Художник, который сказал «Нет»!
Скандальная история о том, как вполне в «совковом» духе, экс-президента Кучму пытались сделать почетным членом Союза художников...!![](/sites/default/files/main/articles/28052015/1maydan.jpg)
На днях в Киеве произошла совершенно абсурдная ситуация, которая, впрочем, свидетельствует о нескольких нездоровых тенденциях в кругу тех, кого принято называть интеллигенцией. Новость о том, что экс-президенту Леониду Кучме планируют присвоить звание почетного члена Союза художников (!), сначала многие восприняли как шутку. Даже среди действующих членов Союза. А когда оказалось, что это более чем серьезно, проголосовали против, но свою четкую позицию относительно этого незаурядного события не озвучили.
Интересно, что эта трагикомедия не вызвала особой дискуссии в обществе, как и в самой художественной среде. Разве что шутки. А жаль.
На пленуме 26 мая побывали журналисты телеканала «1+1», которые отсняли, как проходило заседание. Кандидатуру Леонида Кучмы выдвинул Алексей Роготченко, председатель секции критики и искусствоведения. Свою речь относительно весомого вклада экс-президента в культурную жизнь страны он запретил снимать. Журналисты в сюжете коротко пересказывают, что Роготченко сравнивает Кучму с известными меценатами и расхваливает кандидата на звание за его особые заслуги в художественной сфере страны. В это время в зале, где сидят действующие члены союза — художники, скульпторы, искусствоведы — не наблюдается особого оживления, изумления или возмущения. Обычное заседание, обычный вопрос. Это при том, что президент не соответствует ни одному из критериев, то есть процедура должна была проходить в обход всех правил. Даже политически безразличные (как это возможно в кругу интеллигенции?) должны были хотя бы напомнить, что нет официальных оснований для включения Кучмы в Союз.
Единственный, кто не выдерживает и берет слово, — художник-монументалист Александр Мельник. Читателям «Дня» он известен как куратор Биеннале исторической живописи, а еще — активный участник Революции Достоинства. Он коротко говорит, что это абсурд и если члены Союза художников будут голосовать «за» Кучму в Союзе, то это одновременно будет и голосование за исключение Александра Мельника из Союза. «Ведь это позор, от которого Союз никогда не отмоется», — говорит он.
«Я в выступлении сказал, что не считаю Кучму человеком, я просто не мог подобрать слово, которое бы точнее всего его характеризовало. Это «нечисть», которая довела Украину до того состояния, из которого мы сейчас до сих пор не можем выбраться. Все эти выстроенные схемы, коррупционные системы, к которым имеет отношение его семья. О Гонгадзе я уже даже не говорю... — рассказывает Александр Мельник в разговоре с «Днем». — Всем понятно, кем является человек, который в течение двух своих каденций сделал такой нашу страну. Как такому человеку можно вообще давать почетное членство? Вся эта ситуация — полный абсурд. Это был бы страшный позор для Союза... Я бы не мог быть в таком союзе».
Результат голосования: 13 — «против», 3 — «за» (среди них и Роготченко), все остальные воздержались. Тех, кто озвучил свою принципиальную позицию, — один человек. Александр Мельник. Все.
«Этот вопрос рассматривался на заседании секции критики Национального союза художников Украины, я так понял, что Леонид Кучма именно в секцию критики и хотел вступить в Союз. Когда я пришел на заседание и узнал об этой инициативе, то, конечно же, проголосовал против его кандидатуры, — рассказывает «Дню» Эдуард Дымшиц, искусствовед, член НСХУ. — Почему проголосовал против? Ответ очень прост: мне трудно вспомнить профессиональные работы Леонида Данииловича, связанные с искусствоведением, в частности, с трудом в секции критики. У меня даже вариантов не было — однозначно против! Каждое творческое сообщество, которое уважает свою профессию, должно действовать не по принципу приема в свои ряды известных, богатых или амбициозных персон, а с позиции, прежде всего, их профессиональных качеств. Этот вопрос вообще нужно выносить за пределы политики, потому я даже не хочу говорить о человеческих добродетелях или профессиональных достижениях Леонида Кучмы. Для меня важно то, что он, повторюсь, никакого отношения к нашей профессии не имеет. Да, Союз художников сегодня не хватает звезд с неба, но если ты уже в этой организации, то должен ее, по крайней мере, уважать, в частности пополнением достойными членами».
Но почему-то никто этой позиции на самом заседании не озвучил.
«Реакция Союза оказалась в принципе нормальной — проголосовали же против этого, в конечном итоге. Единственное, что немало людей воздержались, это жаль. Люди зависят финансово, должны выживать... А может, они и разделяют эти взгляды — я не знаю, потому здесь не могу ничего сказать, — говорит Александр Мельник. — Я думаю, что Кучма об этом не знает и не ведает. Я об этом не знал, только из сюжета и узнал на телевидении, что Роготченко сотрудничает с фондом Кучмы и там что-то делает, что-то издает за их финансирование. Я так думаю, что он таким образом решил отблагодарить, проявить инициативу. А в целом, это же давно делается: попытки отбелить Кучму и вернуть его в приличное общество — эти фонды, акции, помощь детям. Понятно для чего это делается. Замаскировать, отчистить...»
Художник рассказывает, как после заседания один из коллег подошел к нему и обвинил господина Александра в том, что он «устраивает здесь 37—38 годы».
ФОТО АНДРЕЯ ЕЛОВИКОВА
«Если бы проголосовали за Кучму, я бы вышел из Союза. Конечно, я бы сразу потерял мастерскую, не мог бы делать многие из проектов, не мог бы выставляться в залах Союза. Но это принципиально для меня! К сожалению, все молчали, выступил я один. Это такая наша «традиция», чтобы не высовываться, чтобы же потом что-то не то не получилось, чтобы не сказать лишнего. В советские времена в Союз меня не принимали, работу мне не давали, и еще много чего было, потому что я не молчу. А люди некоторые молчат, не знаю, может, такова у них позиция... Уже после многие подходили, благодарили, тихонько говорили, ой, какой Вы молодец,.. но вслух на заседании — никто», — продолжает Александр Мельник.
Красноречивая деталь. Некоторые интернет- издания приводят впечатления «шокированных событием членов Союза», но... анонимно. «Традиция» не озвучивать свою позицию публично тянется с Советских времен. Союза уже нет, а Союз и подобные организации творческой интеллигенции словно застряли в тех годах, словно оказались «законсервированными» в «совке». Хотя именно их голоса важны для общества не меньше, чем голоса политиков или экономистов. Формирование правильной «общественной ауры» — это их задача. А они вот, например, в таких ситуациях — молчат.
«Я считаю, что это абсолютный нонсенс. Когда-то были «почетные члены», которых называли «свадебными генералами», но это практиковалось на уровне почетных академиков. А такого у союза художников еще, кажется, не было. Знаете, это как бы комедийная ситуация, но смеяться почему-то не хочется, — прокомментировал «Дню» кандидат искусствоведения, член НСХУ Ярослав Кравченко. — Как можно было дойти до того, что пригласить Кучму в Союз после двух революций, в частности, когда лучшие художники проявили на Майдане свою гражданскую и творческую позицию, создали ряд художественных работ, и после этого их так унизить... Думаю, это дело рук чиновников от искусства. Такие игры с творческими союзами были всегда — во времена Сталина, позже Брежнева и Хрущева, но сегодня это выглядит как полный абсурд. А неоднозначная позиция некоторых членов союза, которые голосовали «за» или просто не хотят публично и аргументированно заявить свое «против», тихонько отсиживаясь, объясняется очень просто — это «синдром расстрелянного возрождения». Сегодня у определенной части творческой интеллигенции довольно сильно воспитан принцип «моя хата с краю», принцип приспособленчества и льстивости».
И здесь вопрос не столько в абсурдности самой ситуации — Кучма в Союзе художников, как, собственно, в реакции художников, чью среду не смогло «расшевелить» даже это событие.
Сегодня для художника сказать правду или выразить свою позицию — ничем не грозит: ни тюрьмой, ни отлучением от творчества... Тогда почему молчат?
К ТЕМЕ
Верните бульдозеры в искусство!
Андрей ПЛАХОНИН
— А почему бы и нет?! Именно такой была моя первая реакция, когда я услышал о том, что экс-президента Украины Леонида Даниловича Кучму выдвинули в члены Союза художников Украины. Будь я членом, я бы только «за» проголосовал! — И не спешите вы меня клеймить! Сами подумайте. Боги, — а может это не они, а просто древние греки виноваты, — жестоко обидели художников и скульпторов. Когда Зевс и Мнемосина распределяли обязанности своих девяти дочерей — муз, ни одна из них не была назначена покровительницей живописи или скульптуры. Почему-то в древности живопись и скульптуру считали не искусством, а ремеслом, пусть античные образцы тысячелетиями и служили недостижимыми идеалами красоты для потомков. Наверное потому, что, если поэзией и драматургией в античном полисе прожить было нельзя, и ими занимались обычные граждане в часы досуга, то те же скульпторы жили исключительно плодами своих умелых рук. — Если у тебя есть умелые руки, тебе не нужна муза.
Спустя многие века люди все же решили восполнить это досадное недоразумение, придумав еще несколько муз, — Глиптию — покровительницу рукоделия (в том числе и ювелирного искусства, живописи и скульптуры), и Политию — покровительницу политики. Так они и пошли по жизни, рука об руку, — художники и скульпторы увековечивали власть предержащих, за что получали соответствующую мзду.
Их творческий союз достиг своей вершины в СССР в 1930-е годы, когда по прямому приказу вождя для тех деятелей культуры, кого не успели посадить на пароход, расстрелять, сгноить в лагерях, организовали Союзы художников, писателей, композиторов, и уж простите если кого забыл, много кого еще. В обмен на сытую жизнь им предложили отказаться от свободы творчества. Альтернативой сперва были сталинские лагеря, а при его наследниках бульдозер, которым сносили выставки неугодных художников, психушка, или обвинение в тунеядстве. И гению приходилось проходить все круги ада только чтобы отстоять свое право творить.
Увы, Золотой век советских творческих союзов, — художников, картины которых никто не знал, композиторов, музыку которых никто не слушал, писателей, которых никто не читал, не мог продолжаться вечно. Стоило отобрать у них бульдозер, и творческий люд совершенно отбился от рук. А кое-кто даже заговорил о том, что де союзы и совсем не нужны.
Трудные времена требуют трудных решений. Так почему бы захиревшим Союзам, почему бы музе Глиптии не поискать поддержки у своей сестры Политии, у которой, кстати, жизнь превратилась в сплошную белую полосу. Да и к чему вообще эти античные музы. Сделаем небесными покровителями искусств экс-президентов, — муза художников, муза писателей, муза композиторов, и, как венец, четвертый из них, обличенный научными степенями экс-президент в качестве покровителя свободных наук.
За свою жизнь политика Леонид Данилович Кучма открыл столько выставок, произнес столько приветственных речей, позировал для стольких портретов, что сам бог определил в искусствоведы! Еще бы пара конных статуй в его честь, и смог бы тогда даже избираться по секции монументального искусства.
Выпуск газеты №:
№91, (2015)Section
Культура