«Хочу видеть всех нас лучше, чище и мудрее»
Ирен Роздобудько, писательница-донетчанка, о том, как снять информационную блокаду, о самоучках и за что ей бывает стыдноСейчас книги Ирен Роздобудько едва ли не единственные, которые можно было найти в донецких магазинах. И это неудивительно, ведь она сама родом из Донецкой области, работала в газете Донецкого металлургического завода, в радиогазете и кинотеатре. Роздобудько вошла в список «Самых известных донетчан».
Ирен Витальевна — киевлянка с 1988 года (это на год больше, чем ее собеседнице, которая тоже из Донецка переехала в Киев). Между журналистом «Дня» и украинской писательницей — годы жизненного опыта, прочитанных книг, но нас объединяет общая тема — Донетчина и желание вернуть краю спокойствие, доверие и мир.
«СОРОК ЧЕЛОВЕК НА ДОНЕЦКОМ ЕВРОМАЙДАНЕ РАВНО ТЫСЯЧЕ В КИЕВЕ ИЛИ ЛЬВОВЕ»
— Каким вы помните Донбасс? Когда были там в последний раз?
— Бываю на своей малой родине довольно часто. Не только в Донецке, где родилась. Так, два года назад совершила «литературный тур» в Мариуполь, Горловку, Донецк, где в библиотеках встречалась с замечательными, умными и приветливыми людьми. И тем больнее думать о том, что с ними произошло сейчас... А раз была там зимой на Рождество, пошли с мужем на Донецкий Евромайдан под памятник Тарасу Шевченко. Там в полной темноте собралось человек тридцать-сорок: пели колядки, гимн, стояли с флагами. Тогда подумалось: сорок человек на донецком Евромайдане равно тысяче в Киеве или Львове! Ведь опасность там в сто раз больше, и вышедшие были настоящими патриотами. Но в целом Донецк тогда «спал», и это было обидно... Когда же месяцем позже город проснулся — там сразу же пролилась кровь (убили парня-патриота). И мне стало страшно за своих земляков. Я не раз объясняла тем, кто не бывал в моих краях: то, что происходило в Киеве в течение трех месяцев, — убийства, похищения, исчезновения людей, в Донбассе продолжалось с начала 1990-х! Ведь теперь хорошо известно, что именно здесь «гнездо» и «колыбель» той власти, которая годами криминализировала и грабила Украину. Поэтому в Донецке так прочно укоренился вирус страха и покорности «хозяину». Даже если этот «хозяин», как говорили сами жители Донбасса, «бандит, однако — свой». К сожалению, последствия такого «вируса» пожинаем сегодня...
— Влияют ли события на востоке на ваше творчество?
— Я сдерживаю себя от любой конъюнктуры — писать что-то злободневное. Думаю, таких произведений появится довольно много и без меня. На меня повлияли события на Майдане — почти библейские в своей трагичности и возвышенности. А то, что происходит на востоке, ранит душу, но... не удивляет. Ведь я достаточно хорошо знаю, что происходит с людьми, которые никогда не задумывались о своей же идентификации...
— В Донецкой области много проблем. В том числе плохое образование/самообразование, фактически отсутствуют интеллектуальные, просветительские центры. В то время, когда вы жили в Донецке, какой была ситуация? Сильно ли она изменилась за эти годы?
— Я занималась самообразованием: ходила в областное Литературное объединение им. Сосюры, в котором, кстати, были люди из тех же городов, где сейчас идет война, и которые в основном писали произведения на украинском языке. Посещала «народный театр», где шли совсем другие разговоры, чем на заводе, где в то время работала. Все приходилось выхватывать из воздуха — случайно. Но то, что «на выхватывала» заставляло идти дальше — узнавать правду, искать ответы на разные вопросы самостоятельно. К сожалению, в моих краях стремление к самообразованию достаточно низкое. Было так: пошел на работу — получил зарплату — посмотрел телевизор — и спать... Сейчас для людей больше возможностей иметь информацию, полную картину мира, политики или культуры, но происходит то же, что и в годы моей юности: работа — телевизор — сон. Когда приезжаю в Донецк, намеренно заглядываю в газетные киоски — там сплошные «сахарные обложки» и никакой аналитической газеты или общественно-политического журнала. Разговоры об «информационной блокаде», существующей в Донбассе, — не выдумки. Но люди просто привыкли так жить, не испытывая удушья. Их так приучили. Честно говоря, не знаю, кого благодарить за то, что я эту духоту чувствовала всегда и все же попыталась вынырнуть в большой мир. Людей, которые хотят знать больше, на Донбассе немало, но в основном они — «самоучки».
«ЕСТЬ ЦЕНТРЫ, КОТОРЫЕ ДОЛГИЕ ГОДЫ НАЗЫВАЛИ СЕБЯ «ДИАСПОРОЙ» — И ЭТО ПРИ ТОМ, ЧТО ЖИЛИ НА УКРАИНСКОЙ ЗЕМЛЕ»
— Может ли спасти Донбасс от гуманитарного кризиса появление таких просветительских центров и какими они могут быть?
— Я не думаю, что люди будут ходить в просветительские центры. И что там должно происходить? Лекции-концерты? Уверяю, туда будут ходить те, для кого этого гуманитарного кризиса не существует, есть сознательные граждане. Остальные останутся на своих диванах. А убирать этот кризис из голов надо методом «телевизора» и масс-медиа, которые будут вести активную борьбу на информационном пространстве.
Кстати, работу таких центров давно выполняют... писатели, певцы, люди искусства, которые ездят по Украине с выступлениями. Стоит только делать это при государственной поддержке, в рамках серьезной государственной программы. Могу засвидетельствовать: на встречи с писателями приходит очень много людей. Происходят важные разговоры, записи на местных телеканалах и радио и т.п. Но это все делают энтузиасты и издатели, которые грузят книги в свои автомобили и кочуют, как цыганский табор, по городам, чтобы «сеять разумное и вечное». Так же и с украинским кино. И с другими непопсовыми мероприятиями. Все делается самостоятельно, за свой счет.
То, что мы имеем на Востоке, — прежде всего последствия этого «гуманитарного кризиса». Я в этом уверена. Ни один образованный и умный человек не будет выходить на улицу своего города с иностранным флагом и призывать на свою землю врага!
— В Донецке когда-то была инициатива присвоения Донецкому национальному университету имени В. Стуса. Тогда в этой инициативе было отказано. Нет и обещанного памятника Стусу в сквере возле университета. Что может изменить имя?
— Многое! Помните детский мультик: «Как вы судно назовете — так оно и поплывет»? Василь Стус работал и жил в Донецкой области. А о нем, кстати, там мало кто знает, кроме специалистов и патриотов. Это просто стыдно. Вообще, мне за многое стыдно как донетчанке...
— Стыдно? За что? Вы же понимаете, что большинство вещей от вас не зависит, а если бы зависело, то все было бы иначе....
— Мне всегда стыдно за то плохое или неправедное, что делают другие. Мне было дико стыдно, когда в моем Донецке сжигали государственные флаги, когда призывали врага как «освободителя», когда моих друзей — трудолюбивых и добрых людей из Западной Украины, называли «фашистами». Зависело ли это от меня? Легче думать, что нет. Но я из тех, кто всегда готов взять вину на себя. Значит, именно я кому-то не сказала что-то важное — у меня в Донецке куча знакомых, а я их не смогла убедить. В этом есть и моя вина...
«У МЕНЯ НЕТ ПЕССИМИЗМА ОТНОСИТЕЛЬНО МАРГИНАЛЬНОСТИ И ШАРОВАРНОСТИ НЫНЕШНЕЙ КУЛЬТУРЫ»
— В Донецке долгое время пропагандировался советский образ жизни. А украинская культура была представлена как культура в подполье или как маргинальная и шароварная. Сможет ли изменить эту ситуацию децентрализация культуры? Каким образом она должна происходить?
— Опять же: сначала она должна состояться в головах! И прежде всего — в головах учителей, которые не будут думать о добывании хлеба насущного из-за маленьких зарплат, а будут учить детей быть культурными людьми, любить, знать и ценить прежде всего свое, как это делается во всем мире. Но у меня нет пессимизма относительно маргинальности и шароварности нынешней культуры. Ведь я вижу много умных читателей, молодежи, считающей все свое престижным, модным и конкурентоспособным. Ситуация изменится благодаря такой молодежи. Она уже изменилась. Надо только и дальше поддерживать такую «культурную революцию», чтобы снова не скатиться в шароварщину.
— Вы сказали о культурной революции. Можете назвать какие-то пошаговые вещи. Например, для книгоиздания и книгораспространения.
— Первый шаг: снять налоги на отечественный культурный продукт.
— Существует мнение, что в Донецк надо направить гуманитарную миссию, которая бы формировала в регионе образовательное (гуманитарное) поле. Согласны ли вы с этим?
— Это образовательное поле надо формировать на местах, и ресурсы для этого, я уверена, есть. Просто эти ресурсы были... отстранены от работы, затравлены и запущены. Есть прекрасные специалисты на местах в каждом восточном городке. Есть центры, которые долгие годы называли себя «диаспорой», и это при том, что жили на украинской земле. Но в последние годы именно эти люди все же переломили ситуацию. Помню, как была на празднике Ивана Купала и на спектаклях «вертепа», которые устраивались в Донецке в школах и просто на природе при большом количестве людей, соскучившихся по своему — национальному. Ежегодно этих людей становилось больше. Надо поблагодарить всех патриотов Украины, живущих на Донбассе. Думаю, они сами справятся. А приехать с «ликбезом», считаю, будет унизительно для людей. Лучше открывать книжные магазины, библиотеки, кинотеатры, налаживать систему культурных коммуникаций.
— Планируете ли вы ехать на восток, когда?
— Если бы была молодым парнем, то ответила бы, что в ближайшее время... Планирую, ведь там — родственники, друзья, читатели. В Донецке не все террористы-сепаратисты, а по большей части живут нормальные люди, которым надо многое объяснить простыми словами. Надеюсь, когда буду в Донецке, мне это удастся.
— Каким бы вы хотели видеть город после войны?
— Простой вопрос, а ответить трудно. Город, думаю, останется красивым, зеленым и отстроенным. А что будет в нем? Какие люди, как они изменятся — не знаю... Хочу видеть всех нас лучше, чище и мудрее.
Выпуск газеты №:
№138, (2014)Section
Культура