Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Художник Карпат

17 ноября, 19:46

В начале 70-х молодого члена Союза художников Украины и заслуженного мастера народного творчества Михаила Катеринюка называли «волшебником» дерева и металла. Звание ему было присвоено в 23 года.

Талант его был очевидным и неоспоримым уже в те молодые годы. Красноречивые образы чеканных и рельефных резных композиций и яркое творческое дарование автора поражали широкую публику и привлекали внимание специалистов. Ныне коллекция произведений Михаила Катеринюка 1960—1980 годов хранится в Черновицком художественном музее.

Уже первые чеканки Михаила выделяли такие определяющие черты мастера, как национальная и этнографическая окрашенность, экспрессивность образного строя и исключительная артистичность. Яркий пример — произведение «Хозяин Карпат» (1970), которое сосредоточивает в себе уникальный заряд энергии. Художник выбирает для изображения классическую композицию в виде вписанной в круг фигуры мужчины. Он исключительно выразительно воплощает близкий ему образ молодого гуцула (легиня), который стал центральным в его дальнейшем творчестве. Вольнолюбивые идеалы горцев, их мужество и влюбленность в природу родного края — ведущие мотивы и произведений «Опрышки», «Буря» (1978), «Утро» (1985).

Героико-романтические проявления его пластики нераздельно связаны с поэтически- фольклорным осмыслением образов. Ведь карпатские герои Катеринюка — тонкие музыкальные натуры и зажигательные танцоры. Трембита и сопилка, цимбалы и скрипка — их верные спутники. Оригинальной интерпретации темы и наполненности образа гуцула-музыканта художник добивается уже в раннем произведении «Мелодия седых гор» (второе название «Мелодия Карпат», 1969 г.). Этот мотив мастер пронес сквозь годы и проработал в технике чеканки в работах «Танец опрышка», «Мелодия», серия «Троїсті музики», «Разговор с горами». Среди резных композиций ряд рельефов: «Гуцульский гомон», «Танец лесорубов», «Мелодия», «Утро» и тому подобное.

Важной чертой творчества Михаила Катеринюка является яркое воплощение национальных проявлений и характера украинских горцев. Щемящая лиричность и песенность выделяют большинство его произведений. Однако на первый план выходят такие совершенные, выполненные в рельефе, резные пласты, как «Купальский мотив» и «Юность Карпат». Любовь художник воспевал сердцем. Неподдельную нежность, лирическое восхищение и высшее проявление красоты он сумел воплотить в обобщенных образах украинцев. Свойственная работам Катеринюка выразительность композиций получает новаторское решение. Содержательной выразительности он достигает разнообразными приемами. Так, в произведении «Купальский мотив» фигура девушки, которая спускает на воду венок, декоративно изображена на фоне реки, обозначенной волнистыми рядами насечек. Они перекликаются с ритмично обозначенными лентами в девичьих косах, которые струятся на ветру.

Драматургия удивительного рельефа «Юность Карпат» (из фондов Черновицкого краеведческого музея) обостряется через противопоставление порывистых движений коней умиротворенной идиллии влюбленных. Примечательно, что вопреки горизонтальной направленности композиции, ощущение динамики образовано сложным ритмичным строем. Психологическое напряжение действия акцентировано разнонаправленными движениями: голов коней, рук влюбленных и полетом священных в украинском фольклоре птиц — ласточек — символа любви и нежности. В то же время доминирующая стремительность движения усилена экспрессивными изгибами коней и лентами, которые развеваются и облегают девичью фигуру. Рядом с вольнолюбивым гуцулом всегда есть «верный брат» — конь. Художник часто обращается к его изображению, как к символу верности, преданности и неудержимых страстей. Примечательным в работе является введение вертикали в горизонтальную композицию, которой является топорик гуцула. Эта деталь привносит психологическое равновесие, символизируя решительность, уверенность в счастье и определенность судьбы.

В отличие от предыдущего произведения очаровательная композиция «Мелодия» (1985) выделяется высоким уровнем обобщения и поразительной полнотой художественного выражения. Монументальная фигура мужчины, который играет на свирели, представлена строго статически на фоне горного пейзажа. Этот незабываемый образ олицетворяет гармонию и покой. Выразительные средства предельно ограничены. Выразительной игрой света и тени автор умело создает объемы и вводит углубленный рельеф. Резец художника мастерски точными движениями выбирает дерево и текучей мягкой линией очерчивает плечи и голову музыканта таким образом, что они песенно перекликаются с контуром гор, которые возвышаются над ним. Пространство наполняется мелодичными звуками. Дуновение ветра несет их далеко в горы и высоко в небо, касаясь волос свирельщика... «И мы слышим, как плывут безграничные пространства времени», — в данном случае вспоминаются слова Ивана Франко («Із секретів поетичної творчестві»).

Целостный образ гуцула, созданный Михаилом Катеринюком, приобретает эпическое звучание и высокий поэтический характер. А тема органического единения человека и природы, которая является ведущей в творчестве Михаила Катеринюка, получает яркую интерпретацию. Убедительности добавляет характерная деталь, которая наблюдается как в раннем произведении «Мелодия седых гор» (металл, чеканка), так и в некоторых работах последующих лет. Это — портретное подобие автора персонажам композиций. Такое сходство красноречиво наглядно воплощает сам Катеринюк в старшем возрасте. Представляется, его собственная, приобретенная с возрастом, выразительная фактурная внешность — и от родителей, и от созданных им же художественных образов.

Михаил Катеринюк утвердил себя в украинском искусстве рядом оригинальных произведений высокого образного звучания. Одной из главных черт творчества художника является национальный колорит его пластики, которую он благородно и сдержанно акцентирует, украшая традиционными орнаментальными элементами. Зато основную художественную идею произведения он красноречиво воплощает чисто пластичными средствами. Его материал — благодатное карпатское дерево, «из массива которого художник высекает все ему нужное, держа целостный образ в собственном воображении», — так отозвался о своем давнем приятеле Василий Бабух.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать