение к детству, умение мир увидеть глазами ребенка. Кому это удается, тот настоящий художник.

Этот проект демонстрирует богатство украинского таланта. Здесь  органично сочетается народное искусство и профессиональное. Это своеобразный срез украинской души», — отмечает преподаватель академии.

НЕОЖИДАННЫЕ ФАВОРИТЫ

«Для нас неожиданным было то, что некоторые художники представили работы, не характерные для украинского традиционного искусства, которое изображало таких зверей, как львы, быки, козлы, — делится своими рассуждениями Ирина Бекетова. — На выставку же подали дракончиков и динозавриков.  Очевидно, эти существа как символы беспокойного, раздражающего, переменчивого времени, в которое мы живем, являются средствами выразить свое отношение к дню сегодняшнему. А образы мамонтов, как древних ископаемых существ, призывают к стабильности и демонстрируют непреодолимую уверенность в неотвратимости бега истории.

В то же время, многочисленные образы птичек свидетельствуют о тяге художников к романтичности, мечтательности, надежды на позитивные сдвиги», — отметила научный работник музея.

К «птичьей» теме обратилась и Олеся Дворак-Галик — один из кураторов проекта, который также стал его участником как автор.  «Каждый участник проекта выбирал тех животных, которые ему более близки по душе. Это требует творческих усилий и времени, ведь с керамикой так быстро не поработаешь. Я  тоже не сразу знала, что буду лепить — хотелось сделать что-то нестандартное. Поэтому сначала делала эскизы и фантазировала. Как оказалось, самыми близкими мне являются птицы. Поэтому возникла идея создать сад, в котором растет дерево жизни, а вокруг нее витают разные птички и букашки. В частности, голуби — это символ мира, надежды», — объясняет автор.

В этой работе она сочетает разные плоскости и использует разные фактуры: на птичках есть семечки, которые они едят. И благодаря этим семечкам создается и продолжается новая жизнь, — делится своим творческим замыслом  художница.

Интересно, что география участников выставки довільно широкая. Поэтому  киевляне и гости столицы имеют возможность познакомиться не только с творчеством киевских художников, но и и керамистов  из Львова, Полтавы, Харькова, Кропивницкого, Черкасс, Запорожья, Ивано-Франковска, Черновцов, Ужгорода, Луцка,  Винницы, а также Василькова, Вышгорода, Броваров, сел Малютянка и Плюты Киевской области, Междуречья Черкасской, Опишня Полтавской и Рожнов Ивано-Франковской областей.

Важно отметить, что выставкой  ZOO-ZOOM, которая продлиться до конца ноября, этот проект не завершается. Ведь в его программе — интересные лекции, мастер-классы, круглый стол для ученых, которые будут проходить в течение октября и ноября в стенах Национального музея украинского народного декоративного искусства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать