Художественный амбасадор Украины
Осень в столице Польши — это не только знаменитый Варшавский кинофестиваль, фест украинских фильмов, а еще и «Дни украинской музыки в Варшаве»
Эти акции уже превратились в традиционные, ведь в пятый раз на родину самого статусного международного фестиваля современной музыки в мире «Варшавская осень» в Польшу приезжают украинские композиторы и исполнители по приглашению польско-украинского дирижера, композитора и продюсера Романа Реваковича.
Сформировать программу любого музыкального фестиваля не меньшая ответственность, признак вкуса, чувства, умение уловить баланс концептуальный и контекстный, увидеть тенденции и выделить тренды. И это в какой-тостепени сложнее, чем в кино, по различным причинам. Академическая музыка — сначала воспринимается как что-то элитарное, и сформировать программу фестиваля так, чтобы его публикой стали не только его участники, но и зрители, уловить правильный контекст — довольно сложная задача. Поэтому разговоры о фестивальных кризисах крупных музыкальных фестивалей, в частности оперных, звучат все чаще. Тем не менее у каждого феста должна быть своя внешняя и внутренняя цель. И где-то посредине они должны сойтись. Это словно прописные истины, но в наше время, и особенно в Украине, хватает фестивалей с солидной историей, но только с внешней составляющей — потому они воспринимаются концептуально «размытыми». Но времена диктуют другой поход, и все больше у зрителя, даже непрофессионального, выигрывают контексты.
«Дни», организованные фондом Pro Musica Viva в лице Романа Реваковича, возможно, не такой масштабный фестиваль, чтобы проводить такие далекоидущие параллели. Однако именно этот фестиваль имеет ярко выраженную контекстную основу. Такую, например, как у мультидисциплинарного Bouquet Kyiv Stage, где главное ядро — музыка. Пан Роман в этом году задумался над тем, чтобы делать свой фестиваль ежегодным, а не с такими большими перерывами, как раньше, упорно пытаясь дополнить польское публичное культурное пространство украинской музыкой, которая практически не существует в этом контексте — как современная, так и прошлых времен. Фестиваль 2019 года дает для этого все основания, ведь более выстроенной, продуманной, лишенной поспешных и поверхностных решений программы я давно не слышала. Высокая культура, энциклопедическая музыкальная образованность инициатора и главной движущей его силы Реваковича поставили этот фестиваль в личном рейтинге на первое место именно в плане контента и контекста, практических выводов и эстетичного наслаждения, получения в сжатые сроки широкой и весьма полной картины современных тенденций в украинской музыке от Станковича и Сильвестрова, Щербакова и Шумейко, Киви и Фроляк и до молодых коллег. Три концерта, наполненных музыкой украинских композиторов разных поколений, были виртуозно сопоставлены с музыкой Лютославского — тоже разных периодов творчества, ведь подзаглавие феста и его тема «Витольд Лютославский и музыка украинская». Так произошло впервые за все годы проведения фестиваля: украинскую музыку поместили в очень мощный контекст и тем самым дали почувствовать ее более широко, с помощью параллелей, ассоциаций, образцов, ее самодостаточность и достойное место.
Первый концерт фестиваля — «Скрипичный речиталь» состоялся в концертном зале Музыкального университета Фридерика Шопена. Логично начали с молодых композиторов — стипендиатов Gaude Polonia. Роман Ревакович пригласил восемь композиторов на презентацию собственных произведений в Варшаву. Скрипач Андрей Павлов и пианист и композитор Богдан Кривопуст чрезвычайно эмоционально, ярко, объемно и эффектно представили новую программную музыку. Каждое произведение, а вместе с ним и композитор засияли как брильянты в достойной оправе. Это тоже отличительная черта этого форума: исполнителями приглашаются лучшие музыканты, имеющие безукоризненную культуру музицирования. Ведь очень важно все эти новые композиторские техники, искусственные и гармоничные эффекты, неоромантический мелодизм, динамическую образность, поиски мелодий и даже «цветную» музику — почувствовать, пропустить через себя и интерпретировать ясно, понятно с донесением всех нюансов, смыслов и подтекстов, которые закладывал композитор. Богдана Фроляк, Золтан Алмаши, Евгений Петриченко, Андрей Мерхель, Александр Шимко, Богдан Сегин, Елена Ильницкая, Богдан Кривопуст — каждый отдельно и все вместе в исполнении Павлова и Кривопуста прозвучали в эталонном исполнении. Кстати, все произведения уже изданы «Музичною Україною» в сотрудничестве с Польским институтом в Киеве и доступны для исполнения.
Концертная студия Польского радио имени Витольда Лютославского — зал с фантастической акустикой (предмет белых завистей) — принял второй концерт фестиваля — «Вокальный речиталь». Начали с народной «Ой глубокий колодязю». И сразу, на фоне событий, которые в это время разворачивались в Украине и тоже были связаны с из одной из народных песен, потянули заглянуть в программку. Там, как и ожидалось, не было ни одной украинской институции. А польские — Национальный центр культуры, руководство города Варшавы и многие др. поддерживают, оказывается, продвижение украинской культуры в Европе — Польше. Может, потому в цивилизованной стране такие хайпы, как сейчас у нас с нацхорами и песнями, не происходят? Может, лучше те миллионы (соцсетевые и др. усилия) потратить на продвижение украинской музики/искусства без «шароварно-советской-95-квартальной» окраски? Вот вам пример интеллигентной, но мощной по своему уровню и креативой инициативы, которая уже в пятый раз проходит в Варшаве абсолютно без участия нашего государства. Может, благодаря этому скандалу что-то-таки «изменят в консерватории», как говорил Жванецкий!? Может, достаточно Реваковичам и многим другим нашим соотечественникам самостоятельно «за свои» и за деньги государств, в которых они живут, продвигать Украину как бренд? Может, не всегда для этого нужна гигантомания наподобие знаменитого хора, а можно камерным концертом перевернуть сознание, представление (и душу) иностранцев об украинской музыке, песнях, современных композиторах и исполнителях. Наконец, об Украине и украинцах.
Над всем этим, вопреки воле и музыке, я рассуждала, пока безукоризненное меццо-сопрано красивой и талантливой Оксаны Никитюк не зазвучало в песнях Валентина Сильвестрова на слова Ивана Франко, Станислава Тельнюка, Омара Хайяма. С этим голосом душа, как и многих слушателей в тот день, унеслась далеко от земного. Потом в исполнении виртуозного пианиста Дмитрия Таванца прозвучали две мазурки Сильвестрова, посвященные хозяину фестиваля Реваковичу. Даже из этого изысканного музыкального портрета нашего гениального композитора можно было составить представление и о личности пана Романа, и о фестивале. Чего, например, стоит его идея объединить вокальную музыку польского классика Лютославского и живого украинского классика Сильвестрова в одном концерте? Ведь он завершился детскими песнями Лютославского на слова Юлиана Тувима, которые так же очаровательно исполнила Оксана Никитюк в сопровождении Дмитрия Таванца — в данном случае деликатного концертмейстера. Апофеозом программы стала ранняя соната для фортепиано Лютославского 1934 года, написанная для самого себя композитором (он был виртуозным пианистом) под влиянием Стравинского и французских композиторов: большая, сотканная, словно из кружев, в безукоризненной интерпретации Таванца, который продемонстрировал в сложном для исполнения произведении и конструктивную логику формы, и легкость, утонченность звучания, и ритмичную выразительность, и ясность мелодичного рисунка. Гениально придуманная программа второго концерта фестиваля была исполнена на легком дыхании, импрессионистически, по-осеннему тихо и нежно.
Завершился фестиваль не менее успешным концертом при достаточно большом присутствии поляков, которые открывали для себя камерную музыку выдающихся композиторов нашего времени, старшего поколения, рожденных в 40-х и 50-х годах — Владимира Шумейко, Игоря Щербакова, Олега Киви и Евгения Станковича. В зале с образцовой акустикой звучал райский голос Оксаны Никитюк. Дмитрий Таванец поражал, в зависимости от произведения, то утонченным, то мощным звуком. Альтистке Екатерине Супрун прекрасно удалось solo в Aria Passione II Игоря Щербакова. А сам Маэстро — Роман Ревакович за дирижерским пультом был в ударе, поэтому «Киевская Камерата» под его управлением звучала прекрасно.
Музыка композиторов этого поколения, прозвучавшая в программе, опираясь на музыкальную традицию предыдущих эпох, отличается определенной эклектикой, смелым симбиозом композиторских техник, однако на первый план выводит красоту и прозрачность звучания, а также философские смыслы и глубинные смыслы.
Так, Intermezzo diatonico Владимира Шумейко, очевидно, тональная музыка с народной, песенной, инструментальной основой отсылает ассоциациями к эпохе барокко.
Камерная симфония № 3 Aria Passione II Игоря Щербакова для альта и камерного оркестра основывается на цитате «Страстей» Баха, комментирующей события Евангелия. Это глубоко интимная и вместе с тем космическая, всеобъемлющая музыка, диалог настоящего и прошлого и, вместе с тем, вневременный, где альт становится главным героем, а начинается произведение тревожными, исполненной драматизма и предчувствия трагедии игрой виолончелей и контрабасов, которые символизируют шаги Христа на Голгофу.
Не менее драматичная камерная симфония № 10 (DICTUM №2) для фортепиано и оркестра Евгения Станковича органично соединила элементы поэмы, сонаты, симфонии. В этом произведении мы услышали другого Дмитрия Таванца, но все с тем же его фирменным глубоким пониманием piano и паузы, наполненным звуком, безукоризненным ощущением ансамбля. Он словно объединил вокруг себя отдельные эпизоды произведения, состоявшие из картин разных эмоциональных, контрастных состояний.
Наконец, Камерная симфония для голоса и камерного оркестра на слова Тараса Шевченко Олега Киви, построенная и будто выращенная из традиций украинской фольклорной музыки, снова явила слушателям великолепную Оксану Никитюк.
Финальная программа была филигранно сопоставлена со знаменитым произведением Витольда Лютославского — «Траурной музыкой». Это была первая попытка композитора добиться новых композиционных средств после отхода от неоклассическо— фольклорного стиля (в определенной степени вынужденного политической ситуацией в 1956 г.) Лютославский здесь экспериментировал, совмещая свободно трактованную технику додекафонии с идеей канона и добился чрезвычайной целостности замысла. Лютославский посвятил произведение памяти Белы Бартока. Фестиваль этим произведением почтил память жертв российской агрессии на Донбассе.
Выпуск газеты №:
№203, (2019)Section
Культура