Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Хор Донских казаков Сергея Жарова

В разные годы в этом известном коллективе работало много певцов-украинцев
24 декабря, 20:40

Среди отечественных творческих коллективов, которых драматический ХХ век разбросал по миру, самую большую популярность в довоенной и послевоенной Европе, а также за океаном, получили прославленные хоры под управлением Александра Кошица (1875—1944 гг.), Сергея Жарова (1896—1885 гг.), Николая Кострюкова (1898—1966 гг.), Дмитрия Котко (1892—1982 гг.), Нестора Городовенко (1885—1964 гг.). Благодаря им слушатели на различных континентах имели возможность приобщиться к высоким достижениям хоровой культуры славян, среди которых особой красотой и мелодичностью отличается пение украинцев. А поэтому их всегда охотно приглашали к себе дирижеры различных эмигрантских хоров, которые появились в то время во Франции, Германии, Чехии и в других странах.

О хоре Донских казаков Сергея Жарова, который, по выражению одного из современников, «сводил с ума весь мир», до недавнего времени было почти ничего неизвестно. И это не удивительно, потому что бывшая коммунистическая система на много десятилетий запретила упоминать необычный художественный коллектив в каком-либо издании. Была и другая причина длительного замалчивания. Время его большой популярности за границей пришлось на 20—30-е годы прошлого века. Это был период жестокой борьбы советской власти с церковью, с традиционной хоровой культурой, большую часть которой составляла духовная музыка. На нее тогда также устанавливалось строгое запрещение. Бывших певцов церковных хоров, как и священнослужителей, отправляли в лагеря. Вернуться отсюда суждено было немногим.

У хора в его репертуаре было большое количество церковных песнопений, которые всегда исполнялись в его концертах в первом отделении. Этим Сергей Жаров подчеркивал духовную суть национальной песенной традиции. В его большом архиве сохранилась одна карикатура. На ней нарисован Сталин, который заткнул уши, чтобы не слышать пение хора.

В те годы казачество юга России уничтожалось репрессивной машиной под корень, как и его богатая музыкальная культура. Пластинки с записями хора, которые выпускались за границей, распространялись в советские времена полулегально среди небольшого круга настоящих ценителей хорового пения. В Украине об этом уникальном творческом коллективе и до сих пор мало кому известно, за исключением узкого круга специалистов.

Только во второй половине 90-х годов прошлого века хор Сергея Жарова вернулся на свою Родину. Ему начали оказывать должное уважение. Так, в частности, значительную коллекцию грампластинок с записями хора, концертных афиш, фотографий собрал настоятель Благовещенского храма, который расположен на Васильевском острове Санкт-Петербурга, протоиерей Андрей Дьяконов. А московскому музыковеду Светлане Зверевой с большим трудом путем длительных переговоров с владельцем домашнего архива дирижера удалось договориться о передаче из США большого количества материалов о Сергее Жарове (почти 3 000 единиц) и его легендарном хоре, которые теперь находятся в Центральном музее музыкальной культуры им. Глинки. Сборники произведений духовной музыки и русских народных песен в исполнении хора несколько лет назад были выпущены издательством «Русская лира» (Санкт-Петербург), Московским Двором Свято-Троицкой Сергиевой лавры, продюсером Игорем Матвиенко и другими духовными центрами Российской Федерации.

Сергей Алексеевич Жаров не был казаком. Он родился в 1897 году (по некоторым сведениям в 1896 году) в Костромской губернии, в городе Макарьев. С ранних детских лет у него проявился безупречный музыкальный слух. После получения образования стал профессиональным музыкантом. В 1917 году закончил Московское синодальное училище. Его педагогами были Александр Кастальский, Павел Чесноков и Николай Данилин. Из стен этого училища выходили не только высокообразованные регенты, учителя пения, певчие, но и композиторы духовной музыки.

В годы Гражданской войны Сергей Жаров попал на службу в 3-ю Донскую дивизию генерала Федора Абрамова, и здесь судьба до конца дней связала его с донскими казаками. Собственными глазами Сергею Жарову пришлось увидеть все ужасы братоубийственной войны и жестокости новой власти, которую устанавливали большевики.

В конце октября 1920 года генерал Петр Врангель начал эвакуацию Добровольческой армии из Крыма. Сто двадцать шесть кораблей приняли на борт тысячи людей и отправились к турецким берегам. После прибытия сюда беженцы разделились на три группы. Лагерь донских казаков оказался недалеко от Константинополя. Условия были очень тяжелыми — казаки вымирали от истощения и болезней. Жить пришлось в бараках, на которых не было даже крыши, и в землянках. Ко всем бедам добавилось самое угнетающее — тоска по родине, ощущение безысходности, неуверенности в завтрашнем дне. Утешение находили только в вечерней молитве вместе с полковым священником.

Для укрепления боевого духа беженцев командование лагеря в турецком городке Чилингир приняло решение собрать казачий хор, который бы принимал участие в церковных службах. За это дело молодой офицер Сергей Жаров взялся с большим энтузиазмом. За считанные недели дирижером было отобрано тридцать профессиональных певцов из состава казаков. Начались дни репетиций. Партитур под руками не было, а поэтому дирижеру пришлось восстанавливать их по памяти. Сергей Жаров завел в хоре строгую дисциплину, которой следовал все годы своей большой творческой деятельности. И сам он отличался непростым характером. Но его принципиальность и высокая требовательность к певцам дали большие результаты. Вскоре хор приобрел всемирную славу. Впервые он пел на молебне 19 декабря 1921 года в День Святого Николая, который считается датой основания хора Донских казаков под управлением Сергея Жарова.

Спустя некоторое время хор переезжает в Грецию и поселяется на острове Лемнос. Впоследствии русская балерина Тамара Карсавина помогла певцам перебраться в Болгарию. Дирижер хотел найти город, где бы можно было осесть на долгое время. Ему предложили ехать во Францию. Путь сюда пролегал через Австрию. В Вене Сергей Жаров встретился с директором концертного бюро Хеллером, который помнил его еще по Синодальному хору маленьким мальчиком, когда тот гастролировал по Европе. Хору устроили прослушивание, и результат оправдал все надежды. 4 июля 1923 года в королевском дворце Хофбург с большим успехом состоялось его выступление. Именно с этого исторического концерта начались триумфальные выступления хора Донских казаков по всему миру.

В 1924-м он дал свои первые концерты в Германии (Мюнхен, Гамбург), потом выступал в Бельгии, Голландии, Великобритании и в 1926 году — во Франции. Сотый концерт состоялся в Будапеште, в 1928 г. Выступления хора проходили в королевских дворцах: перед монархами — болгарским царем Борисом, английским — Георгом V, датским — Кристианом, шведским Густавом. До 1930 года хором было пропето более 1 500 концертов!

Он путешествовал на различных континентах до 1939 года, пока не началась Вторая мировая война. Хористам удалось своевременно переехать в США, где спустя некоторое время смогли получить американское гражданство. С большим успехом хор гастролировал в Мексике, на Кубе, в Южной и Центральной Америке, в Канаде, Индии, в Южной Африке. Все концерты проходили с аншлагами. Многие произведения по нескончаемым требованиям восторженной публики хор исполнял по несколько раз. В Голливуде он снялся в нескольких фильмах.

В 1945 году хор побывал в Германии с концертом во Франкфурте-на-Майне, выступал перед американской оккупационной армией и штабом генерала Эйзенхауэра. В следующем году отправились в 7-недельное турне по Японии. Хор Сергея Жарова был первым западным художественным коллективом, которому позволили петь в императорском дворце перед самим императором. В этом же году хор выступал с большим успехом в городах Австралии.

Сергей Жаров вкладывал в работу с хором весь свой мощный от природы талант. И в этом он был неутомимым. Легкими жестами он достигал необычной слаженности, наполняя звучание каждого произведения динамичной энергией. Дирижер сумел объединить голоса своих певцов в один звук. И, несмотря на удивительную гармонию пения, голос каждого отдельного артиста не терялся. Необычная творческая оригинальность этого непревзойденного хора состояла и в том, что мужские голоса в нем звучали в диапазоне смешанного хора. Это новаторство впервые ввел в хоровую практику Сергей Жаров. До него этого не было ни у кого. Особой красотой и силой отличались высокие тенора, которые пели фальцетом, и низкие басы (октависты). Оригинальная тембровая наполненность звука и его чистота достигалась и тем, что часть хора пела закрытым ртом. Благодаря этому дирижер значительно расширял рамки своего творчества. Своим чувствительным сердцем он мог проникнуть во внутреннее содержание исполняемого произведения и выдавал его на поверхность мимикой, лаконичными жестами. Дирижировал, двигая только своей головой, глазами и пальцами. Такой жестикуляции Сергея Жарова научил Сергей Рахманинов, известный не только как композитор и исполнитель, но и блестящий дирижер. Вообще, богата и сложна многоголосая хоровая партитура песенных произведений, гибка ее звуковая динамика, которая чувствительно идет за словом, но особым украшением донских песен является дискант. Как пишет один из исследователей, когда он выполнялся высоким мужским голосом хора Сергея Жарова, становился подобным жаворонку в степи, который стремительно взмывает над голосами тех, которые поют, вплетаясь яркой нитью в сложный узор хоровой ткани.

Высокую оценку исполнительскому мастерству уникального хора давали отечественные и зарубежные критики, профессиональные исполнители. Сергей Рахманинов очень любил этот хор и неоднократно поддерживал Сергея Жарова в его новаторских аранжировках и оригинальном прочтении своих произведений. Федор Шаляпин, будучи большим знатоком и исполнителем русских песен, духовных произведений, отдавал должное певческому мастерству хористов. Он также выступал в ряде концертов с хором Сергея Жарова. Специально для него делали аранжировку и писали произведения такие известные композиторы хорового искусства, как Константин Шведов, Александр Гречанинов и другие.

Ежегодно хор выезжал на весь концертный сезон в Германию, Австрию, Швейцарию, Францию, Испанию и Голландию, в скандинавские страны. Он выступал не только во дворцах, больших концертных залах, но и в соборах и церквях, которые были всегда переполненными. Пресса многих стран наперебой писала одобрительные рецензии о грандиозных концертах хора Сергея Жарова, которые также транслировались и по радио.

Репертуар художественного коллектива составляли свыше тысячи произведений духовной музыки, отечественной, зарубежной музыкальной классики, народной песни. Главное место здесь занимало и украинское хоровое искусство. Особенно любил Сергей Жаров исполнять со своим хором духовные концерты Артемия Веделя, Дмитрия Бортнянского, Кирилла Стеценко, распевы Киево-Печерской лавры, рождественские колядки и щедровки в обработке Николая Леонтовича («Ой, в Єрусалимі рано задзвонили», «На Йорданській річці»), украинскую народную песню «Закувала та сива зозуля» и другие произведения. Поэтому этот творческий коллектив с большим мастерством популяризировал в мире и высокую музыкальную культуру нашего талантливого народа.

Через хор Сергея Жарова прошло более 300 певцов. В первый период своей деятельности он насчитывал до 70 певцов. В разные годы в нем пело немало певцов украинского происхождения. Особенно прекрасными голосами отличались басы-октависты Нил Рева, Михаил Вильховый, Георгий Тимченко, баритоны Архип Левченко, а также Леонид Луговский, Иван Хлибка. В начале деятельности хора состав певцов был стабильным, здесь были коренные донские казаки. В дальнейшем хор пополнялся за счет эмигрантов, которые попали в Западную Европу в 20-е годы и после Второй мировой войны.

За год давали по 250 и более концертов. Не все певцы могли постоянно переезжать из страны в страну и быть оторванными от своих семей. Поэтому надо было быть подвижником, не расставаясь с хором ни на день. Такими были Сергей Жаров и еще несколько певцов. В последние десятилетия в его хоре пело 25 человек, которые по силе голосов заменяли значительно больший коллектив.

До 1962 года было выпущено 11,5 миллиона пластинок с записями хора Сергея Жарова (только в Германии их выпустили 2,5 миллиона)! Немецкое музыкальное общество «Deutsche Grammophon Gesellschaft» установило новый специальный приз-премию, которым награждаются лучшие музыкальные коллективы ежегодно — «Золотой граммофон». Первая премия «Золотого граммофона» вручена Сергею Жарову и его хору. Всего за весь период дирижирования Сергеем Жаровым этим феноменальным коллективом было дано около 10 тысяч концертов во многих странах мира.

Гастрольные поездки хора продолжались до 1979 года, до того времени, пока были силы у легендарного маэстро. Умер Сергей Жаров в довольно солидном возрасте 6 октября 1985 года, в городе Лейквуд (Нью-Джерси), что вблизи Нью-Йорка. Ныне существуют два Донских хора Сергея Жарова — в Германии и США, которыми руководят его ученики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать