Христя Алчевская: «Українці ще доста не навчилися шанувати своїх діячів»
К Международным Шмелевским чтениям в Алуште![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110913/4163-7-1.jpg)
Чрезвычайно актуально звучат и сегодня слова известной украинской поэтессы и общественного деятеля Христи Алчевской, написанные ею десятки лет назад. Они в полной мере касаются и увековечивания потомками памяти представителей этого славного рода Алчевских, которые оставили значительный след в истории украинской культуры. Однако о широких мероприятиях по поводу почтения памяти этих культурных деятелей в нашем социокультурном пространстве что-то не было слышно. Разве что в рамках ХХ Международных Шмелевских чтений «И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья», которые будут проходить в Алуште (Профессорский уголок) 15—19 сентября этого года, по инициативе Института литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины состоится круглый стол «Алчевские в истории и культуре Украины». Он посвящен 170-летию со дня рождения Христины Даниловны Алчевской, 145-летию со дня рождения Григория Алексеевича Алчевского, 135-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Алчевского. Среди организаторов — Министерство культуры Автономной Республики Крым, Алуштинский городской совет, Алуштинский литературно-мемориальный музей С. Сергеева-Ценского, Алуштинский музей И. Шмелева, Российский Фонд Культуры, Управление культуры и архивного дела Тамбовской области и Институт литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины. О своем желании принять в нем участие заявили как украинские, так и российские научные работники, ведь у них есть широкое общее поле исследовательской соприкосновенности. Пространство для научных докладов и дискуссий здесь самое широкое: семейные линии Алчевских, Бекетовых, Блоков, Менделеевых и др. — об этом рассказывают, в частности, материалы экспозиции Алуштинского дома-музея академика архитектуры А. Бекетова (построенный в Профессорском уголке в 1896 г.), в стенах которого и проводятся секционные заседания международных Шмелевских чтений и который был ячейкой культурной жизни украинской интеллигенции начала прошлого века, в частности и представителей семьи Алчевских. Неутомимым организатором и вдохновителем этой ежегодной (!) — при любых экономических проблемах и кризисах — научной конференции был и остается на протяжении двадцати лет директор Алуштинского комплекса музеев кандидат филологических наук Валерий Цыганник при активной помощи жены, музейного работника с многолетним стажем Людмилы Игнатьевны Цыганник и нескольких их коллег. В работе конференции, кроме научных работников из России, Беларуси, Польши, Германии, Франции, неоднократно активно участвовали и ученые Института литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины, филологи и историки из Ровно, Львова, Черкасс, Днепропетровска, Одессы и др. Инициированная доктором филологических наук В. Наривской (Днепропетровск) секция «Украинская диаспора», постоянно работающая в рамках этой конференции, привлекает внимание тех, кто интересуется литературой украинского зарубежья, а также местных крымских преподавателей. Приходят на заседание и лицеисты местного украинского лицея. В нынешнем году эта традиционная секция сформулирована таким образом: «Украинская диаспора: сохранение наследия — имена, документы, архивы; возможные контакты с И.С. Шмелевым». Ведь личность И.С. Шмелева (1873—1950), писателя-эмигранта, который пережил в Крыму все ужасы гражданской войны (1917—1922), в частности потерял единственного сына, и (не без влияния И. Бунина) эмигрировал в конце 1922 г. за границу (проживая в Париже, завязал знакомство с русским философом И. Ильиным), остается той осью, вокруг которой вращаются и другие темы и проблемы. Достаточно сказать, что эпопея И. Шмелева «Солнце мертвых» о страшном голоде в Крыму в 1921 г. переведена на 5 языков мира.
Однако стоит хотя бы немного напомнить о славных представителях семьи Алчевских.
Христина Даниловна Алчевская родилась 4 (16) апреля 1841 г. в г. Борзна Черниговской обл., умерла 15 августа 1920 г. в Харькове, где и похоронена, — известный украинский педагог, писательница. Христина Даниловна Алчевская с 18-летнего возраста была корреспондентом «Колокола» Герцена, принимала участие в работе кружка «Громада», основанного А. Алчевским, была Президентом Всемирной Лиги образования. В 1862 г. учредила харьковскую женскую воскресную школу, где и преподавала; в 1870 г. добилась официального разрешения открытия школы для взрослых. За 57 лет в ней училось свыше 17 тыс. человек. (Сегодня здесь выставочный зал Харьковского художественного музея). Проводила большую работу в сфере методологии педагогики. Первый памятник-бюст Т. Шевченко был установлен в 1899 г. в харьковской усадьбе Алчевских (его автор — петербуржский скульптор В. Беклемишев, уроженец Екатеринославщины, который учился в Харьковской рисовальной школе М.Д. Раевской-Ивановой). Встречалась и переписывалась с И. Франко, М. Павликом, Л. Толстым, Ф. Достоевским, И. Тургеневым, А. Чеховым, В. Короленко. Удостоена высоких международных литературных и педагогических наград за распространение в народе грамотности.
Григорий Алексеевич Алчевский (сын Христины Даниловны и Алексея Кирилловича) родился в 1866 г. в Харькове, умер в 1920 г. в Москве — известный педагог-вокалист, певец, композитор, окончил Харьковский университет, Московскую консерваторию, занимался обработкой украинских и русских народных песен, романсов, написанием пособий по пению и т. д. Жил в Харькове. Организовал частный оркестр балалаечников и несколько струнных любительских оркестров. Среди его творческого достояния — романсы на стихотворения украинских поэтов, в частности Т. Шевченко, Леси Украинки, И. Франко, Х. Алчевской.
Иван Алексеевич Алчевский (сын Христины Даниловны и Алексея Кирилловича) родился 15 (27) декабря 1876 г. в Харькове, умер 27 апреля (10 мая) 1917 г. в Баку, похоронен в. Харькове — известный певец (тенор) и общественный деятель, солист Мариинского и Большого театров, выступал в «Гранд-Опера» (Париж), пел с Шаляпиным. На его счету свыше 55 самых известных оперных партий за 16 лет, среди которых «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка» и др.). Его называли «Рубинштейном в пении». Иван Алчевский — организатор и первый председатель украинского музыкально-драматичного общества «Кобзарь» в Москве, которым 100 лет тому назад, в 1911. г., был организован концерт к 50-летию со дня смерти Шевченко, на сцене Большого театра были поставлены оперы «Наталка Полтавка» Н. Лисенко и «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, читались лекции об украинской музыкальной культуре. В 1999 г. в Харькове состоялся 1-й международный конкурс вокалистов им. И. Алчевского (победители Т. Штонда, С. Магера; 2001 г. — 2-й конкурс, победители Н. Шуляк и И. Мартынова).
Также в этом году исполняется:
110 лет cо дня смерти Алексея Кирилловича Алчевского — мужа Христины Даниловны Алчевской (родился в г. Сумы в 1835 г., умер 7 мая 1901 г. в Санкт-Петербурге) — известный украинский промышленник, банкир, основатель металлургических заводов, благотворитель,меценат. В 1868 г. учредил Харьковский торговый банк, в 1871 г. — Харьковский земельный банк, председателем правления которого был свыше 30 лет. Земельный банк субсидировал из своих прибылей школу для глухонемых, Благотворительное общество, в заведениях которого воспитывалось 200 сирот, содержалось 80 пожилых людей, действовало 19 участковых попечительских организаций; оказывал финансовую поддержку различным учреждениям и церквям, при его участии устраивались сельскохозяйственные выставки, народные чтения по агрономии, создавались опытные поля. Имел хорошее образование, также позаботился о хорошем образовании своих детей; был активным участни ком культурно-общественной жизни. На его средства была открыта также воскресная школа в Харькове, школы для сельских детей. Среди его друзей были известные украинские писатели, ученые, театральные деятели. Высоко ценил творчество Т. Шевченко. В 1878 г. Алексей Алчевский учредил Алексеевское горнопромышленное общество, в 1895 г. — Донецко-Юрьевскийметаллургический завод — при железнодорожной станции Юрьевка (в настоящее время Алчевский металлургический комбинат), возле которого появился рабочий поселок — сейчас печально известный Алчевск. Теперь, очевидно, немногие помнят трагические обстоятельства, которые оборвали жизнь этого совестливого человека. Массовая безработица, развернувшаяся с началом экономического кризиса начала ХХ века, подорвала финансовую стабильность и Донецко-Юрьевского металлургического общества, Алексей Кириллович стал перед большой проблемой: как сохранить рабочие места. Он почти единственный среди предпринимателей не увольнял своих рабочих, пытаясь найти выход из трудного положения. Дважды обращался к министру финансов Витте с просьбой предоставить кредит, однако получил категорический отказ. Это и решило его судьбу: человек чести и совести, он покончил жизнь самоубийством (бросился под поезд). Похоронен в Харькове (могила не сохранилась). Грустные параллели между кодексом чести столетней давности и нашей реальностью!
80 лет со дня смерти Христины Алексеевны Алчевской — дочери Христины Даниловны и Алексея Кирилловича Алчевских (родилась 4 (16) марта 1882 г. в Харькове, умерла 27 октября 1931 г., похоронена в Харькове) — известная украинская поэтесса, переводчица. Училась в Первой женской гимназии в Харькове, в Харьковской художественной школе, закончила Высшие педагогические курсы в Париже, работала учителем французского языка в той же харьковской гимназии, после революции также продолжила учительскую работу. Печататься начала с 1905 года. В следующем году увидела мир книга ее стихотворений «Туга за сонцем», затем — поэтические сборники «Сонце з-за хмар» (1910), «Пісня життя» (1910), «Вишневий цвіт» (1912), «Пісні сердця і просторів» (1914) — это издание потеряно во время войны, «Моєму краю» (1914), «Встань, сонце» (1916), «Пробудження» (1917). Активно печаталась на страницах изданий «Хлібороб», «Літературно-науковий вісник», «Вільна Україна», «Нова Громада», «Рідний край», «Зоря», в альманахах «Розвага», «Терновий вінок», «В неволі», журналах «Мета», «Бджола», «Рада», «Промінь», «Шлях». После октябрьского переворота — спорадически в изданиях «Червоний шлях», «Всесвіт», «Зоря»; издала драматическую поэму «Луїза Мішель»; переводила Беранже, Вольтера, Гюго, Ж. Верна, Л. Толстого. В 1909—1911 гг. была активным автором журнала «Українска хата», который пять лет выходил в Киеве (1909—1914) и на страницах которого печатались Максим Рыльский, Павло Тычина, Николай Филянский, Николай Чернявский, Никита Шаповал, Николай Вороный, Елена Журлыва, Михаил Семенко, Мария Пидгирянка, Григорий Чупринка, Богдан Лепкий, Яков Мамонтов, Александр Олесь, Василь Пачовский, Петр Карманский и другие.
70 лет со дня смерти Алексея Николаевича Бекетова — родился 3 марта 1862 г. в Харькове, умер в 1941 г., похоронен в Харькове) — украинский архитектор (автор ряда известных харьковских сооружений), педагог, профессор Харьковского строительного института, заслуженный деятель искусств УССР (1941), академик Петербуржской академии наук, основатель харьковской архитектурной школы.
Семейная линия Алчевские — Бекетовы — Блоки чрезвычайно интересна и в значительной мере представлена она в экспозиции Алуштинского музея А. Бекетова в Профессорском уголке, расположенном в доме, построенном по проекту А. Бекетова в мавританском стиле. Внимание посетителей привлекают разделы экспозиции этого музея — «Бекетовы-Алчевские в Профессорском уголке», «Семья Алчевских в истории и культуре Украины-России» и др.
Здесь самое время вернуться к мыслям самой Христи Алексеевны Алчевской и привести широкую цитату из ее статьи «Позиції громадян-учених і досвід життя», рукопись которой хранится в Отделе рукописных фондов и текстологии Института литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины (ф. 36, № 33): «Українці ще доста не навчилися шанувати своїх діячів. Якась легковажність проглядає часом середь нашіх земляків, коли розмова йде о те, щоб заглубитись у питання про значіння певної діяльности в тих чи інших обставинах ніби діяльність повинна брати на розгляд окремо від її оточення, незалежно від ріжних історичних умовин, цілком безвідносно, як щось існуюче самостійно й підлегле оцінці лише по степіню продуційности. Всім нам відомі славні вкраїнські ймення, але ми тому не вміємо мабуть піднести їх і перед нашім народом, і над сусідами своїми, що забуваємо про те, на якому тлі розвивалась та діяльність, поруч з якими темними з’явищами розцьвітала вона, яких зусиль коштувала вона одиницям нашім. Ми здебільшого приймаєм її як щось належне нам природньо, щось довліюче, і... байдуже нам бува до того, як ця діяльність історично виникла, в чім її перевага перед подібною ж по продуційности, але в іншіх обставинах провадженною діяльнісю, — сусідською, скажім, чи перед працею чужинців... Ми на жаль не хочемо здебільшого порівнювати з темрявою ночі і в залежности від неї ясности чудових зорь, ми до них звикли... І тому що це все — так, тому — кажемо — немає в нас до себе частенько поваги, немає чести національної, національного само поважання, бажання все глибше й глибше пізнавати самих себе» (правописание автора сохранено). Целью ее является — лишний раз напомнить соотечественникам о понятии национального достоинства и чести.
И все же Христя Алчевская была уверена, что ее имя останется в памяти потомков. Она писала: «Мене не викреслити при всьому бажанні з історії...». Эту свою преданность родной земле перелила в поэтические строки: «Найкращий цвіт свого життя/Я віддала отій країні,/де стільки мрій живе в піснях/І в січовій вита руїні...». Копии рукописных материалов, которые хранятся в фондах Отдела рукописей и текстологии (в частности также поэма «Луїза Мішель», письмо к О. Кобилянской от 3 декабря 1908 г. с конвертом, письмо к Г. Хоткевичу от 1920 г. со стихотворением-посвящением матери Х.Д. Алчевской, стихотворение «До Вкраїнців» 1899 г. и др.), автором этой статьи были переданы несколько лет назад в музей А. Бекетова. Надеюсь, они украсят экспозицию, которую работники музея, очевидно, развернут по случаю юбилея и круглого стола.
Очевидно, тема круглого стола, учитывая широкий круг затронутых имен, может выйти за рамки сугубо филологического собрания. Есть мечта, чтобы на этом мероприятии выступил хотя бы кто-то из лауреатов международных конкурсов вокалистов им. И. Алчевского или хотя бы какой-то харьковский (или любой другой!) художественный коллектив — проблема, как всегда, в финансовом обеспечении, ведь организаторы не имеют возможности принимать гостей за свой счет. Есть намерения и желание энтузиастов превратить нынешний «круглый стол» в ежегодное постоянно действующее мероприятие, где будут обсуждаться не только жизненные и творческие коллизии прославленной семьи Алчевских, но и вообще феномен украинской интеллигенции в таком разрезе: творческие династии, семьи, личности, судьбы. При этом, очевидно, алуштинские энтузиасты будут рады принять как финансовую, так и культурническую и информационную поддержку от тех, для кого грустная фраза Христи Алчевской «Українці ще доста не навчилися шанувати своїх діячів...», вынесенная в заголовок этих заметок, станет не пустыми словами, а призывом к совести и к конкретным действиям.
Одним из таких конкретных и действенных дел по увековечиванию памяти этой жертвенной семьи могло бы быть создание Украинского фонда Алчевских, который бы поддерживал украинскую культуру. Хочется верить, что такие энтузиасты в Украине найдутся как среди банкиров и промышленников, так и среди украинской интеллигенции.
Выпуск газеты №:
№163, (2011)Section
Культура