Художественная глобализация
Евгения Басалаева продолжает знакомить слушателей с элитной музыкой Европы
В рамках VIII Международного фестиваля искусств «Диалоги культур» состоялся гала-концерт «Швейцарское интермеццо. Венский концертштюк» (из цикла «Элитные вечера камерной музыки Евгении Басалаевой»). Немало ценителей классического искусства побывало на этой импрезе, состоявшейся в Национальной филармонии, которая недавно отметила свой 150-летний юбилей, перенеслись мысленно на несколько десятилетий назад и, включив свою фантазию, представили себя в виртуальном окружении благородного общества киевского Купеческого собрания, настроенного на восприятие салонных вальсов и полонезов (такую уникальную возможность имел каждый из посетителей оригинального проекта известной пианистки и музыкально-общественной деятельницы Евгении Басалаевой).
Именно этой энергичной женщине нравится быть законодательницей музыкальной моды на элитность, воспитанность в их классическом, первичном смысле — понятия, которые в наше время нередко подменяются эрзацами. Она и сама олицетворяет воспитанность и вносит этот «аристократический ген» в свои многочисленные творческие проекты. Ее бренд — концертные программы «Элитные вечера с Евгенией Басалаевой» — это каждый раз погружение в новую, часто совсем неизвестную современному слушателю, классическую музыкальную культуру разных стран мира.
На этот раз в фокусе внимания пианистки оказалась музыка Швейцарии, государства, которое в семье европейских стран с особой трепетностью хранит высокие традиции профессионального музыкального образования: именно из учебных заведений Швейцарии начали свою блестящую карьеру многие известные в мире музыканты.
Каждый из элитных концертов Евгении Басалаевой — это настоящее художественное творение высокого уровня, наполненное свежими оригинальными идеями, своеобразными «кодами», которые ломают традиционные представления о формате обычного концерта. Мастеру присуще стремление к созданию околомузыкального, в общих чертах художественного пространства и ощущение торжественной атмосферы общего эмоционального подъема, рассеянных уже в помещении фойе Национальной филармонии особых флюидов праздника разных искусств. Например, на этот раз приглашенных гостей в первую очередь ожидала своеобразная «прелюдия»: встреча с выставленными в фойе роботами интересных современных украинских художников — путешествующего фотохудожника, эсперантиста Евгения Ковтонюка и художника, который создает свои живописные работы под водой, Александра Белозора, имя которого внесено в Книгу рекордов Гиннесса. Все фотосюжеты, как, в конечном итоге и художественные полотна, объединяла общая тема — тема воды, водной стихии, о чем говорили их названия: «К водопаду Игуасу» (Бразилия), «Вброд» (Зимбабве), «Слон в воде», «Водопад зимой» и другие. Именно динамический образ воды, этой удивительной субстанции, был призван, по замыслу автора проекта, создать то необходимое общее художественное пространство, объединяющее визуальную и звуковую сферы концертной программы.
Знакомство с фортепианными произведениями швейцарских композиторов — Шарля Самюэля Бови-Лисберга, Иоганна Карла Эшмана, в виртуозном исполнении Евгении Басалаевой, раскрыло перед собравшимися блестящую атмосферу салонного музицирования, господствовавшую в Европе в XIX веке, современниками которого были эти композиторы. Детально продуманная разноцветная «партитура» светового «аккопанемента», которая сопровождала игру пианистки, а также видеопроекция ее рук на фортепианной клавиатуре на фоне подвижных струй воды, особым образом продолжала линию образов воды с живописных и фоторабот в фойе.
В исполнении Евгении Басалаевой и Ольги Дмитренко (орган), как настоящий гимн роскошной природе Швейцарии прозвучала пьеса для органа и фортепиано Виталия Годзяцкого под красноречивым названием «Ноктюрн (Посвящение Швейцарии)».
Во втором отделе концерта «слово» было предоставлено известному швейцарскому виолончелисту Александру Кагановскому, (он, кстати, родом из Киева) который эффектно представил Концерт для виолончели с оркестром Отмара Шока. А настоящее удовольствие получили собравшиеся во время звучания Кларнетового концерта ля мажор В. А. Моцарта в исполнении известного кларнетиста современности Дарко Брлека и Национального камерного ансамбля «Киевские солисты».
Напомним, что прошлогодним концертом Е. Басалаевой «Автографы летописи времени» стартовал благотворительный художественный проект «За духовное возрождение Украины», целью которого является сбор средств на приобретение роялей австрийской фирмы «Joseph Brodmann Piano Group» для концертного зала столичного Дома актера, а также для зала бывшей Коллегии Павла Галагана — Национального музея литературы Украины.
Выпуск газеты №:
№182, (2013)Section
Культура