Киев, Печерск: следами Кобзаря
В издательстве «Експрес-поліграф» вышло публицистически-документальное исследование Виктора ЖАДЬКО
На протяжении жизни Тарас Григорьевич несколько раз посещал Киев. В первый раз, как утверждают исследователи, ориентировочно в 1822 г. или в 1823-м, когда Шевченко исполнилось 8 или 9 лет и он вместе с родной сестрой Катериной пришел пешком помолиться в величественный город над Днепром. Второй раз он приехал сюда в 1829 г. в обществе помещика Павла Энгельгардта, у которого служил казачком. В третий раз это произошло через 14 лет после учебы в Петербуржской академии искусств. Это непродолжительное пребывание в Киеве прервал арест поэта, а впоследствии десятилетнее наказание солдатчиной за вольнолюбивые стихи и участие в Кирилло-Мефодиевском братстве. Лишь незадолго до смерти Кобзарь в последний раз приезжает в Киев, но под давлением обстоятельств вынужден был навсегда оставить город своей мечты и надежд.
Именно пребыванию поэта-художника в Киеве посвятил журналист и писатель, доктор философских наук, профессор Виктор Жадько свое публицистически-документальное исследование «Печерськ Тараса Шевченка».
Первое позитивное впечатление, которое возникает от прочтения книги-альбома, — стремление автора отыскать конкретные места в Печерском районе города, которые так или иначе связаны с именем Кобзаря. А сделать это ему, поверьте, было крайне сложно, потому что Киев по сравнению с тем, каким он был во времена Шевченко, неузнаваемо изменился. В одном из эпизодов книги автор даже искренне признался в том, что вынужден был забраться на монумент Родины-матери, чтобы вычислить место, с которого Тарас Григорьевич делал зарисовки Киево-Печерской Лавры. Ведь этот историко-архитектурный комплекс в наши дни плотно окружен фешенебельными новостройками, которые в последние десятилетия плотно обступили самый престижный район столицы. Кстати, Виктор Жадько, такую методику поиска сакральных Шевченковских мест применял и раньше. В памяти всплывают его предыдущие публицистически-документальные издания «Ідем за Шевченком» и «Шевченків Вільно» (написанные в соавторстве с Раймундасом Лопатой), в которых исследователь не только идентифицировал места пребывания Кобзаря во время его путешествий по Украине и Литве, но и изложил историю создания им талантливых художественных произведений, которые стали культурным достоянием украинской нации.
Доброго слова заслуживает и попытка Виктора Жадько докопаться до истины, когда он анализирует различные архивные источники, которые проливают свет на конкретные события, участником которых был Тарас Григорьевич. Красноречивым примером этого является установление времени и места первого знакомства Шевченко с Кулишем, которое, по мнению одних исследователей его биографии, произошло в 1843 г. в Киеве вблизи Софийского собора, где на квартире проживал последний, а по словам других, — встреча состоялась в Графском переулке в районе Печерского урочища, которое тогда называлось «Провал».
«ВИД ИНСТИТУТА БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ». ЛИТОГРАФИЯ И. ЛЯУФЕР
Можно сделать вывод, что таких «затемненных» мест в хронологии жизненного пути Тараса Шевченко насчитывается немало, поскольку бурные события на протяжении прошлого и позапрошлого веков — революции, войны, распад государств, природные катаклизмы — не способствовали сохранению бесценных доказательств, которые имели бы убедительное документальное подтверждение. Не случайно Виктор Жадько приводит в своем исследовании поразительный факт, который имел место во время эвакуации Музея Т.Г. Шевченко летом 1941-го. Тогда литературоведу и искусствоведу Елизавете Середе, матери известного языковеда Виталия Русанивского, которая в послевоенное время обогатила современную Шевченкиану рядом обстоятельных научных трудов, повезло спасти от уничтожения часть музейных экспонатов...
Есть несколько разделов в книге, которые непременно вызовут у потенциальных читателей особый интерес. Прежде всего, это касается тех, кто скрупулезно изучает историческое прошлое Киева. Благодаря письмам и повести «Прогулка с удовольствием и не без морали» достоверно известно, что весной в 1845 г. Тарас Григорьевич поселился в деревянном домике напротив Института благородных девиц на улице Институтской. Виктор Жадько, пользуясь многими документальными источниками, представляет интересные детали об известном в царской империи учебном заведении. Например, при строительстве института в его фундамент были заложены присланные из Петербуржского монетного двора серебряная коронационная медаль Николая I и коллекция русских монет из золота, платины и серебра.
В другом разделе, который называется «Мастерству живописи учился в Киево-Печерской лавре...», автор открывает читателю странички из жизни гения, связанные с одним из его интересов. Судьба свела Кобзаря с Иваном Гудовским — художником-портретистом и фотографом родом из полтавского местечка Пирятин. Знакомство обоих художников произошло во время учебы в Санкт-Петербургской Академии искусств в период с 1844 по 1849 гг. Пройдет всего десятилетие и в 1859 году Иван Гудовский изготовит несколько уникальных фотопортретов Тараса Григорьевича, когда тот приезжал в Киев в последний раз. Именно эти уникальные фотографии, изготовленные другом Шевченко по технологии французского художника Луи Дагера ровно 155 лет назад, автор разместил в издании. Примечательно, что Тарас Шевченко, как утверждают исследователи его жизненного пути, увлекался искусством фотографирования, мечтал овладеть этим экзотичным в то время ремеслом. В книге Виктор Жадько делает интересный исторический экскурс в зарождение киевской видовой фотографии в середине позапрошлого века. Оказалось, что фотодело развивалось преимущественно в фотомастерских, расположенных на старинном Печерске.
Впрочем, стоит указать и на определенные огрехи в издании. Например, на развороте книги, на страницах 66 и 67, дважды дословно используется одна и та же цитата из повести «Близнецы». Годы жизни Павла Васильевича Энгельгардта — помещика Тараса Шевченко на странице 10 — 1798—1849 гг., а уже на странице 13 — 1795—1849 гг. Случаются в тексте и филологические ошибки, которые почему-то не попали в поле зрения редактора издания (особенно много на страницах 88 и 108). Но эти недостатки не портят впечатления от содержания книги и не преуменьшают значение исследования, которое открывает интересные факты и неизвестные рядовому читателю события из жизни Шевченко.
Иллюстрации из книги «Печерск Тараса Шевченко» В. Жадько
Выпуск газеты №:
№207, (2014)Section
Культура